Шмальц Татьяна Александровна 22 ноября 2017
Иллюстративный материал для авторской технологии «Ощути твердую почву под ногами
Табл. – 1. Поведенческая агрессия в подростковом возрасте по типологии Басса-Дарки (в %)
Класс физическая косвенная Раздражение Негативизм обида Подозрительность вербальная Чувство вины
8-А 93,7 75 75 75 37,5 87,5 93,7 68,6
8-Б 61,9 61,9 33,3 57,1 42,8 61,9 76,2 100
9-А 47,3 89,5 63,2 63,2 57,9 78,9 89,5 94,7
9-Б 100 83,3 50 83,3 25 66,7 100 75
9-В 66,7 83,3 50 66,7 50 100 100 100
10-А 58,3 75 25 66,7 25 58,4 66,7 91,6
10-Б 64,2 85,7 64,3 78,6 42,8 92,9 92,9 85,7
Итого среднее 70,3 79,1 51,5 70,1 40,1 78 88,4 87,9
 
Из таблицы следует, наибольший процентный показатель в 8-А классе по вербальной и физической (по 93,7%) агрессии. У учащихся 8-Бкласса самые высокие показатели по вербальной агрессии – 76,2% и чувству вины 100%. В 9-А классе высокие показатели 89,5% по косвенной и вербальной агрессии, однако, чувство вины превышает выше указанные показатели, и составляет - 94,7%. В 9-Б классе 100% по физической и вербальной агрессии. У испытуемых 9-В класса 100% по шкалам подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. В 10-А 91,6% проявления агрессии указывает на шкалу «чувство вины». У учащихся 10-Б класса  по шкале «подозрительность»  и по вербальной агрессии - 92,9%. Как мы видим, кроме 9-А и 10-А классов, где на первое место выходит шкала «чувства вины», в остальных классах в большинстве случаев проявляется в большей степени вербальная агрессия. Однако, следует заметить, что и в указанных классах, где вербальная агрессия не на первом месте, она имеет достаточно большой процентный показатель проявления и составляет, соответственно указанным классам – 89,5% и 66,7%. В 9-А классе – это второй по величине показатель, а в 10-А – третий, после косвенной агрессии (75%).
Таким образом, мы видим, что для школьников в подростковом возрасте характерным является выражение негативных чувств через угрозу, проклятия, ругань. Об этом свидетельствует вышедшая на первое место вербальная агрессия. Однако, выяснив типы поведенческой агрессии, и рассмотрев преобладающий тип поведенческой агрессии, нам необходимо определить интегральную форму коммуникативной агрессивности, которая оказывает влияние на социометрический статус подростка. Для этого анализируем результаты методики В.В.Бойко и помещаем их в таблицу № 2.
Табл. – 2. Групповой индекс коммуникативной агрессии (в%)
класс Отсутствие или очень низкий уровень агрессивности Невысокий уровень агрессивности Средний уровень агрессивности Повышенный уровень агрессивности Очень высокий уровень агрессивности
8-А 0 14,3 61,9 19,04 4,8
8-Б 0 35 40 25 0
9-А 0 0 84,6 15,4 0
9-Б 0 0 75 16,7 8,3
9-В 0 0 66,6 16,7 16,7
10-А 0 41 50 9 0
10-Б 0 23,6 76,4 0 0
Итого среднее 0 16,3 64,9 14,5 4,3
 
Как видим из таблицы № 2, во всех классах отсутствует очень низкий уровень коммуникативной агрессивности. Невысокого уровня нет в девятых классах. Повышенный уровень отсутствует в 10-Б и нет очень высокого ровня коммуникативной агрессивности в 8-Б, 9-А, 10-А и 10-Б классах. Если взять за основу, что повышенный и очень высокий уровень коммуникативной агрессивности может влиять на социометрический статус, то выходит, что это 18,8% всех испытуемых, т.е. 19 человек из нашей выборки 100 подростков. Это свидетельствует о реальности феномена коммуникативной агрессивности среди подростков.
Диаграмма 1
Тип доминирующего инстинкта у подростков с высоким уровнем поведенческой агрессии

Где, буквы ВДЛД обозначают корреляционную связь  между высоким уровнем проявления поведенческой агрессии и доминантным, либертофильным и дигнитофильным типами доминирующего инстинкта; ВГАИ корреляционная связь  между высоким уровнем проявления поведенческой агрессии и генофильным, альтруистическим и исследовательским типами доминирующего инстинкта.
 
 
 
 
 
Табл. 3.   Связь самооценки подростков с разным уровнем агрессивности.
Виды агрессивности Уровни агрессивности Уровни самооценки
Высокая с/о Средняя с/о Низкая с/о
 
 
Физическая
 
  Кол-во % Кол-во % Кол-во %
высокий 13 14,1 3 3,3 10 10,9
средний 3 3,3 4 4,3 4 4,3
низкий 10 10,9 16 17,4 - -
 
Косвенная
 
  Кол-во % Кол-во % Кол-во %
высокий 1 1 - - - -
средний 8 8,7 4 4,3 3 3,3
низкий 47 51 19   10 10,9
 
Раздражение
 
  Кол-во % Кол-во % Кол-во %
высокий 18 19,6 8 8,7 9 9,8
средний 8 8,7 4 4,3 3 3,3
низкий 9 9,8 11   2  
 
Вербальная
  Кол-во % Кол-во % Кол-во %
высокий 45 49 17 18,5 13 14,1
средний 17 18,5 5 5,4 - -
низкий 13 13,1 - - - -
 
По результатам исследования видов агрессии, можно судить о том, что у 13 (14,1%) опрошенных подростков склоны к физической агрессии, они могут использовать физическую силу против другого лица. У 14 опрошенных,  (77,7%), средний уровень выраженности физической агрессии, что может говорить о наличии вероятности использования против другого физическую силу. У двух подростков (11,1%) имеют малую склонность к применению физической силы в отношении других.
По второй шкале, косвенная агрессия, которая скрывается или не осознается самим субъектом, выражена на высоком уровне у 1 (1%) респондента. У большинства – это 47 человек (51%) -  учащихся низкий  уровень агрессивности, а у оставшихся 8 учащихся (8,7%) средний уровень агрессии.
Третья шкала, шкала раздражительности. К раздражению склоны 18 человек (19,6%) опрошенных, в пределах нормы раздражительность диагностирована у 8 опрошенных (8,7%) опрошенных и только 9 подростков (9,8%) устойчивы к раздражителям.
Четвёртая шкала, шкала вербальной агрессии, ругани, оскорблениям склоны  45 (49%) опрошенных подростков. У 17 опрошенных,  (18,5%) имеют средний уровень вербальной агрессии, и только 13 (13,1%) не склоны ругаться и скандалить.
Диаграмма № 2
Корреляционная связь доминирующего инстинкта с межличностными отношениями в подростковом коллективе

 
 
 
 
 
Табл.4
Связь межличностных отношений в подростковом коллективе и доминирующим инстинктом
Доминирующий инстинкт
Способ
поведения в
конфликте
Коллек-тивисти-ческий   Индиви-дуалисти-ческий   Праг-мати-ческий  
Кол-во в % Кол-во в % Кол-во в %
Эго-фильный   3 7,7% 2 14,3% 1 12,5%
Гено-фильный   13 33,3% 5 35,7% 2 25,0%
Альтруис-тический   10 25,6% 3 21,4% 2 25,0%
Исследова-тельский   6 15,4% 2 14,3% 1 12,5%
Доминант-ный   7 17,9% 3 21,4% 4 50,0%
Либерто-фильный   11 28,2% 6 42,9% 7 87,5%
Дигнито-фильный   17 43,9% 5 35,7% 1 12,5%
  Соперни-чество 16 41,0% 6 42,9% 3 37,5%
  Сотрудни-чество 11 28,2% 4 28,6% 3 37,5%
  Приспо-собление 10 25,6% 6 42,9% 2 25,0%
  Компро-мисс 6 15,4% 4 28,6% 0 0
  Избегание 9 23,1% 1 7,1% 2 25,0%
    39   14   8  
 
Из таблицы № 4 следует, что у некоторых подростков доминирует не один, а два инстинкта. Итак, при коллективистических межличностных отношениях преобладают дигнитофильный  (39,5%) доминирующий инстинкт. При индивидуалистических межличностных отношениях наиболее преобладает либертофильный (42,9%) доминирующий инстинкт. А при прагматических межличностных отношениях наиболее преобладает также либертофильный (77,7%)  доминирующий инстинкт.
Также из таблицы № 4 следует, что у подростков при выборе способа регулирования конфликтов в межличностных отношениях при коллективистических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества у 37,2% подростков, при индивидуалистических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества  и приспособления у 42,9% подростков, при прагматических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества  и сотрудничества у 33,3%.
Изучение социального интеллекта у подростков
  1. Разработка и проведение лекций с родителями:
Тема лекции Содержание
1 Виды интеллекта.
Роль социального интеллекта в формировании личности
Важность учета и развития способностей детей.
Роль социального интеллекта в формировании личности подростка и его профессиональном становлении.
2 Стили семейного воспитания и коммуникативная компетентность родителей в общении с подростками Типы семейного воспитания и типичные способы коммуникации родителей с подростками, оказывающие влияние на развитие личности подростка
 
 
2. Разработка и проведение лекций с педагогами, работающими с подростками
Тема лекции Содержание
1 Выбор приемов педагогического воздействия на подростков для повышения низкого уровня социального интеллекта. Рассмотрение индивидуально-психологических особенностей подростка и приемов педагогического воздействия, корректирующих низкий уровень социального интеллекта учащихся
2 Стили общения в педагогическом процессе и коммуникативная компетентность. Типы стилей педагогического общения и их влияние на развитие личности подростка. Понятие коммуникативной компетентности, способы выстраивания контакта с подростком.
 
Табл. 5
Показатели первичного тестирования уровня социального интеллекта
 
Субтест 1
 
Субтест 2
 
Субтест 3
 
Субтест 4
Общий уровень развития социального интеллекта
Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва
Экспериментальная группа
5 - - 5 3 3.7% 5 - - 5 - - 5 - -
4 33 40.7% 4 30 37% 4 30 37% 4 42 51.8% 4 33 40.7%
3 42 51.8% 3 45 55.6% 3 21 26% 3 33 40.7% 3 30 37%
2 6 7.5% 2 3 3.7% 2 30 37% 2 6 7.5% 2 18 22.3%
    100%     100%     100%     100%     100%
Контрольная группа
5 6 7.7% 5 6 7.7% 5 6 7.7% 5 6 7.7% 5 9 11.5%
4 27 34.6% 4 36 46% 4 27 34.6% 4 39 50% 4 27 34.6%
3 39 50% 3 33 42.4% 3 18 23.1% 3 27 34.6% 3 33 42.4%
2 6 7.7% 2 3 3.9% 2 27 34.6% 2 6 7.7% 2 9 11.5%
    100%     100%     100%     100%     100%
 
 
Табл.6
Показатели итогового тестирования уровня социального интеллекта
Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4 Общий уровень развития социального интеллекта
Стандартные значения Уровень
выраженности
Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва Стандартные значения Уровень
выраженности
 Процент от общего кол-ва
 
Экспериментальная группа, первичная диагностика
5 - - 5 3 3.7% 5 - - 5 - - 5 - -
4 33 40.7% 4 30 37% 4 30 37% 4 42 51.8% 4 33 40.7%
3 42 51.8% 3 45 55.6% 3 21 26% 3 33 40.7% 3 30 37%
2 6 7.5% 2 3 3.7% 2 30 37% 2 6 7.5% 2 18 22.3%
 
Экспериментальная группа, итоговая диагностика
5 3 3.7% 5 3 3.7% 5 - - 5 3 3.7% 5 3 3.7%
4 33 40.7% 4 33 40.7% 4 30 37% 4 39 48.1% 4 30 37%
3 39 48.1% 3 45 55.6% 3 33 40.7% 3 36 44.4% 3 36 44.4%
2 6 7.5% 2 - - 2 18 22.3% 2 3 3.7% 2 12 14.8%
                                           
 
Результаты итоговой диагностики указывают на эффективность коррекционно-профилактической работы  в направлении развития социального интеллекта у подростков.
Феклина О.В., психолог ВК