Набенюк Марина Васильевна 26 октября 2016
 
ЗДОРОВЫЙ УРОК (ПОЛОЖЕНИЕ)
 
1. ЗДОРОВЫЙ УЧИТЕЛЬ.
     Признание и понимание своего здоровья и самого себя как большой ценности и принятия  ответственности за свою жизнь на себя.
2. СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ.
  1. Обеспечение каждого учащегося удобным рабочим местом в соответствии с ростом, состоянием зрения и слуха и целями учебно-познавательной деятельности;
  2. Боковое левостороннее освещение
  3. До начала занятий - влажная уборка учебных помещений, фойе, коридоров
  4. До начала занятий и после их окончания –сквозное проветривание учебных помещений
  5. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные- во время уроков
3.Продолжительность урока и физиологическое восприятие
 
Для 1 класса желательны уроки по 30минут, остальные-40 минут, для уроков по методу проектов, погружения возможно соединение уроков. Наиболее продуктивное время работы на уроке-с 4 по 23 минуту(восприятие идёт наиболее активно, основной информационный поток включается в это время. Учитель формирует наиболее оптимальные педагогические техники для оптимального использования рабочего времени и настроя учащихся на каждом этапе урока).
4 Характер общения с детьми
 Начинается с поведения педагога: улыбки, чувства юмора, умения быть счастливым здесь в классе. Учитель должен уметь поддерживать эмоциональный настрой учащихся на протяжении урока, начиная с первого «Здравствуйте» и заканчивая местом расположения учителя и ученика относительно друг друга.
Организация диалога (полилога) в процессе учебной деятельности. Организация психосохраняющей атмосферы, полный контакт между участниками ОП. Создавать ситуации успеха для каждого ученика.
5. Содержание уроков
В содержании уроков должен выдерживаться принцип обучения на высоком уровне трудоспособности. От характера предполагаемых трудностей зависит выбор педагогом методов  и приёмов обучения. Педагогу необходимо учитывать
зону актуального и зоны ближайшего развития ребёнка. В учебной деятельности необходимо наличие психодидактического материала. Для успешного развития детей необходимо осуществлять выбор способов деятельности с учётом базовых потребностей учащихся:
  1. начальное звено (1-4)-потребность в саморазвитии, в свободе выбора ,игре, подражании;
  2. среднее звено-потребность в рефлексивной и смыслотворческой деятельности, направленная на осознание своей ценности и индивидуальности; деятельность подростков должна протекать в форме свободного творческого поиска.
 
6.Мера нагрузки
Предполагаемая плотность занятия 80%,с учётом индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося.
 
7.Двигательные нагрузки
Необходимо обязательно использовать на занятиях  «минутки здоровья» (дыхательная гимнастика, физпаузы, точечный массаж), в зависимости от вида деятельности на уроке. Необходимо помнить, что длительные статические нагрузки приводят к большому количеству нарушений в теле: застой в венозных сосудах, возрастает нагрузка на сердце, застой в малых кровеносных сосудах (нарушение микроциркуляции), нарушение кровоснабжения, энергетики позвоночного столба, а значит и головного мозга.
 Для лучшей эффективности 4 «минуты здоровья» необходимо проводить в основном в середине урока, чаще самими детьми(предварительно обученными).
Учитель! Ни в коем случае нельзя самому выпадать из процесса. Активное Ваше участие убеждает учеников в необходимости уважать потребности своего тела и законы его функционирования.
 
8.Оздоровительно-реабилитационные программы
Используются в зависимости от состояния детей в классе. В осенне-зимний и зимне-весенний период проводится профилактика респираторных заболеваний (точечный массаж по Уманской). Используются антистрессовые программы в педпроцессе (в результате стресса организм ребёнка перестает  «видеть», «слышать»,  или «воспринимать» определённую часть травматической для него информации.
 
9. Использование механизмов включения дополнительных каналов получения  информации и памяти
Определение доминантных каналов восприятия, коррекции остальных. Использование различных приёмов развития разных видов памяти.
 
10.Индивидуальный подход
Индивидуальный подход обеспечивает здоровьетворный эффект урока. Главное поддержать в ученике веру в свои силы, в свою неповторимость. Критерием удачного урока служит отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание вновь продолжать её. Важным моментом хорошей качественной и здоровой работы является творчество учителя и ученика.
11.Перемены и их использование
Перемены вводятся с учётом потребностей учащихся. Рекомендуется использование музыки на переменах. Введение динамического часа для учащихся 1 классов.
Для предупреждения зрительной утомляемости и близорукости
 УЧИТЕЛЬ  обязан:
         - знать детей с нарушением зрения и повышенным риском близорукости в своем классе;
         - знать данные детям лечебные рекомендации (в том числе очки) и следить за их выполнением;
         - знать детей, имеющих ограничение к занятиям физкультурой и трудовому обучению и следить за их выполнением: при подозрении на ухудшение зрения ученика направлять его к врачу;
         - следить за исправностью осветительных приборов в классе и правильной подгонкой мебели под рост учащихся;
         - следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;
 
         Способствует расширению зрительно-двигательной активности  проведение физминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.
         Физминутки выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда.
         Какие ориентиры используются?
         1. Разного рода траектории, по которым дети "бегают глазами". Например, на листе ватмана изображаются какие-либо фигуры (овалы, восьмерки, спирали, пружины), толщина линии 1 см.
         2. На карточках, которые показывает учитель, представлены "веселые человечки", которые изображают различные гимнастические упражнения, размер изображения равен 2 см, дети повторяют движения человечка глазами.
         Комплекс 1.
        Продолжительность 3-5 минут. Дети должны удобно сесть, спина должна быть прямая, глаза устремлены вперед.
         1. Взгляд направьте влево, затем опять прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо (без задержки повторить 10 раз).
         2. Взгляд смещайте по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево- вверх - прямо, и постепенно увеличивайте задержки взгляда в отведенном положении, количество упражнений 3-10 раз, дыхание должно быть произвольное.
         3. Круговые движения глаз влево и вправо, сначала быстро, потом как можно медленнее, в каждую сторону повторять 1-10 кругов.
         4. Посмотрите на кончик носа затем в даль 5-7 раз.
         5. Посмотрите на кончик пальца или на карандаш, удерживая его на расстоянии 30 см от глаз, затем в даль, 5-7 раз.
         6. Посмотрите перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргните. Повторите 5-7 раз. Сожмите веки, снова моргните 5-7 раз.
         7. Помассируйте веки глаз, можно поглаживая их указательным пальцем и средним пальцем в направлении от носа к веку. Или: закройте глаза и подушечками ладони, касаясь очень нежно проведите их по верхним векам от висков к переносице и обратно. Повторите в среднем темпе 10 раз.
         8. Потрите ладони друг об друга и без усилий прикройте ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света на 1 мин. Представьте что вы погружены в полную темноту. Откройте глаза, повторите 5-7 раз.
 
         Комплекс 2.
         1. Сидя за столом, расслабьтесь и медленно подвигайте глазами слева направо, затем справа налево. Повторите 3 раза в каждую сторону.
         2. Медленно переведите взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторите 3 раза.
         3. Представьте вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следите за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите 3 раза.
         4. Положите ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник. закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описывалась выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, ладони, не плотно лежащими на глазах и в то же время они не должны пропускать свет.
 
         Все эти виды названных приемов желательно чередовать как можно чаще.
 
        Комплекс 3.
         1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 5 раз.
         2. Прочно зажмурить глаза на счет до 3, открыть и посмотреть в даль на счет до 5. повторить 4-5 раз.
         3. Вытянуть правую руку вперед.