Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
Выступление
«круглый стол» 25.03.2004 в МОУ « ТСШ №11»
                                                                                                     Набенюк М.В.,директор МОУ " ТСШ№11"
 
Воспитание гражданственности - настоятельное требование времени.
 
       Для современной образовательной среды школы в настоящий момент характерен ряд основополагающих принципов, без которых образование и воспитание становится либо бессмысленным, либо вредным. Школа всегда
являлась проводником идей, которые всегда витали в воздухе. Сегодня назрела необходимость вновь говорить открыто и настойчиво о таких понятиях как «отношение к Родине», «личная позиция», «гражданская ответственность», «патриотизм», «интеллигентность».
               И как ни вспомнить сегодня слова замечательного русского писателя
М. Е. Салтыкова-Щедрина, который писал: «…и в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном её сознании человек приобретает право называть себя гражданином».
    Размышляя сегодня о девальвации нравственных ценностей в обществе, о снижении чувства сопричастности у людей, живущих вместе на одной земле, о том, что учащиеся, сидящие за школьной партой,  выйдя из стен школы, не считают нужным защищать свое отечество, забывают славные традиции своего народа, тех, кто живёт по соседству, нужно в первую очередь обратиться  к самому понятию «гражданственность».
         Академический словарь русского языка толкует это понятие так:
«гражданственность-2.сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Нужно признать, что часть наших современников под понятием «гражданин» понимает только определение «взрослый человек»,    «горожанин», забывая о двух других важнейших и определяющих составных этого понятиях.
«Гражданин-1.лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства,  пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.
                      2.человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу
Нужно отметить также, что забыли мы о таком факте, что существовало в отечественной истории такое понятие как «потомственный почётный гражданин» Это было звание ,присваивавшееся в дореволюционной России лицам недворянского происхождения за какие-либо заслуги или в силу образовательного долга. Сегодня у многих не в чести такие извечные слова как  «гражданское мужество», «гражданский долг», « гражданская доблесть». Школа всегда являлась одним из важнейших институтов формирующих, воспитывающих в государстве поколение новых  граждан. Но сегодня приходится отмечать, что и часть педагогов школы до конца не осознают важность на настоящий момент целенаправленной работы по воспитанию истинных гражданских начал в душе каждого юноши и девушки, сидящих на школьной скамье. Облик части учителей тоже иногда не отражает  той душевной отваги, которая должна быть присуща людям данной профессии.
                   Теперь остановимся на том, каким образом необходимо формировать гражданское чувство в рамках учебно-воспитательного процесса. Процесс этот достаточно сложный, он должен проводится как  обучения, так и при помощи воспитания как такового.
         Сейчас часто можно услышать, что многие образовательные учреждения создают специальные программы развития гражданских начал у молодёжи. Варианты этой работы достаточно разнообразны, но все так или иначе направлены на формирование у ребят четко выраженной  гражданской позиции, нравственное воспитание личности, на изучение истории своей страны.
Основными целями (оптимальными) становятся следующие:
  1. воспитать гражданина мира, гармонично развитого Человека (идеальная);
  2. воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, город, край, Родину; человека культуры и нравственности.
 
Основными задачами могут быть:
 
  • Воспитание любви к школе, городу, Родине.
  • Сформировать представление об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах, принятых в Культуре в качестве идеала.
  • Создать условия для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов как ценностей.
  • Сформировать умение адаптироваться к изменениям в социокультурном пространстве.
  • Развивать способность к взаимопониманию и сотрудничеству с различными религиозными и социальными группами.
При создании подобных программ важно руководствоваться рядом принципов. Они могут быть такого типа:
  1. Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка. Каждый помнит: природа ребёнка такая же, как и природа взрослого человека;
  2. Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю;
  3. Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
  4. Принцип завершенности в обучении и воспитании;
  5. Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач;
  6. Принцип включения родителей в педагогический процесс.
Особое внимание  в школе будет уделяться воспитанию патриотизма, всемерного уважения народов.
При реализации проектов гражданского воспитания учащихся необходимо
  1. создать единое воспитывающее пространство школы для формирования Гражданина.
  2. обеспечить качество планирования воспитательной деятельности педагогов в русле самоопределения учащихся.
  3. создать условия для максимально возможного получения информации для гражданского самоопределения.
  4. создать условия для развития личности учащихся.
  5. повысить уровень профессионализма педагогов в вопросах воспитания Гражданина.
  6. повысить качество сотрудничества учителей и учеников в русле единой воспитательной работы.
  7. создать условия для сохранения здоровья учащихся путём включения их в деятельность по формированию физической культуры.
  8. создать условия для повышения уровня воспитанности учащихся.
  9. Обеспечить  технологическую готовность педагогов к работе по данной воспитательной программе.
  10. создать условия для формирования критической самооценки, готовности к самонаблюдению, самодиагностике.
  11. создать условия для преодоления разобщенности взглядов учителей на проблему гражданского самоопределения.
  12. обеспечить базу для формирования новых взглядов на проблему гражданственности.
  13. обеспечить психологическую поддержку учителям, участвующим  в реализации программы.
  14. обеспечить материальную поддержку учителям, активно участвующим в воспитательной работе.
  15. делегировать инициативным учителям право на самостоятельное создание системы работы в русле гражданского самоопределения.
  16. обеспечить технологическую подготовку к созданию этой системы.
  17. обеспечить технологическую готовность к использованию самостоятельно созданной системы.
  18. обеспечить технологическую готовность к осмыслению и формулированию понятия «единое воспитывающее пространство»
  19. обеспечить технологическую готовность педагогов к диагностике развития личности, уровня гражданского самоопределения.
  20. обеспечить технологическую готовность педагогов к самонаблюдению и самодиагностике.
  21. обеспечить технологическую готовность инициативных педагогов к участию в разработке научно-обоснованных рекомендации по воспитанию гражданственности.
Система разрабатываемой программы по воспитанию гражданственности у учащихся предполагает и уроки, направленные на воспитанию тех качеств, которые отличают истинного гражданина, и внеклассные мероприятия(занятия в кружках, традиционные праздники ,выезды, походы,  экскурсии, месячники патриотического воспитания, фестивали и т.д.)
          Как не вспомнить сегодня и составление летописей и сбор материалов по знаменательным историческим датам!