Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
Набенюк М.В. ,
директор МОУ « ТСШ№11» ,
выступление на августовской конференции ,2012 год
Кадровая политика общеобразовательного учреждения: проблемы и пути её совершенствования.
Уважаемые коллеги!
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития, продолжающихся и по сей день. Центральное место в воплощении этих идей принадлежит педагогу. Но в то же время нужно отметить, ограниченность и недостаточность практически всех видов ресурсов, которые достались в наследство новому руководству профильного министерства и муниципального управления.
Во многих школах  объективно отмечается:
  • отток и старение педагогических кадров и как следствие проблема привлечения и удержания квалифицированных специалистов;
  • социальная незащищенность работников;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение;
  • нехватка временных и информационных ресурсов (перегрузка отдельных специалистов, избыточная отчетность школы).
  • недостаток организационных ресурсов (незначительное внимание администрации к работе учителей, снижении уровня их методической и иной поддержки).
  • в дополнение ко всем обозначенным дефицитам  по-прежнему ощущается недостаток финансовых ресурсов ( в сравнении, например, с РФ).
Уже не раз поднимался вопрос и еще о целом ряде негативных явлений:
  • Значительная часть бизнес-сообщества Тирасполя в погоне  за прибылью рассматривает поддержку школ как нерентабельную обузу.
  • Расширение спектра специальностей, предоставляемых ПГУ им.Т.Г.Шевченко - было бы положительным явлением, если бы по окончанию  вуза в школы пришли учителя русского языка, математики, физики. Но, увы…
  • Негосударственные вузы продолжают плодить на платной основе безработных в будущем юристов и финансистов сомнительного уровня квалификации!
  • Созданный СМИ имидж  учителя не выдерживает критики;
  • К сожалению, в течение последних  лет создавались и дополнительные условия для оттока лучших выпускников за пределы Республики.
На первый взгляд, удручающая картина, но   муниципальная система жива, продолжает развиваться, дает хорошие результаты. В этом, безусловно, заслуга и тех, кто присутствует в зале. Да, Образование жило всегда, даже когда не было плакатов, учебников, пособий, специальной мебели, жило, потому что был Учитель, Личность, Специалист, Человек, дающий знания.
Последние международные исследования фиксируют, что именно человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. И не случайно новое руководство МП, столичного управления этот вопрос определило одним из основных, требующих  вдумчивого, но в то же время экстренного решения. Грамотная и выверенная  кадровая политика  - настоятельное требование времени! Но повышение престижа профессии в 21 веке невозможно без повышения финансовой составляющей.
Совершенствование кадровой политики в Тираспольской средней школе №11- в течение ряда лет является приоритетным направлением деятельности администрации. В процессе данной работы пришлось столкнуться в первую очередь с непопулярными методами: заменой части административной команды и  сотрудников, а затем прибегнуть   к научному опыту.
Так внедрение Принципа "совместной власти" администрации и персонала (М.П. Фоллетт) стало в нашей школе противоположностью "единоличной власти". Результат- интересные и продуктивные заседания педсоветов, творческие группы учителей , реализация на практике государственно-общественного управления школой.
Использование Концепции социальных конфликтов (М.П. Фоллетт) позволило руководству школы найти правильные решения о делегировании полномочий сотрудникам и распределении между ними ответственности за порученную работу.
На определенном этапе работы использовали и Концепцию принятия власти (Ч. Барнард), согласно которой педагоги имеют право решать, беспрекословно следовать им указаниям руководителя того или иного уровня или нет, главное в данном случае - результат.
В какой-то мере в школе пошли по пути отказа от функции общего надзора за каждым работником. Вместо этого осуществляется выборочный контроль за деятельностью и дисциплиной тех лиц, поведение которых находится на грани допустимого.
В практике работы школы сложилась определенная система, которая основывается на следующих положениях:
  • создание условий и стимулов для непрерывного профессионального роста педработников;
  • бережное отношение к  специалистам высокого творческого уровня;
  • создание возможностей каждому работнику высказывать свое мнение, свою позицию, не опасаясь давления сверху;
  • развитие соуправления и привлечение социальных партнеров;
  • объективное выявление сильных и слабых сторон каждого учителя;
  • учет этих качеств  при расстановке педагогических кадров и при аттестации;
Результатом этой  работы в « ТСШ№11» явились:
  • омоложение коллектива, закрепление  молодых специалистов;
  • привлечение высококлассных сотрудников ПГУ им.Т.Г.Шевченко к работе в школе на правах совместительства;
  • сохранения и развития коллектива, превращения его в команду;
  • и как следствие -стабильные результаты деятельности, так, в частности, коллектив школы получил грант РФ как « Лучшая русская школа за рубежом», педагоги стали победителями и призерами в конкурсе « Учитель русского мира», городского методического конкурса, посвященного А.В.Суворову, российско-приднестровского проекта  « Мы- часть истории твоей, Россия!»,опубликовали за последнее время   27 статей, провели серию открытых методобъединений высокого уровня. Нынешние учащиеся школы являются достойными продолжателями выпускников, таких как Герой России, командир 368 штурмового авиаполка Сергей Борисюк, академик, директор института географии и экологии Татьяна Константинова, командир авиационной группы высшего пилотажа « Русские витязи» Андрей Алексеев. Уже при новом составе администрации достаточно кропотливой работы с кадрами: 101 призовое место разного уровня по ВР, 89 победителей предметных  олимпиад, 17 победителей и призеров ИОУ муниципального и республиканского уровня,14 победителей и призеров Ломоносовских чтений,5 победителей и призеров российско-приднестровского проекта « Мы- часть истории твоей, Россия, успешная, без двоек, сдача ЕГЭ.
 Вышеназванные успехи были бы более значимыми, если бы в нашем арсенале был ряд мер, гарантирующих работникам корпоративную поддержку, так называемый "социальный портфель педагога". Первая его часть может включает различные льготы, компенсации, дотации и т.п. Например:
  • повышение внимания к адресным нуждам персонала со стороны администрации, местной власти, в том числе
  • предоставление ведомственного жилья, ипотечное кредитование, приближенное к уровню реальных доходов педагогов;.
  • Освобождение от арендной платы за учебники для  детей педагогов;
  • Льготная стоимость обеда (либо бесплатный обед);
  • Дотация на проезд;
  • Обучение работе на компьютере;
  • Медицинское обеспечение и страхование;
  • Предоставление беспроцентных ссуд, кредитов и др.
  • Корпоративные подарки;
Вторая часть предполагает оптимизацию условий труда:
  • бесплатная публикация опыта своей работы на страницах журнала « Тирасполь: педагогический поиск»;
  • поддержка инициатив;
  • проведение учебных и методических семинаров, практикумов, тренингов;
  • получение дополнительных профессиональных компетенций;
  • оснащение рабочего места;
Необходимо выстроить и систему эмоционально-психологической и валеологической поддержки педагогов:
  • психологическое консультирование ;
  • цикл школьных  корпоративных традиций и поздравлений;
  • развитие индивидуальных досуговых интересов;
  • организация групповых оздоровительных занятий и др;
  • экскурсионные, концертные программы и др.
Учителя Тирасполя достойны того, чтобы о них заботились!
Долгосрочное  стратегическое планирование кадровой политики, предложенное отраслевым министерством,- своевременное и необходимое направление работы!
Вариантов  улучшения ситуации с кадрами множество, в частности это могут быть:
  • подготовка нормативно- методических материалов обеспечения высокого уровня управления кадрами;
  • проведение скоординированной тарифной политики и оплаты труда ( это должны быть не точечных мероприятий (индексация и т. п.),а кардинальное изменение соотношений в оплате труда и уровня дифференциации по доходам)
  • реформирование деятельности работы отраслевого профсоюза, с целью  усиления реальной защиты прав и гарантий работников;
  • налоговые льготы для представителей бизнеса, выступающих в роли меценатов образования Тирасполя;
  • создание педагогического сообщества (ассоциации, союза) и его участие в управлении образованием;
  • внесение  изменений  в  ряд законодательных актов Приднестровья для выпускников вузов, получивших педагогическую специальность;
  • улучшение процедуры выдвижения на должность разного уровня на основе работы с резервом кадров;
  • направление на курсы  повышения квалификации в РФ.
  • неформальное участие в ежегодных встречах с выпускниками вуза, с целью обеспечения их информацией о возможностях карьерного роста;
  • реанимация института наставничества  на основе стимулирования дополнительного труда последнего;
  • открытие творческих площадок и мастерских перспективного опыта на базе инновационных образовательных учреждений;
  • разработка системы моральных и материальных стимулов, например:
  1. выделение целевых президентских стипендий (грантов) для поддержки   молодых талантливых педагогов.
  2. выделение грантов Главы города лучшим педагогам и  управленцам.
  3. учреждение ежегодной премии «Престиж» за заслуги в образовании и просвещении;
  4. введение муниципальные надбавок и специальных мер разового поощрения.
Еще одно замечание касается оплаты труда и управленцев, берущих на себя огромную ответственность различного характера, и, которые кстати,  как это ни странно, с некоторого времени не относятся к категории педработников. Она должна быть соразмерной этой ответственности. Тогда, наверное, не будет у руководителей и  соблазна перенаправить финансовые потоки учреждения к себе в карман либо работать спустя рукава.
 Я уверена, что  пришло время, когда педагог должен говорить, а его должны не просто слушать, а услышать! Учитель должен найти смелость и время говорить о важных проблемах, а власть сегодня, я уверена, готова нас услышать,  а значит помочь учителю,  детям и школе. Настало время, когда педагог должен принять вызовы современного сложного мира. Современной школе  необходим Учитель, которого уважает государство и который чувствует себя нужным и важным в своей стране. И тогда порядок будет!
Поздравляю всех с Днем Республики, Днем знаний! Желаю всем в новом учебном году  личного счастья ,сплоченной работы коллективов и процветания наших ОУ.