телефон директор,секретаря 053393582,замдиректора 053395603,факс 65263,электронный адрес школы: arb-marina@bk.ru


Учебно-воспитательный процесс
                             
ПРОФИЛАКТИКА И ЗДОРОВЬЕ

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
ОТ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ

ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ  
Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.  
Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.  
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.  


ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ  
Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.  
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.  
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.  
При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.  
Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.  


ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ  

Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.  
Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:  
- при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;  
- при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;  
- при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;  
- при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.  


КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?  
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально.  
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:  
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;  
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;  
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;  
- не используйте вторично одноразовую маску;  
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.  
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.  
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.  
Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.  
Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.  


ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?  
Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.  
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.  


КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит.  В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.  


КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ  
Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.  Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.  

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/  
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
 
 
Вызовите врача.  
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.  
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.  
Часто проветривайте помещение.  
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.  
Часто мойте руки с мылом.  
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).Ухаживать за больным должен только один член семьи. 





 

МОУ «Тираспольская средняя школа№11»
 
                              
                                      Согласовано                                                                  УТВЕРЖДАЮ
       Председатель  ПК   МОУ « ТСШ№11»                             Директор  МОУ  « ТСШ№11»       ­­­­­­­­­­­­            _______________Кирнова И.П                                  ______________Набенюк М .В.
            «    .»______________2020 г.                                          «    .»______________2020 г.                                                             
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации  образовательного процесса во время карантина
в МОУ «Тираспольская средняя школа  №11»
 
  1. Общие положения
    1. Настоящее Положение разработано на основании  Закона ПМР «Об образовании», Трудового  Кодекса ПМР,  Приказа МУ «УНО г. Тирасполь» №155 от 31.03. 2020 г. и в соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ «ТСШ №11», Уставом МОУ «ТСШ №11».
    2.  Реализация электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при строгом соблюдении санитарных правил и норм, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты ПМР от 16 марта 2005 года № 125 «О введении в действие СанПиН МЗИСЗ № 03-2005 «Гигиенические требования к условиям обучения в организациях общего образования» на территории Приднестровской Молдавской Республики.
    3. Настоящее Положение регулирует организацию образовательного процесса  в МОУ «ТСШ №11» на время карантина, устанавливает правила реализации  общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в ОУ.
    4. Данное Положение разработано в целях определения единых подходов к деятельности Школы по организации учебно-воспитательного процесса во время карантина, обеспечению усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ  во время дистанционного обучения.
    5. Администрация школы доводит данное Положение до членов коллектива МОУ «ТСШ №11» через сайт ОУ или другим способом ( в  том числе и через Интернет)  разъясняет отдельные пункты, издает приказы о работе Учреждения во время карантина.
    6. Классные руководители знакомят обучающихся и их родителей (законных представителей)  с данным Положением через  Интернет.
    7. Электронное обучение (далее ЭО) - организация образовательной деятельности с применением  информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по различным линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся, родителей  и педагогических работников.
    8. Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
 
    1. Дистанционное обучение осуществляется по всем  учебным предметам, темам учебных предметов, включенных в учебный план школы.
    2. Перечень учебных предметов, изучаемых в сетевом режиме по расписанию:
1-4 классы - русский язык, литературное чтение, официальный язык, иностранный язык, математика, окружающий мир;
5-7 классы - русский язык, литература, официальный язык, иностранный язык, математика, история, обществознание, география, физика, биология;
8-11 классы - русский язык, литература, официальный язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, биология, химия.
  1. Основным  принципом  организации дистанционного обучения являются  принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно - образовательной среды (в том числе  форумы, вебинары, электронная почта, Интернет-конференции, онлайн уроки, любые доступные ресурсы, любые образовательные площадки).
  2. Формы ДОТ:
  • Электронная почта как средство обмена заданиями и решениями;
  • программы для конференц-связи (скайп, ватсап, вайбер и др.);
  • Дистанционные конкурсы, олимпиады;
  • дистанционное обучение в сети Интернет на любых образовательных платформах;
  • видеоконференции;
  • онлайн - тестирование;
  • общение через электронную почту;
  • вебинары и др.
    1. В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:
  • Лекции;
  • Консультации;
  • Семинар;
  • Практическое занятие;
  • Лабораторная работа;
  • Контрольная работа;
  • Самостоятельная работа;
  • Научно-исследовательская деятельность.
    1. Самостоятельная работа учащегося может включать следующие формы (элементы) дистанционного обучения:
  • Работа с электронной версией  учебника;
  • Работа с учебником на печатной основе;
  • Просмотр видео-лекций;
  • Прослушивание аудиоматериала;
  • Компьютерное тестирование;
  • Изучение печатных и других методических учебных материалов и др.
 
  1. В сетевом режиме рекомендуется проводить уроки получения нового знания, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Контроль знаний может выполняться как в сети, так и вне ее.
  2. Остальные предметы учебного плана осваиваются учащимися по рекомендациям учителя самостоятельно.
Перечень заданий доводится учителем до сведения ученика в начале четверти. Задания для самостоятельной работы не должны носить письменный характер, написание рефератов не допускается. Приветствуется выполнение комплекса физических упражнений, просмотр видеоспектаклей, прослушивание музыкальных произведений, выполнение творческих работ, сделанных своими руками.
Ученик выполняет задания в произвольном, удобном для него режиме.
Контроль знаний осуществляется вне сети. Формы контроля: фотография, видеопрезентация, рисунок и т.п. (не более 3-х в течение четверти).
  1. Непрерывная длительность одного занятия с видеодисплейным терминалом должна составлять:
1 класс - 15 минут;                                               
2-7 класс - 20 минут;
8-11 класс - 25-30 минут.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности учащихся между такими занятиями следует соблюдать интервал не менее 10 минут.
Начало занятий не ранее 8-30.
  1. Максимально допустимая недельная учебная нагрузка на каждого ученика с учетом занятий с педагогом в сетевом режиме и самостоятельной работы (астрономических часов):
1 классы - 20 часов;
2-4 классы - 23 часа;
5-6 классы - 30 часов;
7-9 классы - 32 часа;
10-11 классы - 36 часов.
  1. Объем учебного материала по каждому учебному предмету должен обеспечивать обязательный минимум содержания с целью реализации конституционного права обучающихся на получение общего образования.
  2. В период организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий учащиеся должны иметь возможность получать консультации всех без исключения педагогов по соответствующей дисциплине через электронную почту, используя любые удобные программы  и все возможные каналы выхода в интернет.
 
3.Организация образовательного процесса
в МОУ «ТСШ №11»  во время карантина (режим работы)
 
3.1 Директор Школы  издаёт приказ об организации карантинного режима в МОУ «ТСШ №11».
3.2  Деятельность МОУ «ТСШ №11» во время карантина осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы, деятельность педагогических работников - в соответствии с установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий, иных работников - режимом рабочего времени, графиком сменности.
 
 
4. Функции администрации МОУ «ТСШ №11»
 
  1. Директор ОУ определяет функционал штатных работников на период карантина, назначает ответственных лиц за организацию учебно-воспитательного процесса в дистанционной форме, в иных формах;
  2. Осуществляет контроль за организацией ознакомления всех участников учебно-
воспитательного процесса с документами, регламентирующими организацию работы МОУ «ТСШ №11»  во время карантина;
  1. Контролирует соблюдение работниками Школы карантинного режима;
  2. Осуществляет контроль за реализацией мероприятий, направленных  на обеспечение
выполнения образовательных программ;
  1. Принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы
МОУ «ТСШ №11»  во время карантина;
4.6. Обеспечивает педагогов автоматизированными рабочими местами (по запросу педагога);
 
  1. Функции заместителя  директора по учебно-воспитательной работе.
5.1.Организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ обучающимися, находящимися на дистанционном обучении;
  1.  Определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности с обучающимися во время карантина: виды, количество работ, форму обучения (дистанционная, самостоятельная, очно-заочная, индивидуальная и т.д.), сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ, сроки размещения информации  на различных площадках;
  2. Осуществляет  информирование педагогов и иных работников ОУ   об организации их работы во время карантина, в том числе через  сайт школы и другие интернет-ресурсы;
  3. Организует информирование родителей (законных представителей) обучающихся о соблюдении обучающимися карантинного режима с целью обеспечения сохранности их жизни и здоровья;
5.6 Осуществляет  контроль за корректировкой календарно-тематического планирования рабочей программы педагогами ОУ;
  1. Разрабатывает рекомендации для участников учебно-воспитательного процесса  организации работы во время карантина, организует использование педагогами дистанционных форм обучения, осуществляет методическое сопровождение и контроль за внедрением современных  педагогических технологий, методик, направленных на увеличение резервных часов, с целью реализации в полном объёме образовательных  программ ;
  2. Составляет график работы педагогов с журналами (по окончании карантина),  и доводит его до сведения работников;
  3. Осуществляет контроль за  работой педагогов с обучающимися, находящимися на дистанционном режиме обучения;
  4. Организует учебно-воспитательную, научно-методическую, организационно- педагогическую деятельность педагогического коллектива в соответствии с планом работы ОУ в дистанционном режиме;
  5. Анализирует деятельность о работе МОУ «ТСШ №11» во время карантина.
 
  1. Педагоги, выполняющие функции классных руководителей:
    1. Проводят разъяснительную работу с родителями (законными представителями), доводят информацию о карантинном режиме в ОУ  и его сроках, используя любые  доступные виды электронной связи с родителями обучающихся или личное сообщение по стационарному  или мобильному  телефону;
    2. Доводят информацию до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) о том,  где и как можно получить задания, как осуществлять обратную связь с учителями предметниками на период карантинного режима с целью выполнения программного материала;
    3. Информирует родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей.
 
  1. Педагогические работники, учителя-предметники:
 
  1. Продолжительность рабочего времени педагогов во время дистанционного обучения определяется в соответствии с их  учебной нагрузкой и  с действующим расписанием уроков и установленным режимом работы на время карантина:
1 –11 классы
номер урока время
1урок
  1. 08.30-09.00
2урок
  1. 09.10-09.40
3урок
  1. 09.50-10.20
4 урок
  1. 10.30-11.00
5 урок
  1. 11.10-11.40
6 урок
  1. 11.50-12.20
7 урок
  1. 12.30-13.00
В 1- класс проводится урок 15 минут
Во 2-7 классах проводится урок 20 минут
В 8-11 классах проводится урок25-30 минут
В соответствии с установленным Режимом перемены в1,2-7 классах удлиняются
 
  1. Педагоги своевременно осуществляют корректировку календарно-тематического планирования рабочей учебной программы с целью обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объёме. Скорректированное  КТП  на период карантина представить на согласование замдиректора  по УВР и утверждение директору ОУ, соблюдая при этом карантинные мероприятия.
  2. С целью прохождения образовательных программ в полном объёме обучающимися педагоги     применяют блочную подачу учебного материала, проведение интегрированных уроков, разнообразные формы самостоятельной работы, используют способы уплотнения материала;
  3. Информация о применяемых формах работы, видах самостоятельной работы доводится педагогами до сведения  классных  руководителей с целью информирования родителей.
  4. Работа учащихся может быть оценена педагогом во время проведения онлайн-уроков, видео-уроков,  вебинаров, конференций, а также при получении  фотоматериала  выполненного задания.
  5. Самостоятельная  деятельность обучающихся во время карантина (дистанционного обучения) может быть оценена педагогами только в случае достижения положительных результатов (оценки: «3», «4», «5»),  в этом случае оценки выставляется в журнал. По темам и заданиям, вызвавшим затруднения у обучающихся при самостоятельном изучении материала, учителем проводится корректировка после выхода с карантина. Пробелы устраняются через индивидуальную работу с обучающимися.
  6. Для обучающихся, не имеющих никаких средств связи, учитель доставляет задание на вахту ОУ и забирает готовые задания для проверки, соблюдая карантинные меры ( каждый понедельник до 11-00 часов)
 
8. Деятельность обучающихся в время карантина
8.1.  Во время карантина обучающиеся школу не посещают.
8.2. Обучающиеся выполняют задания учителя самостоятельно, в том числе с применением дистанционных технологий.
8.3. Обучающиеся предоставляют выполненные во время карантина задания в соответствии с требованиями педагогов по Интернет .
8.4.  Обучающиеся, у которых отсутствуют технические средства дистанционного обучения, получают образование в иных формах:
а) Посредством телефонной связи, проводной или мобильной. Учитель сообщает задание, назначает время его реализации, в назначенное время родители учащихся доставляют выполненное задание на вахту школы, а учитель его забирает, соблюдая при этом условия карантина.
б) При отсутствии телефонной связи один раз в неделю ( в понедельник с 12-00 до 16-00) родители учащихся обязаны забирать на вахте школы задания и оставлять для проверки выполненные работы.
 
9 . Ведение документации
9.1. Педагогами проводится корректировка календарно-тематического планирования и журнал заполняется в соответствии с новым КТП.
9.2. Педагог, работающий удаленно, обязан:
а) еженедельно направлять на электронный адрес руководителя МО отчет о проведенных в дистанционной форме учебных занятиях и результатах учебных достижений обучающихся;
б)  заполнить журналы по окончанию карантина.
10.  Права и обязанности родителей
(законных представителей) обучающихся
10.1. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
а) ознакомиться с Положением об организации работы Учреждения во время карантина;
б) получать от классного руководителя информацию о карантинном режиме в ОУ и его сроках через SMS-сообщение, личное сообщение по телефону или в приложениях-мессенджерах;
в) получать информацию о заданиях и итогах учебной деятельности их детей во время карантина.
10.2 . Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
а) осуществлять контроль выполнения их ребенком карантинного режима;
б) осуществлять контроль выполнения их ребенком домашних заданий во время карантина, в том числе с применением дистанционных технологий.
 
11.  Рекомендуемые формы реализации дистанционного обучения
11.1. Основной формой реализации дистанционного обучения является электронный учебный курс. В качестве базовой платформы по возможности может быть использована Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда (Moodle).
11.2. Дистанционное обучение может реализовываться в формах синхронного и асинхронного взаимодействия педагогов и обучающихся посредством электронной почты, дистанционных конкурсов, проектов и олимпиад на сторонних сайтах, видеоконференций и вебинаров при помощи Zoom, Skype и других подобных сервисов, совместного использования облачных сервисов и т.д.
11.3. Использование кейс-технологии для дистанционного обучения. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудио-, видео- и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимися при организации регулярных консультаций учителя.
В этом случае для каждого обучающегося составляется индивидуальный кейс, содержащий пакет учебных пособий, мультимедийный видеокурс, обучающие программы на CD-ROM и электронную рабочую тетрадь. Электронная тетрадь включает в себя рекомендации по изучению данного материала, тесты, вопросы для самоконтроля, практические и творческие задания.
Бесплатными онлайн-инструментами для создания форм обратной связи являются приложения Google Формы и Google Класс.
11.4. На сайте Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики размещен обзор различных цифровых образовательных ресурсов и сервисов, которые могут быть востребованы педагогами и руководителями школ при организации образовательного процесса в режиме онлайн, «Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме».
 

Документы:
  1. ПОРЯДОК проведения государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам среднего (полного) общего образования
  2. Приказ об утверждении инструкции промежуточной аттестации



ПРИКАЗ
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
5 июля 2004 г.
N 702
 
(САЗ 05-9)
 
Зарегистрирован Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 21 февраля 2005 г.
Регистрационный N 3121
 
В целях обновления нормативно-правовой базы в сфере общего образования, оптимизации структуры и содержания деятельности и в соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 16.08.2000 года N 322 "Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики" (ОВ-00-08) с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента Приднестровской Молдавской Республики от 17.04.2002 года N 281 (САЗ 02-16), от 12.06.2003 года N 255 (САЗ 03-24), от 19.11.2003 года N 525 (САЗ 03-47), приказываю:
 
1. Утвердить "Типовое положение об организации общего образования" (прилагается).
2. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на Первого заместителя Министра Просвещения В.А. Гелло.
 
МИНИСТР Е. БОМЕШКО
 
г. Тирасполь 5 июля 2004 г.
N 702
Приложение
к приказу Министра просвещения
от 05.07.2004 г. N 702
 
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об организации общего образования
 
1. Общие положения
 
1. Положение "Об организации общего образования" (далее Положение) регулирует деятельность организаций общего образования, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
2. Настоящее Положение является типовым для государственных организаций общего образования следующих видов:
а) начальная общеобразовательная школа (основные программы начального образования);
б) основная общеобразовательная школа (основные программы начального общего и основного общего образования);
в) средняя общеобразовательная школа (основные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (основные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по одному или нескольким предметам);
д) другие организации общего образования, реализующие в качестве основной программу общего образования.
Для организаций общего образования других форм собственности данное Положение будет носить рекомендательный характер.
3. Организация общего образования может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также программы дошкольного образования при наличии соответствующих разрешительных документов.
Организация общего образования, реализующая программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы, руководствуется в своей деятельности также типовыми положениями об организации дошкольного образования, организации дополнительного образования детей.
4. Организация общего образования создает условия для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.
5. Деятельность организации общего образования основывается на принципах гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, воспитания в духе гражданственности и демократии, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
6. Организация общего образования в своей деятельности руководствуется актами законодательства Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Положением и своим Уставом.
7. Основными целями организации общего образования являются:
а) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
б) адаптация обучаемых к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора ими и последующего усвоения профессиональных образовательных программ;
в) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
г) формирование здорового образа жизни.
8. Организация общего образования осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
9. В организации общего образования создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
10. По инициативе обучаемых в организации общего образования могут создаваться детские и молодежные общественные организации, объединения, деятельность которых не носит политический или религиозный характер.
11. Организация общего образования несет в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучаемых, требованиям охраны их жизни и здоровья.
12. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в организации общего образования осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната и семейного образования.
Допускается сочетание указанных форм усвоения общеобразовательных программ.
13. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
 
2. Деятельность организации общего образования
 
14. Организация общего образования создается учредителем (учредителями), при наличии необходимых условий для обучения, и регистрируется в органах юстиции в установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке.
Право юридического лица у организации образования в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникает с момента регистрации, а право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, после получения специального разрешения и аккредитации.
15. Учредителем (учредителями) государственной организации общего образования является Государство в лице органов исполнительной власти.
Учредителем (учредителями) муниципальной организации общего образования являются органы местного самоуправления и (или) государственные администрации городов (районов) Республики.
Отношения между учредителем и организацией общего образования определяются учредительными документами.
Организация общего образования, как юридическое лицо имеет Устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
16. Организация общего образования проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27.06.2003 г. "Об образовании" (САЗ от 30.06.2003 г. N 26) и иными актами законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
17. В соответствии со своими уставными целями и задачами организация общего образования может реализовывать дополнительные образовательные услуги (в том числе на платной основе) за пределами определяющих ее статус общеобразовательных программ.
18. Вид организации общего образования может быть изменен по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств организации общего образования перед обучаемыми или если учредитель принимает на себя эти обязательства.
19. Создание, реорганизация и ликвидация организации общего образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
20. Аттестация и государственная аккредитация филиалов организаций общего образования осуществляется в порядке, установленном для организации общего образования.
Создаваемые в организации общего образования филиалы не являются юридическими лицами. В соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики они наделяются имуществом создавшей их организации общего образования и действуют на основании утвержденного ими положения.
Руководители филиалов назначаются организацией общего образования, создавшей их, и действуют на основании доверенности.
21. Организация образования, в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, вправе образовывать совместно с иными организациями образования ассоциации (союзы). Указанные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.
22. Медицинское обслуживание обучаемых в организации общего образования обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этой организацией общего образования и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучаемых.
Организация общего образования обязана предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.
23. Организация питания в организации общего образования возлагается по согласованию с органом управления на организацию общего образования и организации общественного питания. В организации общего образования должно быть предусмотрено помещение для питания обучаемых, а также для хранения и приготовления пищи.
24. Количество классов в организации общего образования определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, а также положений и требований нормативно-правового акта, наделяющего организацию правом ведения образовательной деятельности.
25. Организация общего образования вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей).
26. Наполняемость классов организации общего образования устанавливается в количестве не более 30 обучающихся и групп продленного дня - не более 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом организации общего образования.
27. Количество и наполняемость классов организации общего образования (включая малокомплектную), расположенной в сельской местности, определяются в соответствии с санитарно-гигиеническими и иными требованиями, установленными действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также исходя из потребностей населения и возможностей финансирующего органа учредителя.
28. В организации общего образования на начальной и основной степенях обучения по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения.
29. Органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в организации общего образования специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.
Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органом управления образованием по заключению Психолого - медико - педагогической Комиссии только с согласия родителей (законных представителей) обучаемых.
При организации работы специальных (коррекционных) классов организация общего образования руководствуется Типовым положением о специальной (коррекционной) организации общего образования для обучаемых, воспитанников с отклонениями в развитии.
30. При проведении занятий по иностранному языку, второму официальному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, допускается деление класса на две группы: в городских организациях общего образования, если наполняемость класса составляет 20 человек и выше.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка, второго официального языка.
 
3. Образовательный процесс
 
31. Организация общего образования осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);
третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
32. Задачами начального общего образования являются:
а) воспитание и развитие обучаемых ;
б) овладение обучаемыми чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
33. Задачами основного общего образования является:
а) воспитание обучаемого;
б) становление и формирование личности обучаемого, развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Основное общее образование является обязательным.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального или среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Исходя из запросов обучаемых и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий, в организации общего образования может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
34. Задачами среднего (полного) общего образования являются:
а) развитие интереса к познанию и творческих способностей обучаемого;
б) формирование навыков у обучаемого к самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального или среднего профессионального(по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Исходя из запросов обучаемых и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий, в организации общего образования может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
35. Содержание общего образования в конкретной организации общего образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми организацией общего образования самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
36. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в организации общего образования, определяется ее учредителем и Уставом в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 8.09.1992 г. "О языках в Приднестровской Молдавской Республике" (ОВ N 7-9 1992 г), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27.06.2003 г. N 294-III "Об образовании" (САЗ от 30.06.2003 г. N 26).
Организация общего образования обеспечивает реализацию предоставленных государством прав гражданам на получение основного общего образования на родном языке, а также второго официального языка Приднестровской Молдавской Республики обучения по выбору.
37. Организация общего образования в соответствии со своим уставом может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих его статус. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом организации общего образования.
38. Организация общего образования при наличии разрешения может проводить допрофессиональную подготовку обучающихся как в качестве основной, так и в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату.
Допрофессиональная подготовка в организации общего образования в качестве дополнительной услуги проводится только с согласия обучаемых и их родителей (законных представителей).
39. Организация общего образования самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и своим уставом.
40. Образовательный процесс в организации общего образования осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого организацией самостоятельно в соответствии с базисным или примерными учебными планами, и регламентируется расписанием занятий.
Режим работы организации общего образования по пятидневной или шестидневной неделе определяется организацией общего образования самостоятельно.
Учебная нагрузка и режим занятий обучаемых определяются уставом организации в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
В учебных планах организации общего образования, имеющей государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных базисным или примерным учебным планом.
41. Учебный год в организации общего образования, как правило, начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается организацией общего образования по согласованию с органом управления образованием.
42. Организации общего образования самостоятельна в выборе формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучаемых в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и со своим уставом.
 
4. Участники образовательного процесса
 
43. Участниками образовательного процесса в организации общего образования являются обучаемые, педагогические работники, родители (законные представители) обучаемых.
44. Порядок приема в организацию общего образования в части, не урегулированной Законом ПМР "Об образовании", Положением "О порядке ежегодного учета детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению", определяется учредителем организации общего образования и закрепляется в её уставе.
45. Учредитель устанавливает порядок приема в организацию общего образования, обеспечивающий прием на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в организации общего образования.
46. Организация общего образования обязана ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этой организации.
47. Права и обязанности обучаемых, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом организации общего образования и иными предусмотренными уставом локальными нормативными актами.
48. Обучающиеся в государственной и муниципальной организации общего образования имеют право на:
а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
б) обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальному учебному плану регламентируются уставом организации общего образования и другими предусмотренными уставом локальными нормативными актами;
в) бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки организации общего образования;
г) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
д) участие в управлении организацией общего образования в формах, определяемых уставом организации общего образования;
е) уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
49. Организации общего образования запрещается привлекать обучаемых к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
Принуждение обучаемых к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
50. Обучаемые, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучаемые на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по усмотрению педагогического совета могут быть переведены или оставлены на повторное обучение, переведены в классы компенсирующего обучения или продолжить обучение в форме семейного образования.
Перевод обучаемого на иную форму получения образования осуществляется по решению педагогического совета организации общего образования в соответствии с его компетенцией, определенной уставом.
Обучаемые, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
51. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников организаций общего образования осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников организаций общего образования.
52. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, организацией общего образования выдается справка установленного образца.
53. Выпускникам организации общего образования, имеющей государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный гербовой печатью организации общего образования.
54. Выпускники организации общего образования, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются "золотой" или "серебряной" медалью с выдачей соответствующего аттестата установленного образца.
Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".
Обучаемые переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные (триместровые) и годовые отметки "5", награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".
55. В случае, если организация общего образования не прошла государственную аккредитацию, ее выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о соответствующем образовании. Форма документа определяется самой организацией общего образования. Документ заверяется печатью организации общего образования.
56. Обучаемые обязаны соблюдать устав организации общего образования, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, выполнять требования работников организации по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Дисциплина в организации общего образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучаемых и педагогических работников. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучаемым не допускается.
57. По решению органа управления организацией общего образования за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава организации общего образования допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этой организации общего образования обучаемых, достигших четырнадцати лет, по согласованию с органом управления образованием по подведомственности.
Организация общего образования обязана в 3-дневный срок проинформировать органы управления образованием и родителей (лиц их заменяющих) об исключении обучаемого из этой организации. Органы управления образованием совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из организации общего образования, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другой организации общего образования.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
58. Родители (законные представители) обучаемых имеют право:
а) выбирать организацию общего образования, форму получения образования;
б) защищать законные права и интересы детей;
в) участвовать в управлении организацией общего образования в форме, определяемой уставом этой организации.
59. Родители (законные представители) обучаемых обязаны выполнять устав организации общего образования в части, касающейся их прав и обязанностей. Они несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования.
60. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучаемых, не предусмотренные пунктами 58 и 59 настоящего Типового положения, могут закрепляться в заключенном между ними и организацией общего образования договоре в соответствии с уставом этой организации.
61. Порядок комплектования организации общего образования работниками регламентируется её уставом. Для работников организации общего образования работодателем является данная организация.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям должностной инструкции по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
К педагогической деятельности в организации общего образования не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.
62. Трудовые отношения работника и организации общего образования регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить "Трудовому Кодексу Приднестровской Молдавской Республики".
63. Педагогические работники, в соответствии с Трудовым кодексом Приднестровской Молдавской Республики Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27.06.2003 г. N 294-III "Об образовании" (САЗ от 30.06.2003 г. N 26) и иными нормативно-правовыми актами, организации общего образования имеют право:
а) на самостоятельный выбор и использование методик обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучаемых;
б) на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в организациях высшего профессионального или постдипломного образования;
в) на аттестацию (на добровольной основе) на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
г) на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
д) на длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом организации общего образования;
е) на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам организаций общего образования.
64. Работники организации общего образования имеют право на участие в управлении организацией общего образования, а также иные права, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
65. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогическим работникам устанавливается согласно законодательству и нормативным актам, исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данной организации общего образования. Работник оповещается о содержании учебной нагрузки письменно в установленные сроки, но не менее, чем за 1 месяц до начала учебного года.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный на очередной учебный год объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев изменения учебного плана и программ обучения, сокращения количества часов (групп продленного дня).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данная организация общего образования является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
66. Иные права и обязанности педагогических и других работников организации образования устанавливаются устанавливаются действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики .
 
5. Управление организацией общего образования
 
67. В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27.06.2003 г. N 294-III "Об образовании" (САЗ от 30.06.2003 г. N 26), управление государственной организацией общего образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и уставом организации общего образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Непосредственное управление государственной организацией образования осуществляет руководитель, назначаемый соответствующим органом управления образованием, в том и на основе конкурсного замещения должности. Разграничение же полномочий между органами самоуправления организации образования и ее руководителем определяется уставом организации образования.
68. В случае создания организации образования иными субъектами, чем государство порядок назначения или избрания органов организации определяется собственником такой организации образования и отражается в уставе организации.
 
6. Имущество и средства организации общего образования
 
69. Правовой режим имущества и финансирования организации образования определяется в зависимости от ее организационно-правовой формы в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
70. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов организации общего образования могут быть:
а) средства соответствующего бюджета;
б) внебюджетные средства;
в) кредиты банков;
г) имущество, закрепленное за школой собственником;
д) другие источники в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
71. Организация образования вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и со своим Уставом.
72. В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27.06.2003 г. N 294-III "Об образовании" (САЗ от 30.06.2003 г. N 26), организация общего образования вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную Уставом.
Деятельность организации общего образования по реализации предусмотренных Уставом этой организации произведенных продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данную организацию общего образования и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данной организации образования.
73. Руководитель организации общего образования несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. Контроль за деятельностью организации общего образования в этой части осуществляется учредителем или иным лицом, уполномоченным собственником.
74. Организация общего образования, в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, должна иметь необходимые помещения для организации образовательного процесса и отдыха учащихся.
75. Заработная плата работникам организации общего образования устанавливается в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Система оплаты и стимулирования труда в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни и в других случаях устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации общего образования.