Шмальц Татьяна Александровна
22 ноября 2017
Иллюстративный материал для авторской технологии «Ощути твердую почву под ногами
Табл. – 1. Поведенческая агрессия в подростковом возрасте по типологии Басса-Дарки (в %)
Из таблицы следует, наибольший процентный показатель в 8-А классе по вербальной и физической (по 93,7%) агрессии. У учащихся 8-Бкласса самые высокие показатели по вербальной агрессии – 76,2% и чувству вины 100%. В 9-А классе высокие показатели 89,5% по косвенной и вербальной агрессии, однако, чувство вины превышает выше указанные показатели, и составляет - 94,7%. В 9-Б классе 100% по физической и вербальной агрессии. У испытуемых 9-В класса 100% по шкалам подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. В 10-А 91,6% проявления агрессии указывает на шкалу «чувство вины». У учащихся 10-Б класса по шкале «подозрительность» и по вербальной агрессии - 92,9%. Как мы видим, кроме 9-А и 10-А классов, где на первое место выходит шкала «чувства вины», в остальных классах в большинстве случаев проявляется в большей степени вербальная агрессия. Однако, следует заметить, что и в указанных классах, где вербальная агрессия не на первом месте, она имеет достаточно большой процентный показатель проявления и составляет, соответственно указанным классам – 89,5% и 66,7%. В 9-А классе – это второй по величине показатель, а в 10-А – третий, после косвенной агрессии (75%).
Таким образом, мы видим, что для школьников в подростковом возрасте характерным является выражение негативных чувств через угрозу, проклятия, ругань. Об этом свидетельствует вышедшая на первое место вербальная агрессия. Однако, выяснив типы поведенческой агрессии, и рассмотрев преобладающий тип поведенческой агрессии, нам необходимо определить интегральную форму коммуникативной агрессивности, которая оказывает влияние на социометрический статус подростка. Для этого анализируем результаты методики В.В.Бойко и помещаем их в таблицу № 2.
Табл. – 2. Групповой индекс коммуникативной агрессии (в%)
Как видим из таблицы № 2, во всех классах отсутствует очень низкий уровень коммуникативной агрессивности. Невысокого уровня нет в девятых классах. Повышенный уровень отсутствует в 10-Б и нет очень высокого ровня коммуникативной агрессивности в 8-Б, 9-А, 10-А и 10-Б классах. Если взять за основу, что повышенный и очень высокий уровень коммуникативной агрессивности может влиять на социометрический статус, то выходит, что это 18,8% всех испытуемых, т.е. 19 человек из нашей выборки 100 подростков. Это свидетельствует о реальности феномена коммуникативной агрессивности среди подростков.
Диаграмма 1
Тип доминирующего инстинкта у подростков с высоким уровнем поведенческой агрессии
Где, буквы ВДЛД обозначают корреляционную связь между высоким уровнем проявления поведенческой агрессии и доминантным, либертофильным и дигнитофильным типами доминирующего инстинкта; ВГАИ корреляционная связь между высоким уровнем проявления поведенческой агрессии и генофильным, альтруистическим и исследовательским типами доминирующего инстинкта.
Табл. 3. Связь самооценки подростков с разным уровнем агрессивности.
По результатам исследования видов агрессии, можно судить о том, что у 13 (14,1%) опрошенных подростков склоны к физической агрессии, они могут использовать физическую силу против другого лица. У 14 опрошенных, (77,7%), средний уровень выраженности физической агрессии, что может говорить о наличии вероятности использования против другого физическую силу. У двух подростков (11,1%) имеют малую склонность к применению физической силы в отношении других.
По второй шкале, косвенная агрессия, которая скрывается или не осознается самим субъектом, выражена на высоком уровне у 1 (1%) респондента. У большинства – это 47 человек (51%) - учащихся низкий уровень агрессивности, а у оставшихся 8 учащихся (8,7%) средний уровень агрессии.
Третья шкала, шкала раздражительности. К раздражению склоны 18 человек (19,6%) опрошенных, в пределах нормы раздражительность диагностирована у 8 опрошенных (8,7%) опрошенных и только 9 подростков (9,8%) устойчивы к раздражителям.
Четвёртая шкала, шкала вербальной агрессии, ругани, оскорблениям склоны 45 (49%) опрошенных подростков. У 17 опрошенных, (18,5%) имеют средний уровень вербальной агрессии, и только 13 (13,1%) не склоны ругаться и скандалить.
Диаграмма № 2
Корреляционная связь доминирующего инстинкта с межличностными отношениями в подростковом коллективе
Табл.4
Связь межличностных отношений в подростковом коллективе и доминирующим инстинктом
Из таблицы № 4 следует, что у некоторых подростков доминирует не один, а два инстинкта. Итак, при коллективистических межличностных отношениях преобладают дигнитофильный (39,5%) доминирующий инстинкт. При индивидуалистических межличностных отношениях наиболее преобладает либертофильный (42,9%) доминирующий инстинкт. А при прагматических межличностных отношениях наиболее преобладает также либертофильный (77,7%) доминирующий инстинкт.
Также из таблицы № 4 следует, что у подростков при выборе способа регулирования конфликтов в межличностных отношениях при коллективистических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества у 37,2% подростков, при индивидуалистических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества и приспособления у 42,9% подростков, при прагматических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества и сотрудничества у 33,3%.
Изучение социального интеллекта у подростков
2. Разработка и проведение лекций с педагогами, работающими с подростками
Табл. 5
Показатели первичного тестирования уровня социального интеллекта
Табл.6
Показатели итогового тестирования уровня социального интеллекта
Результаты итоговой диагностики указывают на эффективность коррекционно-профилактической работы в направлении развития социального интеллекта у подростков.
Феклина О.В., психолог ВК
Табл. – 1. Поведенческая агрессия в подростковом возрасте по типологии Басса-Дарки (в %)
Класс | физическая | косвенная | Раздражение | Негативизм | обида | Подозрительность | вербальная | Чувство вины |
8-А | 93,7 | 75 | 75 | 75 | 37,5 | 87,5 | 93,7 | 68,6 |
8-Б | 61,9 | 61,9 | 33,3 | 57,1 | 42,8 | 61,9 | 76,2 | 100 |
9-А | 47,3 | 89,5 | 63,2 | 63,2 | 57,9 | 78,9 | 89,5 | 94,7 |
9-Б | 100 | 83,3 | 50 | 83,3 | 25 | 66,7 | 100 | 75 |
9-В | 66,7 | 83,3 | 50 | 66,7 | 50 | 100 | 100 | 100 |
10-А | 58,3 | 75 | 25 | 66,7 | 25 | 58,4 | 66,7 | 91,6 |
10-Б | 64,2 | 85,7 | 64,3 | 78,6 | 42,8 | 92,9 | 92,9 | 85,7 |
Итого среднее | 70,3 | 79,1 | 51,5 | 70,1 | 40,1 | 78 | 88,4 | 87,9 |
Из таблицы следует, наибольший процентный показатель в 8-А классе по вербальной и физической (по 93,7%) агрессии. У учащихся 8-Бкласса самые высокие показатели по вербальной агрессии – 76,2% и чувству вины 100%. В 9-А классе высокие показатели 89,5% по косвенной и вербальной агрессии, однако, чувство вины превышает выше указанные показатели, и составляет - 94,7%. В 9-Б классе 100% по физической и вербальной агрессии. У испытуемых 9-В класса 100% по шкалам подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. В 10-А 91,6% проявления агрессии указывает на шкалу «чувство вины». У учащихся 10-Б класса по шкале «подозрительность» и по вербальной агрессии - 92,9%. Как мы видим, кроме 9-А и 10-А классов, где на первое место выходит шкала «чувства вины», в остальных классах в большинстве случаев проявляется в большей степени вербальная агрессия. Однако, следует заметить, что и в указанных классах, где вербальная агрессия не на первом месте, она имеет достаточно большой процентный показатель проявления и составляет, соответственно указанным классам – 89,5% и 66,7%. В 9-А классе – это второй по величине показатель, а в 10-А – третий, после косвенной агрессии (75%).
Таким образом, мы видим, что для школьников в подростковом возрасте характерным является выражение негативных чувств через угрозу, проклятия, ругань. Об этом свидетельствует вышедшая на первое место вербальная агрессия. Однако, выяснив типы поведенческой агрессии, и рассмотрев преобладающий тип поведенческой агрессии, нам необходимо определить интегральную форму коммуникативной агрессивности, которая оказывает влияние на социометрический статус подростка. Для этого анализируем результаты методики В.В.Бойко и помещаем их в таблицу № 2.
Табл. – 2. Групповой индекс коммуникативной агрессии (в%)
класс | Отсутствие или очень низкий уровень агрессивности | Невысокий уровень агрессивности | Средний уровень агрессивности | Повышенный уровень агрессивности | Очень высокий уровень агрессивности |
8-А | 0 | 14,3 | 61,9 | 19,04 | 4,8 |
8-Б | 0 | 35 | 40 | 25 | 0 |
9-А | 0 | 0 | 84,6 | 15,4 | 0 |
9-Б | 0 | 0 | 75 | 16,7 | 8,3 |
9-В | 0 | 0 | 66,6 | 16,7 | 16,7 |
10-А | 0 | 41 | 50 | 9 | 0 |
10-Б | 0 | 23,6 | 76,4 | 0 | 0 |
Итого среднее | 0 | 16,3 | 64,9 | 14,5 | 4,3 |
Диаграмма 1
Тип доминирующего инстинкта у подростков с высоким уровнем поведенческой агрессии
Где, буквы ВДЛД обозначают корреляционную связь между высоким уровнем проявления поведенческой агрессии и доминантным, либертофильным и дигнитофильным типами доминирующего инстинкта; ВГАИ корреляционная связь между высоким уровнем проявления поведенческой агрессии и генофильным, альтруистическим и исследовательским типами доминирующего инстинкта.
Табл. 3. Связь самооценки подростков с разным уровнем агрессивности.
Виды агрессивности | Уровни агрессивности | Уровни самооценки | |||||
Высокая с/о | Средняя с/о | Низкая с/о | |||||
Физическая |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
высокий | 13 | 14,1 | 3 | 3,3 | 10 | 10,9 | |
средний | 3 | 3,3 | 4 | 4,3 | 4 | 4,3 | |
низкий | 10 | 10,9 | 16 | 17,4 | - | - | |
Косвенная |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
высокий | 1 | 1 | - | - | - | - | |
средний | 8 | 8,7 | 4 | 4,3 | 3 | 3,3 | |
низкий | 47 | 51 | 19 | 10 | 10,9 | ||
Раздражение |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
высокий | 18 | 19,6 | 8 | 8,7 | 9 | 9,8 | |
средний | 8 | 8,7 | 4 | 4,3 | 3 | 3,3 | |
низкий | 9 | 9,8 | 11 | 2 | |||
Вербальная |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
высокий | 45 | 49 | 17 | 18,5 | 13 | 14,1 | |
средний | 17 | 18,5 | 5 | 5,4 | - | - | |
низкий | 13 | 13,1 | - | - | - | - |
По результатам исследования видов агрессии, можно судить о том, что у 13 (14,1%) опрошенных подростков склоны к физической агрессии, они могут использовать физическую силу против другого лица. У 14 опрошенных, (77,7%), средний уровень выраженности физической агрессии, что может говорить о наличии вероятности использования против другого физическую силу. У двух подростков (11,1%) имеют малую склонность к применению физической силы в отношении других.
По второй шкале, косвенная агрессия, которая скрывается или не осознается самим субъектом, выражена на высоком уровне у 1 (1%) респондента. У большинства – это 47 человек (51%) - учащихся низкий уровень агрессивности, а у оставшихся 8 учащихся (8,7%) средний уровень агрессии.
Третья шкала, шкала раздражительности. К раздражению склоны 18 человек (19,6%) опрошенных, в пределах нормы раздражительность диагностирована у 8 опрошенных (8,7%) опрошенных и только 9 подростков (9,8%) устойчивы к раздражителям.
Четвёртая шкала, шкала вербальной агрессии, ругани, оскорблениям склоны 45 (49%) опрошенных подростков. У 17 опрошенных, (18,5%) имеют средний уровень вербальной агрессии, и только 13 (13,1%) не склоны ругаться и скандалить.
Диаграмма № 2
Корреляционная связь доминирующего инстинкта с межличностными отношениями в подростковом коллективе
Табл.4
Связь межличностных отношений в подростковом коллективе и доминирующим инстинктом
Доминирующий инстинкт Способ поведения в конфликте |
Коллек-тивисти-ческий | Индиви-дуалисти-ческий | Праг-мати-ческий | ||||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | Кол-во | в % | ||
Эго-фильный | 3 | 7,7% | 2 | 14,3% | 1 | 12,5% | |
Гено-фильный | 13 | 33,3% | 5 | 35,7% | 2 | 25,0% | |
Альтруис-тический | 10 | 25,6% | 3 | 21,4% | 2 | 25,0% | |
Исследова-тельский | 6 | 15,4% | 2 | 14,3% | 1 | 12,5% | |
Доминант-ный | 7 | 17,9% | 3 | 21,4% | 4 | 50,0% | |
Либерто-фильный | 11 | 28,2% | 6 | 42,9% | 7 | 87,5% | |
Дигнито-фильный | 17 | 43,9% | 5 | 35,7% | 1 | 12,5% | |
Соперни-чество | 16 | 41,0% | 6 | 42,9% | 3 | 37,5% | |
Сотрудни-чество | 11 | 28,2% | 4 | 28,6% | 3 | 37,5% | |
Приспо-собление | 10 | 25,6% | 6 | 42,9% | 2 | 25,0% | |
Компро-мисс | 6 | 15,4% | 4 | 28,6% | 0 | 0 | |
Избегание | 9 | 23,1% | 1 | 7,1% | 2 | 25,0% | |
39 | 14 | 8 |
Из таблицы № 4 следует, что у некоторых подростков доминирует не один, а два инстинкта. Итак, при коллективистических межличностных отношениях преобладают дигнитофильный (39,5%) доминирующий инстинкт. При индивидуалистических межличностных отношениях наиболее преобладает либертофильный (42,9%) доминирующий инстинкт. А при прагматических межличностных отношениях наиболее преобладает также либертофильный (77,7%) доминирующий инстинкт.
Также из таблицы № 4 следует, что у подростков при выборе способа регулирования конфликтов в межличностных отношениях при коллективистических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества у 37,2% подростков, при индивидуалистических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества и приспособления у 42,9% подростков, при прагматических межличностных отношениях преобладает стратегия соперничества и сотрудничества у 33,3%.
Изучение социального интеллекта у подростков
- Разработка и проведение лекций с родителями:
№ | Тема лекции | Содержание |
1 | Виды интеллекта. Роль социального интеллекта в формировании личности |
Важность учета и развития способностей детей. Роль социального интеллекта в формировании личности подростка и его профессиональном становлении. |
2 | Стили семейного воспитания и коммуникативная компетентность родителей в общении с подростками | Типы семейного воспитания и типичные способы коммуникации родителей с подростками, оказывающие влияние на развитие личности подростка |
2. Разработка и проведение лекций с педагогами, работающими с подростками
№ | Тема лекции | Содержание |
1 | Выбор приемов педагогического воздействия на подростков для повышения низкого уровня социального интеллекта. | Рассмотрение индивидуально-психологических особенностей подростка и приемов педагогического воздействия, корректирующих низкий уровень социального интеллекта учащихся |
2 | Стили общения в педагогическом процессе и коммуникативная компетентность. | Типы стилей педагогического общения и их влияние на развитие личности подростка. Понятие коммуникативной компетентности, способы выстраивания контакта с подростком. |
Табл. 5
Показатели первичного тестирования уровня социального интеллекта
Субтест 1 |
Субтест 2 |
Субтест 3 |
Субтест 4 |
Общий уровень развития социального интеллекта | ||||||||||
Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва |
Экспериментальная группа | ||||||||||||||
5 | - | - | 5 | 3 | 3.7% | 5 | - | - | 5 | - | - | 5 | - | - |
4 | 33 | 40.7% | 4 | 30 | 37% | 4 | 30 | 37% | 4 | 42 | 51.8% | 4 | 33 | 40.7% |
3 | 42 | 51.8% | 3 | 45 | 55.6% | 3 | 21 | 26% | 3 | 33 | 40.7% | 3 | 30 | 37% |
2 | 6 | 7.5% | 2 | 3 | 3.7% | 2 | 30 | 37% | 2 | 6 | 7.5% | 2 | 18 | 22.3% |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% | ||||||||||
Контрольная группа | ||||||||||||||
5 | 6 | 7.7% | 5 | 6 | 7.7% | 5 | 6 | 7.7% | 5 | 6 | 7.7% | 5 | 9 | 11.5% |
4 | 27 | 34.6% | 4 | 36 | 46% | 4 | 27 | 34.6% | 4 | 39 | 50% | 4 | 27 | 34.6% |
3 | 39 | 50% | 3 | 33 | 42.4% | 3 | 18 | 23.1% | 3 | 27 | 34.6% | 3 | 33 | 42.4% |
2 | 6 | 7.7% | 2 | 3 | 3.9% | 2 | 27 | 34.6% | 2 | 6 | 7.7% | 2 | 9 | 11.5% |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Табл.6
Показатели итогового тестирования уровня социального интеллекта
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 | Общий уровень развития социального интеллекта | |||||||||||||||||
Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | Стандартные значения | Уровень выраженности |
Процент от общего кол-ва | |||||||
Экспериментальная группа, первичная диагностика |
|||||||||||||||||||||
5 | - | - | 5 | 3 | 3.7% | 5 | - | - | 5 | - | - | 5 | - | - | |||||||
4 | 33 | 40.7% | 4 | 30 | 37% | 4 | 30 | 37% | 4 | 42 | 51.8% | 4 | 33 | 40.7% | |||||||
3 | 42 | 51.8% | 3 | 45 | 55.6% | 3 | 21 | 26% | 3 | 33 | 40.7% | 3 | 30 | 37% | |||||||
2 | 6 | 7.5% | 2 | 3 | 3.7% | 2 | 30 | 37% | 2 | 6 | 7.5% | 2 | 18 | 22.3% | |||||||
Экспериментальная группа, итоговая диагностика |
|||||||||||||||||||||
5 | 3 | 3.7% | 5 | 3 | 3.7% | 5 | - | - | 5 | 3 | 3.7% | 5 | 3 | 3.7% | |||||||
4 | 33 | 40.7% | 4 | 33 | 40.7% | 4 | 30 | 37% | 4 | 39 | 48.1% | 4 | 30 | 37% | |||||||
3 | 39 | 48.1% | 3 | 45 | 55.6% | 3 | 33 | 40.7% | 3 | 36 | 44.4% | 3 | 36 | 44.4% | |||||||
2 | 6 | 7.5% | 2 | - | - | 2 | 18 | 22.3% | 2 | 3 | 3.7% | 2 | 12 | 14.8% | |||||||
Результаты итоговой диагностики указывают на эффективность коррекционно-профилактической работы в направлении развития социального интеллекта у подростков.
Феклина О.В., психолог ВК