Ефанова Наталья Алексеевна
26 октября 2016
«ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»
Быть здоровым — это естественное стремление человека.
Здоровый й духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично.
Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:
- соблюдать профилактику простудных заболеваний;
- подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;
- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
- прививать необходимые умения проведения точечного массажа.
«Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель — улучшить работу кишечника.
С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем .«готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).
«Лебединая шея». Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
Игра «Буратино». Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.
«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри
организма.
«Птица перед взлетом» Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 секунд).
Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины..
Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.
ПСИХОГИМНАСТИКА
«Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
«Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза).
Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
Игра «Шарик». Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются, на пол.
Игра «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.
Шалтай-Болтай Шалтай-Болтай
Сидел на стене, Свалился во сне.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Энергично произносить «п — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только
гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое –состояние.
2. «Гудок парохода».
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.
ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ У ДЕТЕЙ,
СКЛОННЫХ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ
Игра «Буратино» (рисование носом, с целью проработки шейных отделов позвоночника).
Игры «Полет самолета», «Покорители космоса» — звуковые упражнения по укреплению голосовых связок.
Прогреваем горло наложением одной руки на горло, другой — на солнечное сплетение.
«Упражнения для глаз»
- Движения зрачков влево — вправо, вверх — вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10—20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
- Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
- Сесть напротив стены на расстоянии 2—5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
- Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10—20 секунд — один из йоговских приемов отдыха.
- Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких упражнений — появится легкое головокружение и сонливость.
«Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии»
- И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.
- И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
- И.П. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.П. Повторить 5—6 раз.
- И.П. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.
- И.П. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4—5 раз.
«Релаксационные упражнения для мимики лица»
- Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
- Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.
- Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).
- Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.
- Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).
- Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.
- Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться.
- Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
- Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.
Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.
Физминутка на уроке
На регуляцию психического состояния
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.
«Не боюсь»
В ситуации трудной задачи или чтения наизусть трудного стихотворения, или выполнения контрольной работы, вызывающи у детей страх, надо проводить это упражнение. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
«Очень хочется трудиться»
В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!
«Поза кучера на дрожках»
Саморегуляция спокойствия. Учитель делает указания сесть, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом. Предплечья должны свободно свисать. Мышцы максимально расслаблены. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках. Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены.
Начинать нужно с мышц лица, с освоения маски релаксации. Учитель медленно говорит, исполняющие все делают. Сеанс проводится один раз, но медленно, а застывшая поза затягивается. Затем дается команда вернуться в обычное положение в такой же последовательности.
«Полный физический покой»
Цель: максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы. Учитель говорит слова, а все проговаривают про себя и расслабляются:
«Я расслабляюсь».
«Полный физический покой!» (Все: «Покой»);
«Я расслабляюсь: мышцы шеи расслаблены, плечи расслаблены, мышцы рук расслаблены, кисти рук расслаблены».
«Кисти рук расслаблены, руки кажутся плетьми, брошенными на колени».
«Мышцы спины расслаблены, живот расслаблен».
По команде учителя круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны. Опускается по мышцам ног.
«Ноги расслаблены, мышцы голени, стопы... Каждый мой мускул расслаблен и вял. Покой. Полный физический покой».
Все мысленно про себя повторяют:
- Я отдыхаю в саду. Я отдыхаю на пляже. Мне приятно состояние полного физического покоя.
Продолжительная пауза
Учитель выводит успокаивающихся из состояния покоя и переводит их в обычное состояние.
«Саморегуляция тонуса мимических мышц»
Учитель говорит: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслабленны. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке.
Мое лицо как маска. Я хорошо чувствую себя. Мне хорошо. После медленного проговаривания вслух дается команда проговаривать команду про себя. После всех упражнений на самоуспокоение дается команда на окончание сеанса, и учащиеся принимают обычное состояние.
«Выход из состояния самоуспокоения»
Учитель ведет счет до десяти. На каждый второй счет подается
команда:
- Раз, два - вы отдохнули.
- Три, четыре - покой проходит.
- Пять, шесть - появляются силы.
- Семь, восемь - настроение бодрое.
- Девять, десять - открыть глаза, улыбнуться, потянуться и почувствовать свежесть во всем теле.
«Психологическая установка на работу»
- Улыбнемся друг другу, дети.
- Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому (пауза).
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно (пауза).
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку:
- Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!» Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
- Сидя, надо одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара, правой - три удара. Хлопнуть в ладоши и то же самое проделать, сменив ноги: левой - три удара, правой - два удара.
- Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой - правое ухо, правой - кончик носа.
- «Петрушка». Исходное положение руки опущены, расслаблены. Одновременным хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла и покраснения ладоней.
- «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на скамейке парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам Вдох - потянутся, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох- кисти к плечам, локти свести впереди.
- Исходное положение: приподняться на носках. Сделать несколько энергичных движений тела влево и вправо, растирая носки ступней о массажный коврик до появления теплоты. Повторить упражнение, стоя на пятках.
- Исходное положение: сидя на скамейке, подтянуть ногу, максимально сжать пальцы стопы, затем расслабить и потрясти ногой. Упражнение выполнять поочередно обеими ногами.
- Исходное положение: сидя, кисти рук переплетены в замок и лежат на коленях. На счет 1 - ноги приподнять, на счет 2 - подтянуться руками к стопам, на счет 3-4 - расслабиться и вернуться в исходное положение.
- Исходное положение: сидя на скамейке, упор рук сзади. Поднять прямые ноги под углом 30° и удержать их в таком положении.
- Исходное положение: сидя, руки лежат на коленях. На счет раз поднять плечи, 2 - обхватить коленку, прижать их к груди, 3 -сильный выдох, 4 - вернуться в исходное положение. Упражнение выполнять медленно.
- Исходное положение: сидя, кисти рук к плечам, выполнять круговое вращение рук.
- Исходное положение: сидя, с опорой рук сзади. Выполнять круговое вращение прямыми ногами.
- Исходное положение: сидя, спина прямая, попеременное закидывание ноги на ногу на каждый счет.
- Исходное положение: сидя с упором рук сзади. Поочередно поднимать прямые ноги и удерживать их в таком положении.
- Исходное положение: стоя, поднять руки вверх - вдох, наклониться вниз - выдох.
- Исходное положение: сидя, расслабиться, выполнить успокаивающие глубокий вдох и выдох. Повторить несколько раз (3-4 раза, чередуя их с позой «кучера» на расслабление).
Микропаузы при утомлении глаз:
- Смотреть прямо вдаль 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик пальца перед глазами на расстояние 25-30 см и смотреть на него 2-3 секунды. Повторять 5-6 раз.
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
- Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторять 3 раза.
- Закрыть глаза, подушечками трех пальцев рук слегка подавить на верхние веки. Спустя 2-3 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
- Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками 10-15 секунд, открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторить 2 раза.
- Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
- Исходное положение: сидя, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз.