Ефанова Наталья Алексеевна 26 октября 2016
БЕСЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему: «Правильное питание -
залог здоровья школьника»
 
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне раз­витым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влия­ние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ве­дущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.
Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.
Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних ор­ганов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода опреде­ленного количества энергии. С особенно большими энергетическими затра­тами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, иг­ры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным мате­риалом» необходимым для роста и развития организма.
Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла -калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:
  1. 7-11 лет - от 2250 до 2550 калорий;
  1. 11-15 лет-от 2850 до 3300 калорий;
  1. 15 лет и старше - от 3300 до 3800 калорий в сутки.
Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в со­став органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минераль­ные соли, витамины и вода, - должны быть в рационе в достаточном коли­честве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток од­ного из них может повести к нарушениям в развитии организма.
Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Бе­лок - наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «зани­мать первое место».
При недостатке его в пище возникают: S слабость;
  1. вялость;
  2. падение веса;
  3. отставание в росте;
  4. снижение сопротивляемости к болезням.
Избыток ведет к:
  1. Нарушению обменных процессов;
  2. снижению аппетита.
Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах.
Животные белки в:
  1. молоке;
  2. мясе
  3. рыбе
  4. яйцах.
Растительные белки в:
  1. Бобовых
  2. гречневой крупе
  3. рисе
  4. картофеле;
  5. свежей капусте.
Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесооб­разно давать с овощными гарнирами.
Жиры также входят в состав органов и тканей; покрывая внутренние органы, они предохраняют их от повреждения и охлаждения. Подкожная жировая прослойка способствует уменьшению отдачи тепла организмом.
Кроме того, жиры являются источником энергии и обеспечивают нор­мальное состояние иммунитета. Наличие жира в пище делает ее вкусной и дает более длительное насыщение.
Лучше усваиваются жидкие жиры и жиры, плавящиеся при низ­кой температуре:
  1. Сливочное масло;
  2. жир:
    1. молока;
    2. сливок;
    3. яиц.
Кроме того, эти жиры содержат витамины А и D.
Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирные кислоты, являющиеся веществами, биологически важными для организма.
Углеводы - главный источник энергии в организме. Они имеются в растительных продуктах. Из продуктов животного происхождения только одно молоко содержит углеводы (молочный сахар). В овощах, картофеле, крупах, муке, хлебе углеводы содержатся в виде крахмала (картофельного, рисового, пшеничного); во фруктах, ягодах и некоторых овощах - в виде Са­харов (свекловичного, тростникового, виноградного).
К углеводам относится и клетчатка, из которой состоят оболочки кле­ток овощей и злаков. Несмотря на то что клетчатка почти не усваивается организмом, некоторое количество ее необходимо в пище здорового ребен­ка для нормальной работы кишечника.
Для этого в рационе питания должно быть больше овощей: моркови, свеклы, свежей и квашеной капусты, тыквы, кабачков, огурцов, яблок, бах­чевых культур, слив. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
Особое значение педиатры придают систематическому приему пше­ничных отрубей. Они представляют собой ценное природное лекар­ство, обладающее целым рядом полезных свойств:
  1. отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной пери­стальтики;
  2. в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих самое благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нерв­ную систему;
  3. отруби способствуют выведению из организма аллергенов, холе­стерина.
Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно- или двухдневный(!) кефир); их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Мясо лучше употреблять от­варное, хлеб с отрубями вчерашней выпечки.
Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, сухофрукты, курагу, чернослив, инжир.
Приемы пищи должны происходить в строго определенное время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Ес­ли ребенок привыкает принимать пишу в одни и те же часы, то к этому вре­мени, еще до приема пищи, у него начинает выделяться желудочный сок -«аппетитный». Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.
При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приемами пищи должны составлять около 4 часов. Более частое питание рекомендуется только физически ос­лабленным детям и по медицинским показаниям.
 
Наиболее целесообразно придерживаться примерно следующего режима питания:
 
7.00 Завтрак, состоящий из двух блюд:
первое - каша, яйца, творог, овощи, картофель: второе - кофе, молоко, чай с молоком, какао.
13.00-14.00 Обед:
первое - суп мясной, овощной или молочный;
второе - рыба, мясо, крупяные или овощные гарниры: Заканчивается обед сладким (компот, кисель, фрукты, ягоды).
16.30 Полдник, состоящий из питья (кефир, простокваша, молоко, сок, чай с мо­локом), мучных изделий (булочка, печенье, бублик), фруктов и ягод.
19.30-20.00 Ужин:
первое - каши, запеканки, творожные и яичные блюда, крупяные или
овощные котлеты;
второе - чай, кефир, молоко, сок.
 
 
Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, долж­ны вставать и завтракать в одно и то же время.
Пред едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Они способствуют выделению пищеварительных соков. Острые закуски, содер­жащие много перца, хрена, горчицы, в питании детей нежелательны, так как они вызывают раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника.
Горькие овощи: редьку, чеснок, лук - целесообразно употреблять в умеренных количествах. В качестве питания детей можно использовать петрушку, укроп, щавель, свежие и сухие грибы.
Ребенок должен есть не торопясь, тщательно разжевывая пищу. Од­нако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 15-20 минут, для обеда - 20-25 минут, для полдника - 5-8 минут.
Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.
Если ребенок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе).
Завтраки обеспечивают более длительное сохранение работоспособ­ности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. На­блюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.
Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопро­вождают человека в течение всей его жизни.
Правильный режим питания является составной частью общего рас­порядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом заня­тий, труда и отдыха детей.
 
 
 
Приложение
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ЗАВТРАКОВ
 
1-й день: Мясные котлеты с овощным гарниром. Чай с молоком. Хлеб ржаной. Фрукты
2-й день: Запеканка из творога со сметаной.
Кисель.
Хлеб пшеничный.
Фрукты
3-й день: Сосиски с тушеной капустой. Кофе с молоком. Хлеб ржаной. Фрукты
4-й день: Пудинг морковный.
Молоко.
Хлеб пшеничный.
Фрукты
5-й день: Рыба жареная с картофельным пюре.
Хлеб ржаной.
Компот.
Фрукты
6-й день: Капустные котлеты. Простокваша или кефир. Хлеб пшеничный. Фрукты