Ефанова Наталья Алексеевна 26 октября 2016
Санитарные требования к режиму групп продленного дня
(извлечения)
 
Для правильной организации режима продленного дня детей 6-летнего возраста рекомендуется использовать следующий набор помещений:
  • классную комнату из расчета 2-4м2 на 1 человека;
  • спальную комнату из расчета 2,0 м2 на 1 человека;
  • игровую комнату из расчета 2,0 м2 на 1 человека;
  • рекреацию из расчета 1,0 м2 на 1 человека;
  • гардероб для верхней одежды;
  • столовую (отдельное помещение или специальные столы, выделенные в обеденном зале).
Целесообразно слитное размещение классной и игровой комнаты.
В случае невозможности обеспечения полного набора помещений рекомендуется комбинированное их использование. Наиболее целесообразно сочетать спальное помещение с игровой или игровое помещение с рекреацией (при этом общая площадь комбинированного помещения составляет не менее 75 м2 ).
Помещения обязательно должны иметь естественное освещение (КЕО не менее 1,5%).
Глубина помещений при одностороннем освещении не должна быть более 6м. На подоконники не следует ставить широколистные цветы. В классах, игровых и спальнях предусматриваются солнцезащитные устройства (жалюзи, шторы и пр.). Искусственное освещение должно быть достаточным и равномерным во всех помещениях.
Освещенность игровой комнаты должны составлять не менее 200 люкс, спален – 75 люкс, в классах на рабочем столе – 300 люкс, и на учебной доске – 500 люкс при люминесцентном освещении.
Учебная комната оборудуется мебелью с учетом антропометрических показателей. (См. Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ, 2.4.).
Настенные доски располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом не выше 75 см.
Игровые оборудуются двухместными столами, стульями, шкафами для хранения игрушек, книг, настольных игр. Мебель должна соответствовать росту детей. Мебель желательно расставлять по периметру комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.
При расстановке стационарных детских кроватей в спальных комнатах следует соблюдать разрывы: между длинными сторонами кроватей – 50 см, изголовьями кроватей – 20 см.
При размещении спальни и игровой в одном помещении его следует оборудовать встроенными кроватками. В спальнях размещаются 5 секционных вешалок для полотенец (по 5 мест в каждой секции) и шкафчики для хранения домашнего платья.
Во все помещения подводится горячая и холодная вода. Высота навеса раковин 0,5-0,6 м от пола. Туалеты с умывальными (в количестве 4 штук) размещаются вблизи основных помещений, используемых 6-летними детьми, и оборудуются санитарными приборами с учетом роста детей.
Санитарное состояние и содержание помещений для детей 6-летнего возраста должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
 
 
*СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 
Продленный день в школе – одна из форм воспитания и обучения не только 6-летних, но и более старших детей. Оптимальная наполняемость групп продленного дня 1-9 классов – 25 человек.
Дети, посещающие группу продленного дня, находятся в школе с 8 часов утра до 18-19 часов, то есть 10-11 часов, поэтому особенно важно построить их режим.
 
Примерный режим групп продленного дня для учащихся 2-9 классов, обучающихся в 1-ю смену
 
Вид деятельности Класс
2-4 5 6-7 8 (при 5 уроках) 9 (при 6 уроках)
Время
Прогулка после окончания учебных занятий, спортивный час 12.20-13.30 12.20-13.30 13.15-14.15 13.15-14.15 -
Обед 13.30-14.00 13.30-14.00 14.15-14.45 14.15-14.45 14.15-14.45
Сон для детей 7-8 лет и учащихся с ослабленным здоровьем 14.00-15.00 - - - -
Пребывание на воздухе, игры*, общественно полезный труд 14.00-15.00 14.00-15.00 14.45-15.45 14.45-15.45 14.45-15.45
Спортивный час, занятия музыкой, рисованием, трудовые дела 15.00-16.00 15.00-16.00 - - -
Самоподготовка (в перерыве – полдник) 16.00-17.30 16.00-17.30 16.00-18.00 16.00-18.30 16.00-18.30
Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 17.30-18.30 17.30-18.30 18.00-19.00 18.30-19.30 18.30-19.30
Прогулка, уход домой 18.30 18.30 19.00 19.30 19.30
 
*Эти виды деятельности взаимозаменяемы.
 
 
Группы продленного дня могут быть одновозрастные, включающие детей одного или нескольких параллельных классов; разновозрастные, объединяющие детей нескольких классов разных параллелей.
При отсутствии соответствующих условий и рационального распорядка дня на состоянии здоровья ребенка, на его нервной системе может отрицательно сказаться:
1) длительное пребывание в большом коллективе;
2) постоянное, в течение 10-11 часов пребывание в одном помещении (классной комнате);
3) преобладание в режиме дня статических видов деятельности с преимущественно умственной нагрузкой (чтение, беседы, просмотры телепередач, видеоигры и т.д.);
4; недостаточная двигательная активность (по данным врачей-гигиенистов, 2/3 времени пребывания в группах продленного дня школьники проводят в состоянии относительной неподвижности). 
В связи с этим администрация школ обязана внимательно относиться к организации групп продленного дня: выделению игровых комнат, спальных помещений из расчета 3,5 м2 на учащегося, правильному подбору мебели  и гигиенической организации внешней среды, использованию общешкольных помещений (спортивного и актового зала, мастерских, библиотеке и др.).
Учащиеся начальных классов в период пребывания на продленном дне должны переодеваться.
Для хранения сменной обуви, одежды, предметов личной гигиены в помещениях начальных классов устанавливаются индивидуальные шкафчики.
Ослабленные учащиеся 2-3 классов, как и первоклассники 6-7 лет, нуждаются в дневном сне после обеда.
Самоподготовку следует начинать не раньше 16 часов после проведения мероприятий по восстановлению необходимого уровня работоспособности учащихся (спортивный час).
Длительность выполнения домашних заданий определяется п. 2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (см. с.38).
Учащимся разрешается выбирать порядок выполнения домашних заданий по собственному усмотрению.
Перерывы между отдельными этапами работы должны быть индивидуальными.
Учащимся, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешается приступать к занятиям по интереса.
После окончания самоподготовки и пребывания детей на воздухе внеучебное время заполняется видами деятельности эмоционального характера: зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д., общей продолжительностью не более 1,5 ч.
Занятия в кружках и секциях проводятся не чаще 2 раз в неделю длительностью до 1 часа для младших школьников и 1,5 ч. – для старших.   Допускается участие одного учащегося не более чем в 2 различных кружках, предпочтительно, чтобы один из них был с физической нагрузкой.
При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:
  • для учащихся 1 классов 6-летнего возраста не более 10 мин.;
  • для учащихся 1-5 классов – не более 15 минут;
  • для учащихся 6-7 классов – не более 20 минут;
  • для учащихся 8-9 классов – не более 25 минут;
  • для учащихся 10-11 классов – не более 30 минут.
Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз – 1-2 минуты, а в середине занятия – перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 минут.
Не используется время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся – 2-5 классов и 15 минут – для более старших.
Не используется компьютер одновременно для занятий двух и более детей, независимо от их возраста.
Просмотр телевизионных передач, сопряженный со значительной зрительно-психической нагрузкой, не должен превышать в день для младших школьников 1 ч, для более старших – 1,5 ч и не чаще 2 раз в неделю.
 
Санитарные требования к организации сбора и вывоза неисправных, перегоревших люминесцентных ламп
 
Основание: СП «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов»
№3183-84 от
 
1.Перегоревшие, неисправные ртутьсодержащие люминесцентные лампы относятся к отходам 1 класса опасности.
2.Сбор перегоревших, неисправных люминисцентных ламп должен проводиться упорядоченно, в специально приспособленных помещениях.
3.Лампы должны собираться и помещаться в специальные металлические контейнеры (металлические ящики, стальные баллоны) и вывозитсья из здания общеобразовательного учреждения.
4.Транспортировка неисправных, перегоревших ламп должна производиться в соответствии с «Инструкций о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденной приказом МВД.
5.В учреждении должен осуществляться учет перегоревших, неисправных ртутьсодержащих люминисцентных ламп, а данные вноситься в «Журнал учета отходов».
 
Рекомендуемая форма
«Журнал учета отходов р.л.л.»
 
Дата сбора
р.л.л. в учреждении
Количество собранных р.л.л. Дата вывоза р.л.л. из учреждения Количество вывезенных р.л.л. Ответственное лица, должность
         
 
6.Персонал, занятый сбором, хранением, сдачей, транспортировкой р.л.л., должен быть проинструктирован по технике безопасности, противопожарной безопасности и промышленной санитарии. Соответствующие инструкции разрабатываются в учреждении и утверждаются руководителем. В инструкции по сбору, хранению р.л.л., таре-упаковке, транспортировке должны быть разработаны мероприятия, исключающие их распыление, россыпь самовозгорание, взрыв.
Указанные инструкции согласовываются с местными учреждениями сантирно-эпидемиологической службы.
7.Приказом руководителя учреждения назначается должностное лицо, ответственное за сбор, хранение, транспортировку р.л.л.