Шмальц Татьяна Александровна 22 ноября 2017
Сквернословие в жизни подростков
Феклина О.В.
старший преподаватель кафедры психологии
ПГУ им. Т.Г.Шевченко
 
«С языком, с человеческим словом,
с речью безнаказанно шутить нельзя:
словесная речь человека –
это невидимая, осязаемая связь,
союзное звено между телом и духом».
В.Даль
 
Сотрудники лаборатории АЛМА за несколько секунд как в космосе зажглась новая звезда, зафиксировали с помощью радиотелескопа волны необычного излучения, которые исходили из той части  Вселенной.   Поначалу не него не обратили внимания. Позже сотрудники этой лаборатории решили выяснить: что же происходит в галактике за несколько мгновений до рождения звезды? Сигнал, который зафиксировал радиотелескоп был пульсацией, природу которой не сразу распознали. Но, переведя эти пульсации в акустический диапазон, ученые поняли: человечество столкнулось с новой тайной, которую научно невозможно объяснить. Из космоса пришли звуки, напоминающие шепот, который определенно складывался в слова, но что это за язык, выяснить не удалось, как и то, кто их произнес. Неужели само Слово обладает такой силой, о которой мы сегодня даже не подозревали?!
Одно из оригинальных объяснений силы слова было предложено российским историком и психологом Борисом Федоровичем Поршневым. Изучая человеческое общение в историческом контексте, он пришел к выводу, что изначально речь возникла как мощное средство воздействия (внушения). Понятно, что если бы любое внушение было результативным, то человеку могли бы быть навязаны несвойственные ему мысли и побуждения. Поэтому,  естественно, существуют слова, как положительно, так и отрицательно заряженные. А вот, самое страшное то, что всего одно бранное слово может запустить программу самоликвидации организма. Не зря  эти слова называют скверными.
В словаре В.Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Мистические корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонических сил, вступали с ними в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона этими же скверными словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой, что значит адской, из преисподней.
Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя  мат в  разговоре с друзьями,  родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову  и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, своеобразный символ взрослости. Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие – это оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и «защищает» их, ведь признаться в собственной слабости и неуверенности в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста  стараются бранными словами  задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Изучая проблему сквернословия в подростковом возрасте, мы с помощью анкеты «Сквернословие в моей жизни» выясняли отношение учащихся седьмых и восьмых классов  к использованию нецензурной лексики. В исследовании приняли участие 107 подростков МОУ «ТСШ №11» города Тирасполя.
Итак, на вопрос: «почему люди в своей речи используют ругательства», нами получены следующие ответы.
  1. Для повышения эмоциональности речи – так ответили 18% подростков.
  2. Для эмоциональной разрядки -74%.
  3. Для оскорбления, унижения адресата речи – 45%.
  4. Для демонстрации агрессии – 31%.
  5. Для демонстрации отсутствия страха – 13%.
  6. Для демонстрации раскованности,  пренебрежительного отношения к системе запретов – 38%.
  7. В связи с демонстрацией принадлежности к «своим» - 16%.
  8. Это показная взрослость – 24% учащихся.
  9. Это привычка – сказали 18% подростков.
  10. «Недостаточный словарный запас», - сказали 36% опрошенных.
  11. «Не знаю», - сказали 15%.
  12. «Не употребляю», - ответили 16% подростков.
Далее мы выясняли: как часто подростки употребляют бранные слова.
Выяснилось, что очень часто нецензурную лексику употребляют 12% подростков; часто – 11%; иногда – 12%; редко 27%; очень редко, но все же, употребляют  – 20% школьников; «приходится», - так сказали 4% и «никогда не употребляю», - сказали 17% подростков.
На вопрос: «От кого слышат матерные слова», отроки отвечали, что от подростков слышат. Так сказали 13% опрошенных. От ребят, хулиганов на улице – 9%. От взрослых, прохожих, соседей, в семье – сказали 32% подростков. От друзей – 36%; от одноклассников – 21%. «От себя», - сказал 1% и «Не общаюсь с такими», - сказал также 1% респондентов.
После просмотра документального фильма о воде и передачи «Тайны мира с Анной Чапман» мы узнали, что в институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный занимаются проблемой преобразования человеческого слова в электромагнитные колебания. На сегодняшний день науке уже известно, что электромагнитные колебания влияют на молекулы ДНК. Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. В конце концов, постепенно потомству передается программа самоликвидации.  В связи с этим фактом, мы узнали, какие ощущения и чувства вызывают у подростков бранные слова. Итак, «облегчение», «типа  выговорился, облегчил душу», на которое принято ссылаться, испытывают только 4% подростков. «Как обычное слово говорят, или слышат», - так сказали 30% детей. Негативные эмоции и чувства испытывают 38%; плохое самочувствие: «чернею в душе», -  сказали 20% опрошенных. 16% подростков сказали, что испытывают пустоту в душе, когда слышат матерные слова, и сочувствуют «умственной незрелости» говорящего. Следовательно, двум третьим опрошенных подростков становится плохо от услышанного сквернословия.
Все это не случайно. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. В лабораторных условиях в течение многих лет проводился эксперимент с облучением семян растения арабидопсис (резуховидка Таля – семейства капустные, проходит полный цикл развития за шесть недель). На данное растение воздействовали, как радиоактивным излучением, так и бранными словами. Причем мутагенный эффект не зависел от силы слова. Они могли произноситься то громко, то шепотом. После проведенных экспериментов почти все растения погибли, а те, что выжили, стали монстрами и передали свое генетическое уродство по наследству. Таким образом, ученые убедились, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.
Естественно, человек не является растением, и могут возразить, что данный эксперимент нельзя брать за доказательство применительно к человеку. Следовательно, приведем еще один пример. Вот  уже многие годы проводятся эксперименты с водой. И что примечательно: в воде важен не столько ее химический состав, сколько структура. Итак, в 1956 г. в юго-восточной Азии шла работа над созданием сильнейшего вида биологического оружия. После одного совещания, на котором кроме воды никто ничего не употреблял,  всех участников увезли в госпиталь с признаками сильнейшего отравления. После исследования воды никаких химических примесей в ней  не нашли. В диагнозе так и написали: причиной отравления стала обыкновенная вода. Был даже снят фильм об этом случае, и его показывали по телевизору. Отсюда вывод: все, что происходит с водой, влияет на нее. Вода «запоминает» все, с чем соприкасается.
Эксперименты, связанные с изменением структуры воды под воздействием Слова показали,  что у воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась. Самое примечательное, что наука только сейчас получила данные, что частота колебаний молитвы, звучащей на любом языке равна 8гц, что соответствует частоте колебаний электромагнитного поля Земли. Отсюда следует, что молитва формирует в воде, входящей в состав абсолютно всех продуктов гармоничную структуру. А, как известно, человек на 80-90% состоит из воды. Страшно представить себе, что происходит с человеком, когда его ругают, матерят. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.
Вернемся к исследованию сквернословия в жизни подростков. Мы выясняли мнение подростков о том, хорошо это, или плохо сквернословить? Мы получили ответ «Да, плохо» - 68%. «Очень плохо», - сказали 47% подростков. Как мы видим, некоторые говорили об этой проблеме с использованием усиленной формы ответа: «Да, плохо. Даже очень плохо!» Однако, 3% отвечающих сказали, что «нет», это не плохо и 17% отметили, что иногда просто необходимо, т.к. другого выбора нет.
Учитывая, что преобладающее большинство подростков, а именно: 97% указали, что сквернословить – это плохо, мы предложили им высказать свое мнение о том, что же нужно делать, чтоб дети не употребляли нецензурную лексику? Получены следующие ответы.
  1. Заниматься самовоспитанием – 32%
  2. Разрабатывать систему силовых воздействий социума (наказание, штрафы, обязывать на законодательном уровне) – 13%
  3. Заниматься саморазвитием (обогащать словарный запас, приобретать знания, общаться с образованными людьми) – 15%
  4. Родительский пример и контроль – 14%
  5. Не задумывались 19% опрошенных
  6. «Это не изменишь» -  ответили 13% подростков.
Несмотря на 1% процент пессимистически настроенных подростков, которые не знают, хотят ли они, чтоб их дети в будущем сквернословили, однозначно не желали бы 99% опрошенных. Из них «нет» сказали 93% подростков, 84% респондентов указали на то, что их дети будут умнее, чем нынешнее поколение и 15% подростков все же вставили в ответ, что «социум научит» их детей браниться, несмотря на их нежелание.
Из сказанного можно сделать вывод, что духовность общества необходимо выводить на совершенно новый уровень. Каждый человек обязан заботиться о здоровой генетике своего потомства.