Шмальц Татьяна Александровна
22 ноября 2017
Международный смотр-конкурс городских практик
Городов СНГ и ЕАЭС
«Город, где хочется жить»
Раздел практики: Безопасность
Тема: Профилактика правонарушений в подростковой среде (291): Наименование авторской практики: «Ощути твердую почву под ногами»
Автор практики: Феклина О.В.,психолог МОУ " ТСШ№11"
Городов СНГ и ЕАЭС
«Город, где хочется жить»
Раздел практики: Безопасность
Тема: Профилактика правонарушений в подростковой среде (291): Наименование авторской практики: «Ощути твердую почву под ногами»
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела |
1. | Профилактика правонарушений в подростковой среде: Технология «Ощути твердую почву под ногами» | Конкретное целевое назначение. Может соответствовать названию из предложенного перечня номинаций Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и, отраженно, сложности близких взрослых. Дети с рано появляющейся устойчивой агрессивностью и родственными ей формами поведения подвергаются высокому риску возникновения разнообразных негативных последствий и ухудшения функционирования в некоторых сферах жизни по мере того, как они становятся старше. Последствия проблемного поведения, наблюдаемые в подростковом возрасте у детей, которых ранее идентифицировали как чрезмерно и неоправданно агрессивных, включают нарушение дисциплины и низкие успехи в школе, приводы в ИДН, а продолжающееся агрессивное поведение ведет к нарушению закона. Отсюда, цель технологии:
|
2 | Сущность технологии «Ощути твердую почву под ногами» | Краткое изложение содержания практики. Технология «Ощути твердую почву под ногами» представляет собой коррекционно-диагностический комплекс, состоящий из трех блоков. Блок 1 –Диагностический. Блок сбора информации о подростках «группы риска». В работе данного блока принимают участие администрация школы, учителя, социальный педагог, психолог. На основе эмпирических методов: наблюдения, беседы, тестирования и методов математической статистики определяется группа подростков, нуждающихся в профилактических мероприятиях, направленных на снижение вербальных и невербальных форм агрессии, решение проблемы личных взаимоотношений в группе сверстников, приобретение стойких навыков конструктивного решения конфликтов в системе «Ученик-учитель-родитель». Например, поведенческая агрессия подростков изучается по методике Басса-Дарки. Социометрический статус устанавливался по методу социометрии Дж.Морено.Особенности коммуникативной агрессивности и определение агрессивных учащихся выполняется по методике Бойко. Самооценку подростков изучается по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.Опрос «Оценка отношений подростка с классом» - по методике Е.И. Рогова; опрос на выявление типичных форм поведения «Пять способов регулирования конфликтов» - по методике К.Томаса.Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект» позволяет выполнить первичный замер, как общего уровня социального интеллекта, так и оценить частные способности подростков к пониманию своего поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, способность понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). Блок 2 – Коррекционно-профилактический. Проведение коррекционно-профилактических мероприятий (занятий с элементами тренинга), направленных на приобретение знаний о нормах поведения, выработку умений и навыков нормативного поведения в обществе,снижение вербальных и невербальных форм агрессии,решение проблемы личных взаимоотношений в группе сверстников, приобретение стойких навыков конструктивного решения конфликтов в системе «Ученик-учитель-родитель». Блок 3 – Завершающий. Проведение итоговых занятий с созданием проблемных ситуаций, демонстрирующих уровень эффективности выработки навыка нормативного поведения. По методике Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект» нами выполнен вторичный замер общего уровня социального интеллекта и частные способности подростков к пониманию своего поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, способность понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия) после проведения технологии «Ощути твердую почву под ногами». Результаты данного тестирования позволили сделать выводы об эффективности внедренной нами технологии. Описание проблемы, на полное или частичное решение которой она ориентирована. В результате внедрения технологии «Ощути твердую почву под ногами» выявлено, что коммуникативная агрессивность подростка высокого и повышенного уровней затрудняет взаимоотношения со сверстниками, а это отрицательно влияет на статус подростка в группе сверстников. В случае низкого или среднего уровня агрессивности, между подростками формируются отношения сотрудничества, взаимосвязи, уважения, что, в свою очередь, положительно влияет на статус подростков в системе межличностных отношений. Отсюда, устанавливался уровень агрессивности подростка, и в случае высокого и повышенного уровня агрессивности с этими подростками проводились профилактические занятия. Результаты феномена агрессивности подростков прилагаются (табл. 1, 2). Нами получены данные, свидетельствующие о наличии связи между высоким уровнем проявления поведенческой агрессии и генофильным, доминантным, либертофильным и дигнитофильным типами доминирующего инстинкта. Для иллюстрации сказанного приводим следующие показатели: 1. При рассмотрении, какой тип агрессии у ребят выходит на первое, второе и третье место, то получится, что у учащихся 8-х классов чувство вины находится на первом месте 84,7%, на втором месте вербальная агрессия - 78,9%,затем на третьем месте подозрительность - 67,2%, негативизм - 21,7% соответственно стоит на последнем месте. У испытуемых 9-х классов первое место занимает вербальная агрессия (96,5%) и чувство вины (89,9%) – на втором. Косвенная агрессия - 85,4% - на третьем месте. У учеников 10-х классов на первом месте находится чувство вины - 88,6%, косвенная агрессия - 80,3% - на втором и на третьем месте, соответственно, вербальная агрессия - 79,6%, а на последнем месте - физическая агрессия - 21.5%. 2.Нами было установлено что, у подростков с высоким уровнем поведенческой агрессии наблюдается преобладание следующих типов доминирующего инстинкта. Так у учащихся 8-х классов на первом месте находятся альтруистический тип доминирующего инстинкта - 35,7%, на втором месте - альтруистический тип - 29,3%,на третьем месте - дигнитофильный тип-23,4%.У испытуемых 9-х классов на первом месте альтруистический тип36,1%, на втором месте - либертофильный тип-29,5%, на третьем месте - дигнитофильный тип - 25,7%. В 10-х классах первое место занимает либертофильный тип - 39%, на втором местедигнитофильный тип - 31,8%, на третьем месте находится альтруистический тип - 22,5%. 3.С выходом из подросткового кризиса влияние доминирующего инстинкта (доминантного, либертофильного, дигнитофильного) на проявление вербальной, физической, косвенной агрессии (мстительность), бунтарства сглаживается. Впоследствии поведенческая агрессия начинает провоцироваться генофильным, альтруистическим и исследовательским типами доминирующего инстинкта. Что характерно для взрослеющей личности, которая начинает отстаивать свои убеждения по поводу семьи и семейных отношений, по поводу проблемы добра и зла, а также своих мировоззренческих установок и научных точек зрения. (Диаграмма 1 прилагается). Уровень выраженности агрессивных реакций подростков коррелирует с самооценкой. Общая тенденция заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих (Табл.3). Также нами установлено, что если В.И. Гарбузов классифицирует семь доминирующих инстинктов: инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт альтруизма, инстинкт исследования, инстинкт доминирования, инстинкт свободы, инстинкт сохранения достоинства, то доминантный и либертофильный типы личности являются в соперничестве, генофильный и альтруистический типы способствуют установлению отношений, а исследовательский тип обеспечивает сотрудничество в межличностных отношениях (Диаграмма 2 и Табл.4 прилагается). Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект» позволила измерить, как общий уровень социального интеллекта, так и оценивать частные способности подростков к пониманию своего поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, способность понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). (Диаграммы прилагаются). |
3. | Организационное и технологическое решение вопроса | Перечень и краткое описание организационных мероприятий. Поэтапное описание реализации практики (перечень управленческих действий, ссылки на соответствующие нормативные правовые акты). Технология «Ощути твердую почву под ногами» в своей реализации прошла три этапа. На первом этапе – теоретическом изучались теоретические подходы к проблеме причин правонарушений в подростковой среде. Второй этап – экспериментальный. Данный этап состоял в апробировании технологии «Ощути твердую почву под ногами». Проводились занятия с подростками по приобретению знаний о причинах правонарушений в подростковой среде. Выполнялись упражнения на привитие навыков адекватного ситуации поведения. Изучалась модальность личностных переживаний результатов, получаемых подростками в тех, или иных ситуациях. Третий этап – практический– непосредственная реализация технологии: проведение занятий с элементами тренинга, направленных на приобретение знаний о нормах поведения, выработку умений и навыков нормативного поведения в обществе, снижение вербальных и невербальных форм агрессии,решение проблемы личных взаимоотношений в группе сверстников, приобретение стойких навыков конструктивного решения конфликтов в системе «Ученик-учитель-родитель». На итоговом занятии подводили результаты эффективности выработки навыков нормативного поведения. Этапы проведения коррекционной работы: Этап 1. Информационно-просветительская работа для родителей подростков с низким уровнем социального интеллекта. Цель: ознакомление с понятием социального интеллекта и его роли в становлении личности, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками. Способ реализации: знакомство родителей с видами интеллекта и роли социального интеллекта в формировании личности подростка. Задачи: 1) просвещение родителей в области видов интеллекта и понимания роли разносторонних способностей своих детей в их профессиональном становлении; 2) формирование готовности обсуждать с детьми проблемы этапов становления личности; 3) повышение уровня коммуникативной компетентности родителей в отношении с подростками. Форма работы - лекции. Этап 2. Информационно-просветительская работа с педагогами, работающими с подростками. Цель: информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с низким уровнем социального интеллекта, и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми. Задачи: 1) узнать индивидуально-психологические особенности подростков и условия формирования социального интеллекта; 2) информирование о стиле общения в педагогическом процессе. Форма работы – лекции. Этап 3. Психологический тренинг Цель: развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятие других. Задачи: 1) сопоставить осознанию каждым подростком своих взаимодействий с другими подростками; 2) развивать ответственность детей за свои поступки; 3) предоставлять возможности моделировать и опробовать новые формы поведения; 4) учить давать и получать адекватную обратную связь. Занятия с элементами психологического тренинга с подростками, проводятся в течении учебного года один раз в неделю (по 45 минут каждое). Итого – 32 академических часа групповой работы. Нормативная база:
|
4. | Финансовые ресурсы для разработки и реализации технологии | Объем и источники финансирования (с указанием уровня бюджета).
|
5. | Социальный эффект в результате реализации технологии | Изменение социальных показателей (в сравнительных цифрах или любым иным способом, дающим представление о качестве изменений).
|
6 | Экономический (финансовый) результат внедрения технологии | Оценка экономического эффекта от реализации практики (увеличение доходов бюджета, сокращение расходов и т.п.). Благодаря высокому профессиональному уровню кадров, работающих по данной технологии, ОУ не привлекает дополнительных специалистов по данному направлению, тем самым экономятся бюджетные средства. |
7 | Реализация практики (технологии) возможности его распространения | Где конкретно (на каком объекте) и когда практика была реализована. Где еще (в каких городах) была внедрена? Муниципальное образовательное учреждение « Тираспольская средняя школа №11» Опыт работы МОУ « ТСШ№11» представлен в педагогических изданиях ПМР, РФ, широко используется управленцами и педагогами-практиками в Приднестровье, РФ. |
8 | Отрасль применения технологии | Указать сферы городского хозяйства, где практика (технология) может быть применена. Сфера общего образования, социальная среда. |
9 | Дата внедрения практики (технологии) | С какого времени данная практика (технология) реализуется. Указать год внедрения. С 2003-2017 года. |
10 | География использования практики (технологии) | Место реализации практики (технологии): город, регион, страна. Приднестровская Молдавская Республика, г.Тирасполь |
11 | Контакты | Указать контакты для получения недостающей информации по данной практике (технологии), а также деловых предложений. г.Тирасполь, ул.К.Либкнехта №185 Тел +37353393582 Факс 65263 Эл.почта:arb-marina@bk.ru |
12 | Отзывы, награды |
2) Внутриличностные конфликты в подростковом возрасте. (Программа коррекции). Журнал Тирасполь: педагогический поиск. 2001, №№3,4 (7-8), с. 38; 3) Изучение ученического коллектива глазами учащихся.Журнал Тирасполь: педагогический поиск, 2002№№ 1-2, с. 162.; 4) Умови та принципи гуманістичного особистісно-орієнтованого навчання.Научно-методический журнал Педагогический Вестник Приднестровья /Тезисы научно-практической конференции: ГИПК, Тирасполь, 2003 № 5, с.179.; 5) Проблемавоспитания духовности у школьников.Покровские чтения / статьи и материалы, кн. 6, Бендеры, 2004, с.100.; 6) Повышение социального статуса ребенка в процессе притязания на признание.Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы (Материалы республиканской конференции 20 февраля 2004 года), ПГУ им.Т.Г.Шевченко, Тирасполь,2004, с.81.; 7) «Типовое семейное состояние» – эффективное средство в изучении семейной ситуации.Совершенствование качества университетского педагогического образования: Материалы научно-практической конференции г.Тирасполь 4 октября 2004 года, Тирасполь, 2005, с.103.
2) Психологический тренинг коррекции девиантного поведения «Ощути твердую почву под ногами». Проблемы образования и подходы к их решению: Сборник статей и тезисов науч.-практической конференции и семинаров ф-та педагогики и психологии: ПГУ им. Т.Г.Шевченко, Тирасполь, 2008, с. 181-186.; 3) Психологические подходы к развитию родного языка и формированию личности современного школьника. Актуальные проблемы языковой и речевой подготовки студентов нефилологических специальностей. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию каф. Родного языка и литературы в начальной школе 1-3 октября 2008 года. – Тирасполь, 2009, с. 87-90.; 4) Социально-личностное сопровождение педагогов в процессе раскрытия их творческого потенциала. Педагогический альманах: наука и практика /научно-практический журнал Приднестровского научного центра Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования», Тирасполь, 2009, с.70-75. Практическая реализация авторской технологии «Ощути твердую почву под ногами» отражена в печатных изданиях: 1) Портфолио по организации психологической службы в образовательном учреждении. Портфолио по организации психологической службы в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие /Сост.Феклина О.В. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. Ун-та, 2011. – 208 с.; 2) Мечта в картине мира современного юношества. Материалы международной научно-практической конференции «От качества условий к качеству результата как стратегия развития системы образования», ГОУ ДПО «Институт развития образованияи повышения квалификации», Тирасполь, 2015; 3) Сквернословие в жизни подростков. Человек-Общество-Воспитание: Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. – Тирасполь, 2016, с.186-192. |
13 | Дополнительные материалы | В электронном виде - иллюстративные фотографии (не менее 200 кб), таблицы, диаграммы, информационные справки, публикации и т.д. Можно указать сайт или дать ссылку на соответствующие документы и материалы.
|
Автор практики: Феклина О.В.,психолог МОУ " ТСШ№11"