Бондарь Елена Андреевна 23 октября 2016
Доклад на тему:
 
 Роль педагогической поддержки в развитии коммуникативных, организаторских и творческих качеств личности в процессе участия в общественных делах.
 
  1. «Педагогическая поддержка ребёнка в образовании».
 
Логика развития современного личностно – ориентированного образования требует не только пересмотра системы организации учебного процесса, но и всех иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребёнка в школе и в жизни. Чтобы школьник мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы культуры поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, - ему нужна педагогическая поддержка. Такая поддержка, по мнению О.С. Газмана, состоит в совместном с ребёнком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в различных сферах. В подобной деятельности ориентирами взаимодействия становятся совместность, сотрудничество, содействие, сотворчество педагога и школьника, где преобладает равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Взаимодействие выстраивается через диалог и носит характер договорных отношений.
К сожалению, не все учителя способны всерьёз принимать собственно детские цели и устремления, считая их незрелыми, не оформившимися. Именно поэтому деятельность большинства педагогов, основываясь на благородных намерениях, носит характер вмешательства («Я хочу тебе помочь, потому что знаю, что и как тебе надо делать.») А школьники, стремясь защитить своё, не принимают такую навязанную поддержку. Принимают они лишь то, что основано на признании их права на свой собственный путь в этой жизни, собственные увлечения, радости и ошибки. Собственно, именно в таком подходе и состоит суть педагогической поддержки. Педагогическая поддержка не может быть массовой из – за неготовности отдельных учителей изменить свои подходы к обучению и воспитанию. Насильственно – репродуктивный путь привычнее и надёжнее. Есть «особенные» педагоги, которые умеют выдерживать «тонкую грань между идеалом и реальностью, благостными устремлениями и здравым смыслом», целиком, посвятившие себя детям, способные слушать и слышать их радости, беды, увлечения и падения, помогая им оставаться такими, какие они есть. Они идут рядом с детьми «не воспитывают» (в привычном понимании этого слова), а ищут совместное поле деятельности.
Основной смысл поддерживающей деятельности состоит в создании благоприятных условий для каждого ученика. Вопрос заключается в том, существуют ли для всех учащихся условия? Существуют. Проанализировав трудности детей 1, 5, 10 классов в период адаптации были сформулированы для каждой возрастной группы свои задачи. Для первоклассника – это вживание в позицию школьника, осмысление понятий «оценка» и «самооценка», помощь папам и мамам в освоении новой роли – родителей школьника. Для учащихся пятых классов – адаптация к «разноголосице» требований учителей – предметников, воспитание самоконтроля, понимание роли мальчика и девочки, принятия новой позиции ученик основной школы. В работе старшеклассника поиск личностного смысла и мотивации учения, организация самопознания и конструктивной обратной связи, профессиональное самоопределение, узнавание специфики мира юноши и девушки.
Задача педагогов:
  • оказать индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей;
  • создать условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данной личности;
  • поддержка в автономном духовном самостроительстве, творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.
Где ребенок может себя самореализовать в школе?
            Конечно в сфере дополнительного образования. Когда ребенок, подросток добровольно выбирает вид занятий: спортивную секцию, кружок художественного творчества, музыкальную, театральную студию, клуб по интересам или с увлечением организовывает учащихся на какое либо коллективное творческое дело.
 
  1. «Коммуникативная деятельность учащихся».
 
Коммуникативная деятельность, где речевое или вербальное общение реализуется речевой деятельностью, которая представляет собой «активный, целенаправленный процесс передачи или приёма сообщения». Общение сопровождает производственно – трудовую и учебно – познаватель­ную деятельность, характеризует стиль управления и деловых отношений, происходит в семье и воспитании детей, в дружбе, в любви, в поведении в общественных местах и в организации досуга. Уровень жизнедеятельности человека в каждой из этих сфер зависит от культуры общения.
      Сейчас многие говорят о «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации (сотовая и пейджинговая связь, телевидение, internet и т.д.), расширение «дистанционного общения» - все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека, культуры его речевого поведения.
      Культура речевого поведения определяет:
  • культуру речи как способ формирования и формулирования мысли;
  • культуру речевого этикета как устойчивую общепринятую форму общения;
  • культуру языка как средство выражения мысли;
  • соматическую культуру – культуру мимики и жестов;
  • культуру мышления.
Культура общения помогает организации общения по установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировки для выражения своей личности в творческой деятельности (художественной, конструктивной, музыкальной, артистической, литературной и т.д.). Всё это вы увидите на мероприятиях, которые мы с радостью покажем вам. Это и психологический штурм, сценки-миниатюры, экскурс в творческую деятельность учащихся. Результатом общения, соответствующего нормам культуры, является взаимопонимание партнёров.
            Существует 5 условий, от которых зависит, будут ли люди понимать, что им говорят:
  • единство терминологии,
  • учет уровня интеллекта,
  • полнота информации,
  • логичность её изложения,
  • внимание (к тому, о чём говорится).
Умение слушать является совершенно необходимым условием успешного общения. Следовательно, культура общения – это сложное, многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека.
 
  1. «Организаторские способности учащихся».
 
Одно из ярких проявлений организаторских способностей наших учащихся в общественной жизни школы – это участие в управлении школой. И главные здесь не органы самоуправления, которые зачастую создаются формально и существуют только на бумаге, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Через Советы дела, которые формируются для подготовки коллективного творческого дела, каждый может приобщиться к управлению. Состав совета может обновляться и представляет возможность участия каждому желающему попробовать свои силы.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
  • участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • творческие дежурства по школе, организация творческих перемен.
 
 
Таким образом, участие в коллективных творческих делах дает возможность:
 
Ученику Учителю
Реализовать и развить свои способности Развить творческий потенциал
Расширить знания об окружающем мире Совершенствовать организаторские способности
Приобрести навыки проектирования Изучить классный коллектив
Проявлять организаторские умения Объединить учащихся, педагогов, родителей
Закрепить коммуникативные навыки Управлять процессом развития личности школьника
Формировать способность к рефлексии (анализу) Развить рефлексивные способности
Формирование коллектива единомышленников
Освоение культурного пространства
Формирование личности
 
В нашей школе проводятся коллективные творческие дела, которые охватывают весь ученический и педагогический коллектив. В их подготовке и проведении участвуют методические объединения учителей, классные руководители, организаторы досуга, руководители кружков и факультативов, педагоги дополнительного образования, родители, выпускники школы. И чем богаче, целеустремлен­нее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идёт «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое или косвенное, открытое или скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание и старших, и младших.
            Существует 5 условий педагогического успеха КТД:
  • совместность, сотрудничество, содействие
Воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе.
  • общая забота
Уважение: вера в творческие силы, возможности человека, понимание сильных и слабых его сторон, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.
  • единство мыслей и действий, воли и чувств
Развивать три стороны личности: познавательную, эмоционально – волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности.
  • единый коллектив
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были  способы воздействия самих воспитателей на себя и воспитанников друг на друга, на воспитателей и воспитанников на себя.
  • творчество, а не шаблон
Подготовки и проведения КТД главное, чтобы эти дела, которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
 
  1. «Творческие качества личности».
 
Реформирование системы образования неизбежно без воспитания творческой личности школьника, способной сочетать в себе широкий кругозор, богатый духовный потенциал, культуру общения и здоровый образ жизни. Развитие творческих начал является предпосылкой развития природного таланта способных и одаренных детей.
Для творческой личности характерно:
  • мотивационная направленность на творчество;
  • наличие систематизированных знаний и представлений о проблемах, ставших источниками их возникновения;
  • сформированность умений и навыков в той или иной сфере деятельности;
  • достаточно высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей;
  • опыт творческой деятельности;
  • развитие эмоционально – волевой сферы личности.
Формирование творческой личности – сложный и длительный процесс.
            Воспитание творческой личности – педагогически конструируемый и управляемый процесс, имеющий общие и специфические цели, задачи, способы осуществления.
            Развитие творчества по сути своей представляет стремление и способность учащихся на базе  систематизированных знаний, усвоенных умений и навыков, опыта творческой деятельности осуществлять новые для себя, не выполнявшиеся ранее действия, операции, акты.
            Концептуальные основы формирования творческой личности являются лишь основой творческой деятельности педагогического коллектива, стимулирования творческого поиска и открытий, как учителей, так и учащихся.
            Цель педагога способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию личности ребёнка, развитию его творческой индивидуальности.
            Задачи педагога:
  • провести диагностику способностей учащихся, создать копилку талантливых детей по всем направлениям;
  • развитие познавательных интересов, потребностей, способностей, исследовательской  активности, умений прогнозировать результат, принимать не стандартные решения;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие потребностей физического совершенства, защита здоровья ребёнка;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка (уважение к окружающим, милосердие, умений и навыков общения), развития потребностей в самопознании.
 
Пути реализации. Развитие творческих способностей учащихся:
 
1.Создание условий для проявления творческой активности
-работа кружков
-индивидуальные и факультативные занятия
-проведение творческих конкурсов, выставок
-проведение рейтинговых олимпиад, научно – практических конференций, диспутов
2.Создание банка творческих находок.
3.Участие в городских и республиканских конкурсах, выставках, фестивалях.
4.Стимулирование по результатам деятельности.
 
Развитие познавательных интересов:
 
1.Разработка программ спецкурсов по предметам, факультативов, научных объединений по интересам.
2.Сотрудничество с преподавателями университета.
3.Создание приложений к авторским разработкам.

Развитие потребностей физического совершенствования:

1.Обеспечение выбора спортивной деятельности.
2.Проведение спортивных состязаний по отдельным видам.
3.Проведения Дня здоровья, физ. переменок.
4.Внедрение программы «Здоровье».
Развитие эмоциональной сферы:
1.Воспитание чувств собственного достоинства, уважительного отношения к окружающим.
2.Организация совместных творческих дел.
3.Проведение психологических тренингов для учащихся, родителей, педагогов.
 
Итак, личностный (гуманно-личностный, личностно-ориентированный) подход представляет собой определенную систему идей, взглядов, методических и организационных приемов в области педагогических отношений людей.
  1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее
  2. Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
  3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
  4. Организовывать «атмосферу успеха»,помогать детям учиться (победно),.обретать уверенность в своих силах и способностях.
  5. Учить школьников видеть личность как в себе самом, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому.
  6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть личностью.
Для чего мы это делаем?
Цель нашей школы -воспитание личности выпускника школы как хозяина территории, личности творческой, коммуникабельной, свободной, законопослушной, информационно грамотной, интегрирующей в себе культурологическое и духовное богатство нашей республики, России, способной ориентироваться в микро- и макросоциуме, конкурентно-способной на рынке образования и труда, способной создать здоровую семью и обеспечить ее, способной к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию.