В.С.Веснин: итожим прожитое
В.С.Веснин: итожим  прожитое…
Удивительная вещь! 85-летие, из которых 44 года связано с общеобразовательной школой. Из них 16 лет на поприще  городского отдела народного образования в г.Тирасполе,4 года в средней школе №16 и 16 лет в средней школе №11.
Вспоминая прошлое, видишь, сколько яркого и интересного было сделано за эти годы образовательными учреждениями.
Продолжала расширяться сеть школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. Все средние  школы полностью перешли на кабинетные систему обучения. За период моей работы в отделе народного образования было построено 4 типовых школы,4 пристройки к ним,15 дошкольных учреждений, Дворец пионеров.
По итогам выполнения условий всесоюзного  соревнования за успешное выполнение  заданий 11 пятилетки в 1984 году город Тирасполь был признан победителем и награжден переходящим Красным знаменем Министерства просвещения Союза СССР и ЦК профсоюзов работников просвещения.
Главным итогом этих лет стало то, что в условиях  общественных реформ городская система  образования выдержала испытание временем. Она не только сохранила прогрессивный  отечественный опыт, но и активно менялась в соответствии с современными требованиями. При этом нам удалось оптимизировать  структуру систем образования, создать разветвленную сеть инновационных образовательных учреждений, модернизировать подготовку педагогических и управленческих кадров, установить и укрепить международные связи.
Во 2,3,6,9,11,12 ,18   и  другие образовательные учреждения были утверждены опорными школами, которые свой опыт работы  распространяли  на  другие школы. На их  базе постоянно проводились всесоюзные, республиканские конференции, симпозиумы, семинары-практикумы с пропагандой передового педагогического опыта учителей школ, дошкольных учреждений, спортивных школ, Дворца пионеров.
Это средняя школы №6,которая  представила на ВДНХ СССР  опыт 13 педагогов, в результате была   удостоена серебряной медали.
После этого периода вспоминается работа в качестве корреспондента Академии педагогических наук СССР. Только за небольшой период опубликовано 19 научных работ управленческого характера.
Вехи жизни… 3 Всесоюзный съезд  учителей… Работа в десятой секции  вместе с  министрами   образования республик навсегда осталась в моей памяти. Выступление  обычного завгороно вызвало неподдельный интерес присутствующих и шквал аплодисментов. В кулуарах еще долго обсуждалась заявленная тема.
Международный симпозиум по развитию физкультуры и спорта, где был представлен опыт спортивных классов четвертой школы и  ДЮСШ № 2!  Результат данной работы- чемпионы и  призеры  всесоюзных олимпиад и международных соревнований. Опыт работы изучался и в разных государствах, представители Германии и Польши   с интересом знакомились с  данной  инновацией.
Активное участие в движении «Эврика» позволило  средней школе- комплекс  №12войти в число 9 лучших в Советском Союзе. Опыт участия в этом проекте представлен был мною на Коллегии министерства просвещения Союза СССР. Медаль отличника просвещения Союза СССР ,которая хранится у меня и директора школы М. И. Иосенкина  как напоминание об интересной и полезной работе на ниве просвещения  города.
Средняя школа № 9 – очередная веха труда. Коллегия  министерства просвещения МССР  заслушала опыт работы с родительской общественностью.
Средняя школа №11- создание русской национальной школы, изучение  опыта авторской школы  Гузика Н.П. в поселке Южный Одесской  области. Много  полезного и нового  принесла всем   система саморазвивающего ученика!  Все это нашло дальнейшее развитие в разработке Концепции  и Программы развитию школы по поликультурному воспитанию. Поездка в Черкассы с представителями ПГУ им.Т.Г.Шевченко позволила в значительной степени обогатить  опыт  как педагогов, так и управленцев.
1989 год тоже оставил заметный след в памяти .Волгоград… Работа  детских дошкольных учреждений 40,41,42,44,47,28 вызвала  интерес  участников Международного симпозиума.
Целенаправленная работа с кадрами, и как результат- создание Школы директора, позволило   из простых   пионервожатых ,учителей вырастить   управленцев высокого уровня. Шишов В.Я., Литнарович Ж.Т., Крупко С.А., Райлян А.Ф.,  Кахановский Е.Н., Иосенкин М.И., Клопатюк Л.М., Городецкая В.Я., Майко Г.П., Веснина Л.П.- все они  с гордостью вспоминают   полученный управленческий опыт  в рамках Школы директора. Сегодня продолжают трудиться на высоком уровне  в столичной образовании и Калинин  С.Н., и Набенюк М.В., и Бака Н.А..
Ряд  директоров вышли  на уровень государственной работы. Это Макарова М.Я., Фадеева С.И., Пащенко М.Р., Логинова Т.Г..
Сегодня нужно сказать, что 100%  успеха  зависит от роли управленческих кадров.
О работе директора школы нужно говорить как об исторической миссии во весь голос, особенно сейчас, когда от школы   зависит  будущее не только отечественного образования, но и самого Отечества. Нам нужно добиться, чтобы оценку школе давали не чиновники, а общественность, люди, учившиеся и учащиеся этой школы. Директор школы – это биография, но биография не только этого человека, но и города.
Давайте спросим любого встречного, помнят ли фамилию директора школы, в котором учились они или учатся их дети. Люди называют именем директора свою школу. Ее директор - это их директор! У  него учились не только их дети, но и они  учились, а может, и их родители. Для всех поколений он их директор! Думаю, что общество и государство не готовы встать на защиту чести и достоинства руководителя учебного заведения, а ведь от директора зависит  будущее государства. Жизнь этого человека, его деятельность, должна стать нравственным ориентиром, непререкаемым авторитетом для всех, кому посчастливилось быть рядом с ним.
Яркую лепту  в образование города внесли Попа К.С., Шелковская С.И., Колесникова Е.П., Андриянова М.Т., Корчинский  И.Г., Трухина Т.А., Закулец Г.Д., Юшин А.В., Покричук П.И.и другие. Эта  сильная команда добилась значительных успехов в системе образования города.
Особые слова  хотелось сказать и об учителях старшего поколения. Их мудрость, сохранение традиций, поддержка и понимание заслуживают уважения, ведь учитель является олицетворением глубоких знаний, высокой культуры. Никакая другая профессия не  имеет такого важного социального предназначения как педагог. Это они формируют  гражданскую позицию нового поколения нашей Республики. Именно благодаря им наши бывшие ученики отстояли свободу в Великой Отечественной войне и вооруженном конфликте 1992 года.
Уверен, что педагогам приятно  слышать от руководства республики обнадеживающие слова, что они сделают все возможное для обеспечения эффективной  работы образовательных учреждений, создания всех условий для поддержания престижа профессии учителя.
 
Ну что ж сказать вам как юбиляру,
Мрачнеем   с каждым юбилеем.
Когда грядет  его число,
Но очень искренне болеем,
Посколько в  жизни  все прошло.
И нам уже не поискрится
И все давным – давно в былом
Так  было в двадцать, было в тридцать,
И будет так, пока живем.
Мы ищем  тихого причала ,
Не рвемся в бой как прежде вскачь,
Забыть, что каждый день- начало
Еще не сбывшихся удач.
Что по тебе не  правят тризны
Не копят на себя  обид
Что наша лучшая  часть  жизни
Не прожита, а предстоит.
Что возраст- чушь, хоть он заметен,
Абсурд вести на годы  счет,
Что каждый человек  бессмертен,
Пока живет.