Козубенко Юлия Ивановна 5 июля 2017
Отчёт о работе М/О учителей русского языка и литературы в
  2016-2017  учебном году.
 
    
 В настоящее время в Приднестровской Молдавской Республике, несмотря на сложности социально-экономического положения, продолжает  совершенствоваться система образования. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям, технологиям  творческого проблемного аналитического порядка.
    В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
  Особое значение  приобретает формирование учебной деятельности,  обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений.
          В Государственном образовательном стандарте по русскому языку на первое место также выдвинута задача воспитания гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения, а также развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
           Учителя нашего методического объединения хорошо понимают, что    в  ХХI веке образование, направленное лишь на подготовку школьника в той или иной предметной области, уже не отвечает требованиям времени. Образование становится элементом общей культуры.
        Именно по этим причинам учителя русского языка и литературы МОУ «ТСШ №11» в 2016-2017 учебном году  продолжили работу над   методической темой :
« Развитие творческих способностей у школьников на  уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных методов обучения с целью повышения качества знаний и воспитания духовно-нравственных качеств.»
 
В состав МО в 2015-2016 году входило  пятеро учителей, все педагоги   имеют высшее образование.
  • Козубенко Ю.И. -  учитель высшей квалификационной категории; стаж работы - 15 лет, председатель методического объединения;
  • Захарова Т.Г.  – учитель 2 квалификационной категории; стаж работы - 5 лет;
  • Денисенко Е.И. – учитель первой кв. категории; стаж работы - 7 лет; секретарь МО;
  • Набенюк М.В. – учитель высшей  категории; стаж работы -  30 лет, директор МОУ «ТСШ № 11»;  
 
      Все учителя М\О хорошо знакомы с нормативными документами по предметам, владеют программами  для основной и полной средней школы (5 – 9, 10 – 11 классы).
     В 2015-2016 учебном году работа учителей русского языка и литературы  проводилась в соответствии с планом, утверждённым директором школы.
       За отчётный период была проведена следующая работа:
 4 ОМО с тематикой:
- Изучение новых нормативных документов.
- Итоги и анализ работы М/О в прошлом учебном году.
-Обсуждение плана работы на текущий год.
-Обсуждение и рассмотрение КТП.
-Работа по адаптации учащихся 1, 5, 10-х классов.
- Составление и утверждение заданий для  итоговых контрольных работ
- Анализ итоговых контрольных работ.
-Участие в педсовете
-Обсуждение плана подготовки учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме тестирования
-Подготовка и проведение Недели русского языка и литературы
-Подготовка к городскому туру олимпиады
-Участие учителей и учащихся в различных международных и республиканских олимпиадах, конкурсах, конференциях.
-КПК и аттестация учителей -филологов
-Подготовка к итоговой аттестации
-Анализ результатов  итоговой аттестации
 
3 ТМО  с тематикой:
  • Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя- филолога при подготовке к ЕГЭ
  • Нетрадиционные формы и методы работы на уроках литературы с целью привития интереса к чтению.
  • Творческая работа на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний.
 
 
В 2016-2017 учебном году учителя-филологи проводили следующую работу:
 
  • совершенствовали педагогический опыт, методику преподавания своего предмета через самообразование, через углублённое изучение и апробирование в практике работы избранных инновационных технологий.
  • Составляли графики контрольных работ, в соответствии с которым осуществлялся контроль над  качеством усвоения учащимися изучаемого материала.
  •  Проведены во всех классах стартовые контрольные работы.
  •  Осуществляли проверку тетрадей учащихся 5-х классов с целью контроля  за соблюдением правил единого орфографического режима. По итогам проверки составлялись справки.
  •  Проводили  проверка техники чтения в 5-х и 6-х классах, составлялись справки.
  •  Составлены планы работы факультативов и спецкурсов.
  • Учителя приняли участие в ДОКиНУ:  открытые уроки посетили и провели все учителя м\о
  •  Проведены и проанализированы контрольные работы в 5-х классах по преемственности.
  • Учителя приняли участие в психолого-педагогическом тестировании учащихся.
  • Проведены итоговые контрольные работы за каждую  четверть и проанализированы их результаты.
  • Составлены отчёты по всем направлениям работы за каждую четверть  и проведён сравнительный анализ.
  • Всеми   учителями филологами проводилось взаимопосещение уроков.
  •  Проведена школьная олимпиада, подведены итоги и была составлена заявка на участие в городском туре.
  • Приняли участие в городской олимпиаде и ИОУ
  • Принимали участие в различных конкурсах
  •  Были проведены  методические консультации  с учителями-филологами  по вопросу: «Возможности личностно ориентированного обучения в воспитании  учащихся духовно нравственных качеств». Данная работа была направлена на разъяснение методической темы школы и методов её реализации в учебном процессе.
  • Учителя приняли участие в ДОКиНУ:  открытые уроки провели  учителя
  • Денисенко Е.И. в 8-А классе и  Захарова Т.Г. в 5-А классе. \
 
В течение учебного года  учителя совершенствовали педагогический опыт, методику преподавания своего предмета через самообразование, через углублённое изучение и апробирование в практике работы избранных инновационных технологий. Результатом такой работы стало активное участие М\О филологов в различных городских и республиканских мероприятиях:
 
  •  Учителя –филологи приняли участие в заочной Республиканской конференции, организованной ПГИРО (подготовили доклады к публикации)
  • Учащиеся 5-х-11 классов   приняли участие в Республиканском конкурсе «Я голосую за Россию» . По результатам конкурса учащиеся получили грамоты и дипломы МП ПМР
  • Проведена школьная олимпиада во второй четверти, подведены итоги и составлена заявка на участие в городском туре. Составлены графики и планы подготовки учащихся ко 2 туру олимпиады.
  • В городской олимпиаде 3 место заняла Райлян Ольга – 7-Б класс
  •  Учитель Козубенко приняла участие в Республиканской Конференции, организованной ПГУ им. Шевченко (публикация в сборнике)
  •  Проведена была работа по подготовке учащихся к ЕГЭ . Блестящая сдача ЕГЭ. Успеваемость- 100%  ; качество знаний- 84%; Средний балл-4,3
  • Учителя приняли участие в Неделе русского языка , открытые уроки провели все учителя м\о. Был разработан план мероприятий, с ним были ознакомлены все учителя школы, учащиеся. В рамках Недели была проведена выставка творческих работ учащихся, были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия. В течение Недели были проведены срезы знаний в 2-4 классах , в 5-11 классах. Были проверены тетради для контрольных работ учащихся 2-4 классов и 9 классов, а также   рабочие  тетради учащихся 7-8 классов. Составлены справки, проведён анализ, даны рекомендации.
  • 3 четверти учителя русского языка и литературы приняли участие в ряде городских  мероприятий, где проявили своё мастерство и были отмечены администрацией школы.
  • Также в 3 четверти руководитель м\о  Козубенко Ю.И. приняла участие в Международной конференции, проводимой в городе Одессе и посвящённой проблемам  современного образования (по результатам конференции будет издан сборник)
  • В 4 четверти учителя с учащимися приняли участие в 5-ти республиканских конкурсах. Итогом всех конкурсов за учебный год стало более 20 призовых мест:
Наименование конкурса ОУ класс ФИО участника результативность
Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературе «Инфоурок» МОУ «ТСШ№11» 7-Б Райлян Ольга 1
Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературе «Инфоурок» МОУ «ТСШ№11» 7-Б Демьянова Анастасия 1
Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературе «Инфоурок» МОУ «ТСШ№11» 7-Б Бобилёва Екатерина 1
Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературе «Инфоурок» МОУ «ТСШ№11» 9-А Орлов Александр 2
Муниципальный этап Республиканского конкурса сочинений «Я голосую за Россию» МОУ «ТСШ№11» 7-А класс Антонова В. 1
Республиканский конкурс сочинений «Я голосую за Россию» МОУ «ТСШ№11» 8-А класс Бондаренко Анна 3
Муниципальный и Республиканский этап Республиканского конкурса сочинений «Я голосую за Россию» МОУ «ТСШ№11» 11-А класс Мунтян Валерия 1 муниципальный тур
Республиканский конкурс сочинений «Я голосую за Россию» МОУ «ТСШ №11» 11-А Мунтян Валерия 2 Республиканский тур
Международный конкурс Эссе среди граждан СНГ «Дипломатия на службе мира»  
МОУ «ТСШ №11»
 
11-А
Мунтян Валерия Сертификат участника
Республиканский конкурс юных поэтов и чтецов «Живое слово» МОУ «ТСШ№11» 4-А Ткач Вадим 3
Республиканский конкурс экологической направленности «Энергия и экология» (экологическая журналистика) МОУ «ТСШ№11» 11-А Данилова Людмила 2
Республиканский конкурс «Екатерина Великая. Золотой век Российской Империи» МОУ «ТСШ№11» 5-В Козубенко Екатерина 1 (муниципальный тур)
Республиканский молодёжный конкурс «России верные сыны» МОУ «ТСШ№11» 7-А
5-В
Райлян Ольга
Козубенко Екатерина
1
 
2
Республиканский молодёжный конкурс «России верные сыны» МОУ «ТСШ№11» 9-А Лахматова Анастасия 2
Республиканский молодёжный конкурс «России верные сыны» МОУ «ТСШ№11» 11-А Данилова Людмила 1
Республиканский фестиваль «Мы этой памяти верны»        номинация «Авторское стихотворение» МОУ «ТСШ№11» 10-А
8-А
Абабий Юлия
Федорович Диана
Бондаренко Анна
2
 
3
 
1 и 3
 
Республиканский конкурс «Живое слово» МОУ «ТСШ№11» 9-А Орлов Александр 1
Республиканский конкурс «Живое слово» МОУ «ТСШ№11» 8-А Бондаренко Анна
Федорович Диана
2
 
2
Республиканский конкурс «Живое слово» МОУ «ТСШ№11» 5-А Колосюк Софья 2
 
 
 
         Также в 2016-2017 учебном году учителя русского и литературы изучали, осваивали и внедряли в своей работе различные  методы и приёмы воспитания духовно-нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы посредством  приобщения школьников к культуре и истории народов родного края. Были изучены и использованы различные возможности интерактивного и  личностно ориентированного обучения и воспитания у учащихся патриотических чувств. Проведена работа в рамках ККО, даны рекомендации учителям.
        
         Обобщая итоги работы МО учителей русского языка и литературы, хотелось бы отметить, что за прошедший период всеми учителями была проделана качественная работа в деле образования и воспитания учащихся. Сделаны выводы, что результаты обучающихся напрямую зависят от их подготовленности к данным видам работы, от сформированности у них общеучебных компетенций. Грамотно подготовить детей может только учитель, сам в полном объеме  владеющий методологическим аппаратом, критериями отбора заданий.
     В 2016-2017 учебном году продолжена работа по внутришкольному мониторингу обученности учащихся, одним из направлений которого является отслеживание качества  знаний  учащихся. Анализ результатов показал, что большое количество учащихся учебный год закончили успешно, уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоения языковых норм соответствует минимуму обязательного содержания по русскому языку  и литературе. Учителя продолжают работу по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, что позволяет по итогам года признать работу м\о  удовлетворительной.
   Особо следует отметить, что М\О учителей русского языка и литературы ведёт целенаправленную работу по  подготовке детей к итоговой аттестации. Уже с начала учебного года  учителями велась систематическая работа по подготовке к итоговой аттестации, были организованы дополнительные консультации. Каждый учитель знает свою индивидуальную цель и основную цель образования: обеспечение успешности обучения каждого учащегося и, как конечный результат, - успешная сдача экзаменов. Именно по этой причине учителями М\О в  2016-2017 учебном году велись    факультативные занятия по подготовке учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ. В результате такой работы в 2016-2017 учебном году 11- А класс сдал ЕГЭ по русскому языку со следующими результатами:
Успеваемость-100%
Качество знаний – 84%
Средний балл - 4,3
 
К особым заслугам педагогов – филологов в этом учебном году можно отнести следующие результаты:
№ п/п Уровень и название конференции ОУ Тема выступления ФИО учителя
1 Республиканская научно-практическая конференция
«Эволюция филологического образования в контексте требований ФГОС»
МОУ«ТСШ №11» Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих новые образовательные стандарты Козубенко Ю.И.
2  Международная научно-практическая конференция ПГИРО
«Профессиональные компетентности педагога в условиях реализации ГОС нового поколения: траектории профессионального роста»
 
МОУ «ТСШ№11» Инновационные формы организации саморазвития педагогов Козубенко Ю.И.
3 Международная конференция  в городе Одесса МОУ «ТСШ №11» Формирование культуры профессионального общения у специалистов негуманитарного профиля Козубенко Ю.И.
         
 
 
№п/п Название журнала ОУ Тема публикации учитель
1 Сборник материалов
Республиканской  научно-практической конференциии
«Эволюция филологического образования в контексте требований ФГОС» 
МОУ «ТСШ№11» Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих новые образовательные стандарты Козубенко Ю.И.
2 Пособие для преподавателей и студентов нефилологических специальностей. ПГУ им. Т.Г. Шевченко. 2016 МОУ «ТСШ№11» Сборник тестовых заданий по русскому языку и культуре речи Козубенко Ю.И.
3 Сборник материалов Международной конференции «Профессиональные компетентности педагога в условиях реализации ГОС нового поколения: траектории профессионального роста»
 
МОУ «ТСШ№11» Инновационные формы организации саморазвития педагогов Козубенко Ю.И.
4  Тирасполь . Педагогический поиск  2 ( 35) 2015год МОУ «ТСШ№11» «Сотрудничество в интересах государства» Набенюк М.В.
5 Развитие художественной культуры и проблемы музыкального образования в Приднестровье. Материалы Республиканской научно-практической конференции.  2014 МОУ «ТСШ№11» Вопросы духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся посредством музыки в современной школе. Набенюк М.В.
 
 
 
Выводы и предложения:
 
   Анализируя работу МО за истекший год, можно сделать следующие выводы:
  • Поставленные задачи методической работы полностью выполнены.
  • Тематика заседаний МО отражает актуальные  вопросы, способствующие повышению уровня методического мастерства учителей и повышению качества ЗУН учащихся.
  • Методическое объединение  направляет работу учителей, педагоги показывают высокую активность и заинтересованность в результатах своего труда.
  • Учащиеся демонстрируют  стабильные   знания.
  • Внеклассная работа  дает положительные результаты по привитию интереса учащихся к предмету.
  • Прослеживается работа с одаренными детьми.
  • Программа и её практическая часть во всех классах выполнена полностью.
  • Учителя внедряют  новые методики обучения и технологии, в том числе ИКТ.
 
Но также в работе МО существует ряд следующих  проблем:
1)Невозможность оптимально соединить большой объём и предельно допустимую  нагрузку программы.
2)Отсутствие интереса к чтению у детей.
3)Слабая подготовка учащихся к урокам.
4)У отдельных учителей наблюдается завышение итоговых оценок.
 
В связи с вышеуказанным предлагается:
 1) Считать работу учителей филологов  в 2016-2017 учебном году  удовлетворительной, т.к. проведена соответствующая плану работа по совершенствованию педагогического мастерства учителя, повышению качества знаний, умений и навыков учащихся. 
2) Отметить хорошие результаты   учащиеся выпускных классов в рамках итоговой аттестации. ( анализ прилагается).
3)  Отметить высокий уровень знаний  учащиеся, занявших призовые места в городском туре олимпиады, что свидетельствует о качественной работе учителей-филологов. Следует  отметить, в этом году учителя МО  приняли  участие в огромном количестве конкурсов муниципального, республиканского и международного уровней, за что были отмечены грамотами, дипломами сертификатами победителей и участников.
 4) Активизировать взаимопосещение уроков с целью обмена опытом работы.
 5)Чаще проводить взаимоконсультации по методическим проблемам.
 6) На заседаниях М/О анализировать результаты успеваемости учащихся с целью выявления причины имеющихся в работе учителей недостатков.
 7)Итоговые контрольные работы проводить по единим  текстам с присутствием ассистентов.
 8)Усилить работу по устранению пробелов в ЗУН и работу по повышению качества знаний учащихся.
Учитывая все результаты работы в текущем учебном году, требования, предъявляемые к современному процессу образования и требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников основной школы, предлагаем продолжить работу МО по методической теме: « Привитие интереса учащихся к урокам русского языка и литературы посредством использования инновационных методов обучения с целью повышения качества знаний и воспитания духовно-нравственных качеств у школьников», также в своей работе в 2016-2017 учебном году определить основные ЗУН учащихся:
анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • определять тему, основную мысль, стиль текста;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.
 
 
  Руководитель М/О                                            / Козубенко Ю.И./