Ефанова Наталья Алексеевна 26 октября 2016
 
«ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»
 
Быть здоровым — это естественное стремление человека.
Здоровый й духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красо­ты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человечес­кой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимо­действии психических и физических сил организма, гармонии самовы­ражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную дея­тельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на разви­тие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие вы­полнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично.
Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:
  • соблюдать профилактику простудных заболеваний;
  • подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, вниматель­ными, чуткими;
  • учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
  • прививать необходимые умения проведения точечного массажа.
Методики проведения « Гимнастики маленьких волшебников»
«Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание жи­вотика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель — улучшить работу кишечника.
С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем .«готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).
«Лебединая шея». Поглаживаем шею от грудного отде­ла к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
Игра «Буратино».     Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.
«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощуще­ния сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри
организма.
«Птица перед взлетом» Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 секунд).
Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины..
Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит осво­бождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым бо­ком, поворачивается в правую сторону.
 
 
 
 
ПСИХОГИМНАСТИКА
«Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Уп­ражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
                        «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежи­лись в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза).
 Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
Игра «Шарик». Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслаб­ленном состоянии потихоньку опускаются, на пол.
Игра «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слег­ка ударять по пояснице в области почек.
Шалтай-Болтай        Шалтай-Болтай
Сидел на стене,        Свалился во сне.
 
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика забо­леваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очере­ди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Энергично произносить «п — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только
 
гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а так­же снимает стрессовое –состояние.
 
2.         «Гудок парохода».
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секун­ды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со зву­ком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох ко­роче, задержка дыхания, выдох длинный.
 
ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ У ДЕТЕЙ,
СКЛОННЫХ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ
Игра «Буратино» (рисование носом, с целью проработки шейных отделов позвоночника).
Игры «Полет самолета», «Покорители космоса» — звуковые упраж­нения по укреплению голосовых связок.
Прогреваем горло наложением одной руки на горло, другой — на солнечное сплетение.
 
 
 
 
 
 
«Упражнения для глаз»
  1. Движения зрачков влево — вправо, вверх — вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10—20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
  2. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
  3. Сесть напротив стены на расстоянии 2—5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
  4. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10—20 секунд — один из йоговских приемов отдыха.
  5. Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Те­перь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких упражнений — появится легкое головокружение и сонливость.
 
«Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии»
  1. И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоня­ясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.
  2. И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. И.П. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.П. Повторить 5—6 раз.
  4. И.П. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секун­ды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.
  5. И.П. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опу­стить, выдох. Повторить 4—5 раз.
 
«Релаксационные упражнения для мимики лица»
  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
  2. Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).
  4. Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — рас­слабление.
  5. Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная трево­га).
  6. Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.
  7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться.
  8. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
  9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.
 
Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.
Физминутка на уроке
На регуляцию психического состояния
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
 
После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.
 
«Не боюсь»
В ситуации трудной задачи или чтения наизусть трудного стихо­творения, или выполнения контрольной работы, вызывающи у детей страх, надо проводить это упражнение. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
 
«Очень хочется трудиться»
В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбужде­ние активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллек­тивно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!
 
 
«Поза кучера на дрожках»
Саморегуляция спокойствия. Учитель делает указания сесть, накло­нить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом. Предплечья должны свободно свисать. Мышцы максимально расслаблены. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках. Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены.
Начинать нужно с мышц лица, с освоения маски релаксации. Учи­тель медленно говорит, исполняющие все делают. Сеанс проводится один раз, но медленно, а застывшая поза затягивается. Затем дается команда вернуться в обычное положение в такой же последовательности.
«Полный физический покой»
Цель: максимально расслабить мышцы тела, снять все мышеч­ные зажимы. Учитель говорит слова, а все проговаривают про себя и расслабляются:
«Я расслабляюсь».
«Полный физический покой!» (Все: «Покой»);
«Я расслабляюсь: мышцы шеи расслаблены, плечи расслабле­ны, мышцы рук расслаблены, кисти рук расслаблены».
«Кисти рук расслаблены, руки кажутся плетьми, брошенными на колени».
«Мышцы спины расслаблены, живот расслаблен».
По команде учителя круг внимания медленно скользит по телу, про­веряя, все ли мышечные зажимы убраны. Опускается по мышцам ног.
«Ноги расслаблены, мышцы голени, стопы... Каждый мой мус­кул расслаблен и вял. Покой. Полный физический покой».
Все мысленно про себя повторяют:
- Я отдыхаю в саду. Я отдыхаю на пляже. Мне приятно состоя­ние полного физического покоя.
Продолжительная пауза
Учитель выводит успокаивающихся из состояния покоя и пере­водит их в обычное состояние.
«Саморегуляция тонуса мимических мышц»
Учитель говорит: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслабленны. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке.
Мое лицо как маска. Я хорошо чувствую себя. Мне хорошо. После медлен­ного проговаривания вслух дается команда проговаривать команду про себя. После всех упражнений на самоуспокоение дается команда на окон­чание сеанса, и учащиеся принимают обычное состояние.
«Выход из состояния самоуспокоения»
Учитель ведет счет до десяти. На каждый второй счет подается
команда:
  • Раз, два - вы отдохнули.
  • Три, четыре - покой проходит.
  • Пять, шесть - появляются силы.
  • Семь, восемь - настроение бодрое.
  • Девять, десять - открыть глаза, улыбнуться, потянуться и по­чувствовать свежесть во всем теле.
Учитель дает энергичную команду: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями нару­жу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над го­ловой. С резким выдохом опустите руки». Это упражнение надо повто­рить 2-3 раза.
«Психологическая установка на работу»
  • Улыбнемся друг другу, дети.
  • Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому (пауза).
  • Внимание мое растет.
 
  • Я как разведчик все замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно (пауза).
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе.
  • Работаю!
 
Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку:
  1. Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а ле­вую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!» Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
  2. Сидя, надо одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара, правой - три удара. Хлопнуть в ладоши и то же самое проделать, сменив ноги: левой - три удара, правой - два удара.
  3. Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой ру­кой - правое ухо, правой - кончик носа.
Физкультминутки на общее развитие организма детей (ко­нечностей, туловища):
  1. «Петрушка». Исходное положение руки опущены, расслабле­ны. Одновременным хаотичным встряхиванием рук и ног достичь рас­слабления мышц до чувства тепла и покраснения ладоней.
  2. «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на скамейке парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам Вдох - потянутся, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох- кисти к плечам, локти свести впереди.
  1. Исходное положение: приподняться на носках. Сделать не­сколько энергичных движений тела влево и вправо, растирая носки ступней о массажный коврик до появления теплоты. Повторить упраж­нение, стоя на пятках.
  2. Исходное положение: сидя на скамейке, подтянуть ногу, мак­симально сжать пальцы стопы, затем расслабить и потрясти ногой. Упражнение выполнять поочередно обеими ногами.
  3. Исходное положение: сидя, кисти рук переплетены в замок и лежат на коленях. На счет 1 - ноги приподнять, на счет 2 - подтянуть­ся руками к стопам, на счет 3-4 - расслабиться и вернуться в исход­ное положение.
  4. Исходное положение: сидя на скамейке, упор рук сзади. Под­нять прямые ноги под углом 30° и удержать их в таком положении.
  5. Исходное положение: сидя, руки лежат на коленях. На счет раз поднять плечи, 2 - обхватить коленку, прижать их к груди, 3 -сильный выдох, 4 - вернуться в исходное положение. Упражнение вы­полнять медленно.
  1. Исходное положение: сидя, кисти рук к плечам, выполнять круговое вращение рук.
  2. Исходное положение: сидя, с опорой рук сзади. Выполнять круговое вращение прямыми ногами.
 
  1. Исходное положение: сидя, спина прямая, попеременное за­кидывание ноги на ногу на каждый счет.
  2. Исходное положение: сидя с упором рук сзади. Поочередно поднимать прямые ноги и удерживать их в таком положении.
  3. Исходное положение: стоя, поднять руки вверх - вдох, на­клониться вниз - выдох.
  4. Исходное положение: сидя, расслабиться, выполнить успо­каивающие глубокий вдох и выдох. Повторить несколько раз (3-4 раза, чередуя их с позой «кучера» на расслабление).
Во время физкультминуток выполнять до 5 различных упражне­ний. Комплекс заканчивать упражнением на восстановление дыхания.
Микропаузы при утомлении глаз:
  1. Смотреть прямо вдаль 2-3 секунды, перевести взгляд на кон­чик пальца перед глазами на расстояние 25-30 см и смотреть на него 2-3 секунды. Повторять 5-6 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
  3. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отды­хать такое же время. Повторять 3 раза.
  4. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев рук слегка подавить на верхние веки. Спустя 2-3 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
  5. Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками 10-15 секунд, открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторить 2 раза.
  6. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
  7. Исходное положение: сидя, смотреть на конец пальца вытя­нутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно при­ближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз.
Упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большой амплитудой.