Ефанова Наталья Алексеевна 23 октября 2016
Доклад на педсовет 8.01.2008
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Неуспеваемость и отставание учащихся- проблема современной школы...
Замдиректора по УВР
1 категории
МОУ «ТСШ № 11»
Ефанова Н.А.

Содержание
  1. Введение
  2. Отставание и неуспеваемость
    1. Типология учебных предметов
    2. Признаки отставания по предметам разных типов
  1. Психолого-педагогическая помощь отстающим
  2. Заключение
Литература

Введение
 
Неуспеваемость – это острейшая проблема современной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. Сильно понизился в наше время престиж интеллектуальности, профессиональной компетенции. В основе этого лежат многие негативные явления, при которых знания и честный труд не являются определяющими для благополучия человека. В этих условиях для многих людей утратился смысл образования – стал нужен аттестат, диплом, но никак не сами знания. Многим молодым людям учение в школе стало казаться ненужной тратой времени, посягательством на их свободу.
Общее понижение роли интеллектуального труда, духовных ценностей в жизни общества пагубно отразились на составе учительского корпуса. В педагогические вузы пошли многие из тех, кому нужен был только диплом. В результате снизился интеллектуальный и нравственный уровень учительства; во многих школах стали торжествовать невежество, грубость и нелюбовь к детям.
Потеря престижа школьного образования связана и с процессом развития технических средств информации. Это явление отмечается во всем мире. Теперь «на лету» можно почерпнуть много полезной и занимательной информации, не утруждая себя усидчивыми ежедневными занятиями, которых требует учение в школе.
 Учитель перестает быть главным источником знаний, а школа – интеллектуальным центром, падает ее авторитет как образовательно-воспитательного учреждения.
Важной причиной неуспеваемости является и все ухудшающееся в последние годы состояние здоровья детей и подростков.
Немаловажное значение в причинах неуспеваемости имеет и влияние семьи. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как
  • разлад в семье или ее распад,
  • грубость отношений,
  • алкоголизм, наркомания и антиобщественное поведение родителей,
  •  равнодушие родителей к детям и их образованию,
  •  ошибки в восприятии,
  • неумелая помощь детям ,
  • неправильное стимулирование учения детей.
Специалисты отмечают также несовершенство дошкольного воспитания, недостатки в организации школьного обучения, которое игнорирует объективные особенности различных групп физически и психологически ослабленных детей. Это приводит к неуспеваемости не только таких детей, но и других, вынужденных учиться вместе с ними в классах.
Конечно, неуспеваемость – проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое тут зависит от школьных условий (содержания программ и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса), но и потому, что предупреждение неуспеваемости – практическая задача, которая постоянно стоит перед каждым учителем, каждой школой.
Как во всякой другой профилактической работе, первым звеном в предупреждении неуспеваемости является обнаружение ее признаков, т.е. диагностика. Чтобы не дать возникшему отрицательному явлению укорениться, незамедлительное должна следовать оперативная помощь учащемуся. Одновременно надо анализировать процесс обучения, индивидуальные обстоятельства личности, чтобы найти причины, породившие отставание, и воздействовать на них. Надо также проверять эффективность принятых мер, корректировать их.
Анализ лучшей педагогической практики показывает, что хороший учитель, реализуя указанные звенья предупреждения неуспеваемости, опирается на:
  1. Знание признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;
  2. Знание того, какую помощь оказать учащимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;
  3. Знание типичных для современной школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;
  4. Знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость (конечно, не все они подвластны учителю).
  5. Знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.
Вопрос о признаках неуспеваемости может кому-то показаться излишними: разве учитель не знает, за что он ставит «двойки»? В «общем виде» это верно. Но если разобраться по существу, то окажется прежде всего, что критерии оценок приноровлены к контролю по всей теме, а диагностировать успеваемость приходится и по ходу изучения темы. Окажется также, что принятыми критериями охвачено не все, что есть в содержании учебного предмета. Как правило, оценивается воспроизведение суммы знаний и не оценивается усвоение мировоззренческих идей (такие идеи входят в содержание не только гуманитарных предметов). По многим предметам критерии не характеризуют творческий уровень усвоения знаний и умений, ограничиваясь репродуктивным.
Таким образом, вопросы: о признаках возникающей в процессе обучения неуспеваемости, об оперативной помощи неуспевающим учащимся, да и содержание самих понятий «успеваемость», «неуспеваемость», «отставание» требует  специального рассмотрения.
Обстоятельства, порождающие отставание и неуспеваемость, меняются. Важно проанализировать те негативные явления в жизни школы, которые сохраняются и сегодня. Ведь многие из них стали настолько привычными, что часто и не замечаются.
Обучение не только создает, но и опирается на определенный уровень подготовленности учащихся – наличие у них представлений о предметах и явлениях, умения воспринимать и понимать чужие мысли и выражать свои и т.д. Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне подготовленности детей, который повышается по мере продвижения. И вот, подобно тому,  как накапливается подготовленность учащихся – знаний, умения, опыт творческой деятельности, у некоторых из них накапливаются пробелы, недоработки, недостатки в знаниях, умениях, способности учиться. Если такие пробелы множатся и взаимодействуют, то к концу какого-то обрезка процесса обучения школьник приходит с подготовленностью, недостаточной для дальнейшего успешного движения.
Суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое.
Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, мы показываем отставанием. Отставание соотносится с неуспеваемостью и как часть с целым, и как момент процесса с результатом процесса. Отставание как момент, если не устранить, может превратиться в процессе (процесс отставания) и привести в конечном итоге к неуспеваемости.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания. Неуспеваемость – итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний и устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Глава II
Обучение в школе нацелено на воспитание, образование и развитие школьников, на освоение ими опыта предшествующих поколений, формирование на этой основе предпосылок для его использования и развития в интересах общества и личности. В соответствии с этим в состав содержания образования входят не только знания об объектах и способах деятельности, но и сами способы деятельности, воплощенные в навыках и умениях нетворческого характера, него входит и опыт творческой деятельности теоретического и практического характера, без чего невозможно развития мышления, а также и опыт эмоционального переживания отношений к миру, к людям, к самому себе. Основу общего образования составляют целостные, систематические учебные курсы. Но в одних учебных предметах ведущая роль принадлежит знаниям (физика, история), в других – способам деятельности, умениям (труд). В связи с этим в дидактике проведена группировка учебных предметов по ведущему компоненту в их содержании и на этой основе разработана типология, которая включает три типа учебных предметов.
Первый тип составляют учебные предметы, ведущим компонентом в содержании которых выступают научные знаний. К этому типу относятся все естественнонаучные курсы  ряд гуманитарных – история, география.
Второй тип представлен предметами, в которых ведущим компонентом содержания являются способы деятельности. Это трудовое обучение, черчение, физическое воспитание. К этому же типу относятся в виде особой группы и те учебные предметы, которые развивают речевую деятельность, т.к. она сходна с практической в том, какую роль в ней играют моторные ощущения (ощущения органов слуха и речи, а также пишущей руки). Это иностранный язык, национальный язык в русской школе.
К третьему типу относятся те предметы,которые формируют эстетическую культуру учащихся. Это музыка, изобразительное искусство, литература. Ведущим компонентом содержания предметов данного типа являются эмоциональные отношения.
Значение приведенной технологии для оптимизации обучения вообще и для предупреждения неуспеваемости в частности состоит в том, что она помогает видеть главное в содержании каждого предмета, правильно определять отставание.
В чем заключаются признаки отставания по предметам разных типов?
Признаки отставания по предметам I типа следующие:
Ученик:
  1. Затрудняется в воспроизведении теоретических положений, не может ответить на вопросы, выделить главное, оценить правильность рассказа другого учащегося
  2. Не может воспроизвести формулу, определение понятия, формулировку закона, неправильно употребляют термины, не замечает ошибок в этом у других учащихся.
  3. Не может применить формулу, закон, правило для решения задачи знакомого типа
  4. Не может применить закон, формулу для решения задачи – нового типа – самостоятельно проанализировать данные, составить план решения задачи или оценить план товарища; не может определить, в чем трудности задачи.
Признаками отставания по предметам II типа могут служить следующие:
Ученик:
  1. Не может выполнить отдельное действие
  2. Не может выполнить системы действий по правилу, неправильно выполняет отдельные действия, путает их порядок;
  3. Не может указать правила, которыми надо руководствоваться при выполнении упражнений, не знает, правильно ли выполнено упражнение
  4. Не может выполнять действия автоматически в системе сложной деятельности.
  5. Не может комбинировать усвоенные действия, применяя их в новой ситуации
 
Признаки отставания учащихся по предметам III типа следующие:
Ученик:
  1. Не стремиться приобщиться к искусству – не читает по своей инициативе художественную литературу, не слушает музыку, не интересуется живописью.
  2. Не может выразить своего впечатления при первом знакомстве с произведением искусства.
  3. Не стремится выработать и выразить свое личное отношение к содержанию произведений искусства, предпочитает пользоваться чужими оценками
  4. Не может оценить произведение в целом, видит только отдельные детали
  5. Остается равнодушным при восприятии произведений искусства
Необходимо отметить, что есть два учебных предмета не могут быть отнесены ни к одному из описанных типов. Это математика, которая в одних своих курсах тяготеет к предметам I типа (геометрия), в других – к предметам II типа (алгебра). А также и родной язык, поэтому при обучении этому предмету надо учитывать признаки отставания, характерные для предметов и первого, и второго типов.
Когда-то или иное отставание замечено учителем, встает вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное.
Помощь эта может быть :
  • непосредственной (оперативной). Непосредственная помощь носит единственный, локальный характер.
  •  опосредованной. Опосредованная помощь направлена прежде всего на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Общим в обоих случаях должен быть дифференцированный подход, согласование помощи с характером отставания.
Против этого правила наша школа часто грешит: всех учащихся, нуждающихся в помощи, «загоняют» в общую группу и проводят с ними дополнительные занятия, обучая всех одинакового, не считаясь с их индивидуальными потребностями. А ведь одному нужно потренироваться в решении примеров, другому – разобраться в теории, третьему – уяснить методы решения задач. Многим преодолеть пассивность, отсутствие интереса.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, эти учащиеся существенно отличаются друг от друга.
Деление неуспевающих школьников на типы осуществляется в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:
  1. Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
  2. Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
Что же касается самоорганизации то, как правило, все неуспевающие школьники не умеют учиться, не могут правильно организовать свою работу не уроках и при подготовке домашних заданий.
На этой основе выделено 3 типа неуспевающих школьников:
1-й тип. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника (те, кто не могут хорошо учиться, не хотят)
2-й тип. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношению к учению и частичной или полной утратой позиции школьника. (те, кот могли бы хорошо учиться, но не хотят)
3-й тип. Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу. (те, кто  и не могут, и не хотят).
Ребенку очень легко попасть из I типа в III тип. Зависеть это будет и от позиции учителя, и терпения родителей, и от самого ребенка.
 
Почему учиться трудно?
  1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
  2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
  3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задания до конца. Проверять сделанное, распределять свое время.
  4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
  5. Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
  6. речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей, заикание.
  7. Специфические расстройства. Например, дислексия – такому ребенку трудно овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия – расстройство счета. Дисграфия – трудности при овладении письмом.
  8. Нарушение зрения, слуха.
  9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
  10. Общая ослабленность организма. Частые простуды и хронические заболевания. Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
Какие еще факторы влияют на успеваемость?
– Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей.
– Инфантимезм, незрелость ребенка. На первом месте – игровые интересы. В более старшем возрасте отсутствие чувства ответственности.
– Несоответствие учебных программ возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или наоборот, слишком легко – и в том и другом случае неинтересно).
– Условия воспитания в семье, роль родителей в интеллектуальном развитии своих детей, начиная с дошкольного возраста.
– Излишняя требовательность со стороны родителей может вызвать противодействие ребенка.
– Условия для интеллектуального развития в дошкольных учреждениях.
– Многое зависит от учителей начальной школы – например, корни таких проблем, как интеллектуальная пассивность, несформированные навыки и способы учебной деятельности, недобросовестное отношение к учебному труду у неуспевающих учащихся тянутся из времени обучения в школе I ступени.
– Учителям средней и старшей школы приходится сталкиваться с бессознательным упорством учеников, не желающих трудиться для исправления своих недостатков. И честно говоря, настойчивости и сил у педагогов часто не хватает.
– Отсутствие контакта родителей с педагогами.
– Конфликт учителями и одноклассниками.
Пользуясь методом экспертной оценки, было проведено исследования причин неуспеваемости учащихся с 1 по 11 классы. Они показали следующую картину:
– У учащихся старшего звена причины неуспеваемости или слабой неуспеваемости чаще всего связаны с низким уровнем учебной мотивации и интеллектуальной пассивностью, учебной ленью.
– В 7-9 классах наиболее высокое показатели имели причины «неправильные способы и навыки работы», (ученики не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать) но при этом ее значение гораздо ниже, чем в среднем звене.
Проведенные исследования показали, что в среднем звене наиболее «ярко» проявляются прак5тически все причины неуспеваемости. При этом выяснилось, что чем старше класс, тем выше значение той или иной причины.

Глава III
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание благоприятных условий для неуспевающих школьников. Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите создали ли вы ему хороший эмоциональный фон. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале. Разрабатываться также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.
По рекомендации Л.А.Славиной (автор книги «Трубные дети»), необходимо индивидуальная длительная работа с каждым неуспевающим учеником по оказанию ему помощи, для этого необходимо добиваться, чтобы такие школьники систематически приходили в школу и чувствовали поддержку со стороны учителя столько, сколько необходимо.
Мотивацию в старших классах следует повышать с помощью профессионального самоопределения, чтобы, разобравшись в себе, учащиеся ставили перед собой какие-то перспективы. А вопрос своего дальнейшего профессионального образования не перекладывали на плечи родителей. Учителям, работающим в начальном и среднем звеньях, больше внимания надо уделять формированию навыков и способов в учебной работы.
Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха.
От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. Обращено внимание на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно был провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников.
В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен.
Устойчивая неуспеваемость и второгодничество приводят к серьезным психологическим последствиям. Под влиянием неуспеваемости и второгодничества возможны серьезные отклонения в развитии личности школьников. Проявляющиеся в формировании таких отрицательных качеств. Как лживость, замкнутость, агрессивность и другие. Второгодники нередко становятся «трудными» и совершают серьезные проступки.
В нашей педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.
Предупреждение неуспеваемости предполагает правильно поставленную оценочную деятельность учителей.
При контролировании знаний, умении, выставлении оценок учителю следует:
  • ясно осознавать, что без диагностики, анализа, контроля и оценивания знаний, умения учебно–воспитательный процесс эффективно развиваться не может
  • больше беспокоиться не о внешней форме контролирования и оце­нивания, а настойчиво искать способы гуманизации контроля, оценива­ния, выставления отметок, восприятия и понимания их учениками;
  • добиваться систематичности проверки и оценки учебно-воспитатель­ной деятельности учеников;
  • создавать ситуации значимости контроля и оценки;
  • добиваться того, чтобы ребенок понимал справедливость выставлен­ной оценки;
  • очень ответственно относиться к выставлению оценок: не оценивать неусвоенное, не распыляться по мелочам;
  • оценивать не только результаты, но и сам процесс труда — как имен­но выполнялась работа, примет во внимание рациональность деятельно­сти, уровень познавательной самостоятельности ученика;
  • с уважением относиться к труду воспитанников, правильно и по за­слугам оценивать каждого;
  • не терять времени на выяснение вопроса: «Что было задано на дом?»;
  • создавать положительный эмоциональный настрой во время провер­ки знаний, умений;
  • так формулировать вопросы, чтобы они побуждали к размышлени­ям, творческому поиску ответов;
  • делать паузы и давать ученикам время на обдумывание ответа;
  • внимательно выслушивать ответы учеников, поддерживать уверен­ность детей похвальными словами, жестами, мимикой;
  • выслушивать ответ до конца, а анализ и замечания делать позже;
  • учитывать индивидуальные особенности учеников (медлительность, темперамент, дефекты речи и т. д.);
  • практиковать индивидуальные задания и вопросы;
  • приобщать детей к проверке знаний, умений, выполнения заданий, письменных работ других учеников класса;
  • обучать детей технике самоконтроля;
  • создавать непринужденную обстановку — краткие ответы дети мо­гут делать, не вставая с места;
  • анализировать ответ ученика, а не критиковать его личность;
  • выставлять объективные, но дифференцированные отметки: неуве­ренным — чуть завышенные для стимула;
  • давать ученикам возможность неоднократно пересдавать задания, ес­ли они захотят повысить оценку за их выполнение;
  • позволять детям пользоваться опорными схемами во время ответов и выполнения заданий;
  • использовать в сочетании разнообразные методы контроля и про­верки знаний, умений, чтобы ни один метод не надоел ученикам, а про­верка каждый раз вносила новое, необычное;
  • шире практиковать тестовый контроль;
  • овладеть техникой выставления оценок, гибко менять тактику в за­висимости от изменяющихся условий;
  • постоянно помнить, что оценка — это лишь один из конкретных и быстротекущих способов мотивации, она ни должна вытеснять и замещать более важных и длительных стимулов активного и сознательного учения
Таким образом, выставление оценок требует не только знаний но и мастерства.
 

Заключение
Неуспеваемость – это сложное и многогранное явление школьной действительности. Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует от учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности.

Литература
  1. В.С.Цетлин. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.. 1977
  2. Н.И.Мурачковский. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск. Народная Асвета, 1977г.
  3. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей. под ред.Ю.К.Бабанского, Ростов-на-Дону, 1972г.
  4. И.П.Подласый. Педагогика начальной школы. М.. Владос. 2001г.
  5. Журнал «Директор школы»№ 92005г.
 
 
 
 Приложение
 
 
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
  •           наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  •           вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
       -   обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные принципы неуспеваемости учащихся
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
 
 
Причины неуспеваемости
Внутренние по отношению к школьнику
Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.
Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.
Внешние по отношению к школьнику
Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.
 
 
 
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения
отставания и неуспеваемости
1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к совещанию учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
4. Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения,
 отношения, внимания (социально-психологические)
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление  личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
 
 
 
 
Памятка для работающих с неуспевающими учениками.
1.   Ф.И.О. ученика.
2.   Класс.
3.   По каким предметам не успевает.
4.   Поведение ученика.
5.   Причины, которые привели к плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.
7.   Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
  1. Сколько времени уже длится эта работа.
  2.       Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников
1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.
9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
Таблица № 1.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения 1-ый этап 2-ой этап 3-й этап 4-й этап
Отношение к со-держанию учеб-ного материала Наиболее легкий занимательный ма-териал независимо от его важности, значимости Занимательный ма-териал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал  
Отношение к процессу учения (усвоения знаний) Действует учитель-
-ученик только воспринимает
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдель-ных звеньях процесса Ведущим ста-новится ученик, учитель участвует в отдельных зве-ньях процесса Ученик действует самостоя-тельно
Отношение к се-бе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий Поощрение успеха в работе, требующий зна-чительных усилий  
Отношение к учителю (коллек-тиву) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность,
внимание, личное расположение, по-мощь, сочувствие
Использование суждения наряду с доброжелатель-ностью, помощью и др.  
 
 
 
  
 
Таблица № 2.Профилактика неуспеваемости.
Этапы урока Акценты в обучении
1 2
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
2. При изложения нового материала. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.
3. В ходе самостоя-тельной работы уча-щихся на уроке Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4. При организации самостоятельной ра-боты вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица № 3.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
Предложения учащимся примерного плана ответа
Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям  или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
Напоминание приема и способа выполнения задания
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления
При организации са-мостоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий