Ефанова Наталья Алексеевна
26 октября 2016
Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Проблема:- Отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром воспитание культуры здоровья
- развитие творческих способностей мотивация на здоровый образ жизни научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни внедрение инновационных педагогических технологий принятие участия в научно-практических конференциях
Здоровье человека зависит на 50% - от образа жизни на 25% - от состояния окружающей среды на 15% - от наследственной программы на 10% - от возможностей медицины.
![](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg)
(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)
И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: - Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).
- Драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов
- Подвижными играми на переменах- Наглядности- Занимательных упражнений- Фантазирования - Творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
- опрос учащихся
- письмо
- чтение
- слушание
- рассказ
- рассматривание наглядных пособий
- ответы на вопросы
- решение задач
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
- активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
- методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
в) Проведение физкультурных минуток.
- расслабление кистей рук
- массаж пальцев перед письмом
- дыхательная гимнастика
- предупреждение утомления глаз
Требования:
Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).
Проводится на начальном этапе утомления.
Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Для расслабления кисти рук.
Пример: “Капуста”
Мы капусту рубим. Мы капусту трем. Мы капусту солим. Мы капусту жмем. |
![]() |
Движения Имитации действий |
Пример: Массаж пальцев перед письмом:
- протирание ладошек,
- “Скалка” - покатать ручку между ладонями;
- покатать ручку между большим и указательным пальцем
- “Игра на клавишах” (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).
Пример: “Нашли ли лилию?”
Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.
г) Работа по предупреждению утомления глаз.
д) Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
- “Хороший смех дарит здоровье”,
- мажорность урока,
- эмоциональная мотивация в начале урока,
- создание ситуации успеха.
А) Проветривание помещений; Б) наличие аквариума с рыбками,В) озеленение кабинета,Г) освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители.В начале учебного года проводится операция “Цветик - семицветик”.
Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V. Воспитание общей культуры.
- Приобщение детей к сокровищам культуры, истории.
- уроки Русской национальной культуры, Якутской национальной культуры.
- уроки ИЗО, труда.
- воспитание культуры труда на каждом уроке
- час здоровья
- развитие речи обучающихся
Этому способствуют: уроки Русской национальной культуры, Якутской национальной культуры.
Русский фольклор – источник вечный, чистый. Его отличали гуманность, мудрость. Это источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания.
Воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам (воспитание толерантности)
- использование различных жанров русского народного творчества в учебной и воспитательной работе;
- уроки ИЗО, труда (развитие творчества позволяет ребенку познавать новое для себя, развивать фантазию, эстетический вкус, воспитывать здоровье, отношение к природе, к окружающему миру).
- экскурсии уроки ПДД, ОБЖ уроки валеологии беседы медицинских работников
Ребенок, часть общества, и ему приходится решать ряд задач, которые встают перед ним на каждом возрастном этапе. Повысить социальную ориентацию в обществе в современных условиях, знание основ ПДД служат уроки ОБЖ.
- Уроки валеологии (разработка модификационных программ для начальных классов) нацелены на решение воспитания культуры, сохранения здоровья.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
- Взаимосвязь с медицинскими работниками школы.
Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков на род.собрания.
- Час здоровья. Предмет входит в расписание. Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе.
РЕЗУЛЬТАТ.Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения
Критерием ЗОТ является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
ИТОГ:Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.