Сакара Надежда Ивановна 23 октября 2016
Городское МО учителей физической культуры
на базе МОУ « ТСШ№11»
21.12.2014 года
 
Сакара Н.И., учитель физической культуры
 
Доклад
«Традиционные формы преподавания физической культуры
 в общеобразовательной школе»
 
На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в Приднестровье, школьная физическая культура переживает серьезный кризис. Назовем некоторые из причин:
  • уровень здоровья подрастающего поколения низок;
  •  качество преподавания не способствует стремлению подростков и юношества к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях;
  • сокращается объем бесплатно предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг;
  •  школа теряет квалифицированных педагогов, способных вести творческую работу;
  • снижение интереса учащихся к занятиям спортом.
Поэтому приоритетное направление- это  повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья школьников.
К числу задач, стоящих сегодня перед нами, относятся, прежде всего, следующие:
1) заменить физически и морально устаревшую физкультурную и спортивно-оздоровительную инфраструктуру, не обеспечивающую условий для проведения уроков физкультуры, массовых школьных спортивных и оздоровительных мероприятий на уровне современных требований;
2) обогатить содержание данного учебного предмета в контексте освоения учащимися ценностей физической и спортивной культуры;
3) разработать теорию и технологии физического воспитания детей и подростков с отклонениями в развитии и заболеваниями;
4) создать организационные и методические условия для интенсивной профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников.

В     г. на уровне МП ПМР была разработана новая программы,а в последующие годы она воплощается  в образовательную практику .
Физическое воспитание учащихся в школах ПМР осуществляется в форме:
  • обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»;
  •  в режиме учебного дня;
  •  в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
В настоящее время  во многих ОУ найдены и апробированы новые формы организации учебного процесса, но сегодня   в Приднестровье основной  традиционной формой физических упражнений является все же  урок.
 Главенствующее положение урока физической культуры определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры - всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе) и др. Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:
1) является самой массовой формой организации систематических занятий школьников физическими упражнениями;
2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;
3) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
4) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
 Уроки физической культуры, внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.
Физическую культуру личности характеризуют:
  • мотивация физкультурных или спортивных занятий;
  • необходимые для занятий знания, двигательные умения и навыки;
  • разносторонняя физическая подготовленность;
  • активное участие в физкультурной деятельности.
В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить биологическую потребность учащегося в движениях.
В типовой программе изложено содержание учебных занятий и мероприятий в режиме учебного дня. Оно включает в себя базовый и вариативный компоненты.
К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.
Вариативный компонент - включает материал по развитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания.
Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физической культуры с учетом:
  • материально-технической базы;
  • своих творческих возможностей;
  • состояния здоровья, физической подготовленности учащихся;
  • интересов занимающихся;
Для допуска к занятиям физической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год.
По результатам обследования они подразделяются на медицинские группы:
  • основная - занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивной секции.
  • подготовительная - занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача; им так же рекомендуются дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности.
  • специальная медицинская группа - занятия проводятся по специальным программам, согласованным с МП ПМР.
В соответствии с Законом ПМР «Об образовании» занятия по физической культуре проводятся не менее 2-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.
Необходимо напомнить  классическую структуру урока.
Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательного процесса.
Существуют четыре зоны работоспособности:
  • зона предстартового состояния,
  •  зона срабатывания,
  • зона относительной стабилизации
  • зона временной потери работоспособности.
Логика учебно-воспитательного процесса требует:
1) последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность;
2) постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности;
 3) последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач;
4) обеспечения хорошего после рабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся.
Это обусловило разделение урока на три части:
  • подготовительную,
  • основную
  • заключительную.
Каждая часть  урока должна служить наиболее эффективному достижению конечного результата урока в целом. Поэтому время, отведенное на отдельные части и их конкретное содержание, весьма изменчиво, так как зависит от множества факторов:
  • от конкретного состояния занимающихся на данном уроке,
  • от  особенностей занимающихся,
  • задач занятия,
  • специфики избранных упражнений,
  •  внешних условий работы и др.
Каждый урок представляет собой единство содержательного, методического и организационного элементов. К основным  требованиям ,предъявляемым к современному уроку физкультуры относятся следующие:
  • Четкость постановки целей и задач. Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, - не более 2-3
  • Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
  • Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся с другой
  • Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
  • Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.
  • Постоянное видоизменение содержание урока, методики организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.
  • Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами. Неправильная организация УВП может привести к различным травмам учащихся. Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью, позволяют исключить травмирование на уроках. Напоминаем за травму ,полученную учащимся на уроке, отвечает учитель!
  • Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.
 Традиционные методы организации учащихся на уроке.
При проведении уроков используют следующие методы организации:
  • Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся.
  • Поточный способ - все выполняют упражнения "потоком", когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке).При этом таких потоков может быть 2-3.
  • Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами. В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека. По мере овладения движением количество детей в смене увеличивается.
  • Групповой способ - заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют. Затем дети меняются местами.
  • Индивидуальный метод, когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода).
Использование каждого из указанных методов организации учеников на занятии зависит от задач, поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся. Наиболее целесообразно при обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.
Хотелось бы остановиться и на вопросе физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня, которая является неотъемлемой частью физического воспитания школьников
Основные ее формы органично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся.
  • Гимнастика до учебных занятий
  • Каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических упражнений.
При проведении гимнастики до учебных занятий решаются следующие задачи:
  • создать психологический настрой на предстоящую учебную деятельность;
  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • обеспечить оздоровительный и закаливающий эффект;
  • формировать правильную осанку;
  • формировать привычку систематически заниматься физическими упражнениями.
Комплексы гимнастики до занятий включают 6-8 упражнений, выполняемых в следующей последовательности: для осанки (упражнения типа потягивания), мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание.
При подборе этих упражнений исходят из следующего: давать отдых мышцам только что работавшим и включать в упражнения новые группы мышц, чередуя напряжение с расслаблением, сгибание с выпрямлением.
Начинать гимнастику до занятий следует с ходьбы или если есть возможность, то с легкой пробежки. Заканчивают - подскоками или бегом с последующим переходом на ходьбу.
Комплексы целесообразно менять 1 раз в неделю (весь можно не менять, а заменить 1-2 упражнения или усложнить за счет комбинирования «старых»).
Гимнастика до учебных занятий проводится на открытых площадках,в спортивных залах, проветриваемых помещениях в облегченной одежде.
Если нет необходимых условий для проведения гимнастики в школе, то упражнения комплексов разучиваются на уроках физической культуры и рекомендуются детям для самостоятельного выполнения дома с помощью родителей.
В этом случае учитель должен подготовить родителей к организации в домашних условиях занятий физическими упражнениями в домашних условиях и к оказанию помощи своему ребенку.
Физкультурные паузы во время уроков
Проводятся непосредственно на уроках как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Физкультурные паузы являются обязательными для всех классов нашей школы.
При проведении физкультурных пауз решаются следующие задачи:
  • снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности;
  • профилактика нарушений осанки;
  • возбудить у учеников интерес к занятиям физическими упражнениями;
  • сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие;
  • сформировать первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Физкультурные паузы начинаются при первых признаках утомления у учеников - нарушение внимания, беспокойное поведение. До начала проведения физкультурной паузы следует открыть окна. Комплекс физкультурной паузы включает, как правило, 3-4 упражнения для различных мышечных групп, очень простых. Доступных, проводимых в течение 1,5-3 минут.
  • Первое упражнение в комплексе - типа «потягивание» - выпрямляет позвоночник и расправляет грудную клетку.
  • Второе - для мышц ног.
  • Третье - для туловища.
  • Четвертое - специальные: для глаз, кистей рук, пальцев рук и т.п.
Выполняются физкультурные паузы в проходах между партами. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы при выполнении упражнений ученики не мешали друг другу.
Комплексы физкультурных пауз проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха. Смена комплексов - 1 раз в неделю.
Физические упражнения и подвижные игры на больших переменах
Организуются учителями физической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. Рекомендуются для проведения в младших и средних классах.
Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах решаются следующие задачи:
  • создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся;
  • включить детей в активную двигательную деятельность;
  • направленность двигательной активности учеников в соответствии с принципами физического воспитания;
  • решать задачи оздоровительной направленности;
  • формировать и развивать интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям;
  • обучить учащихся необходимым для таких занятий умениям и навыкам, знаниям;
  • обеспечить дисциплину учащихся.
Подвижная перемена проводится на заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся к обязательному выполнению намеченных упражнений и игр.
Не следует начинать перемену с построения учащихся. Выйдя на площадку, они сами должны выбрать упражнения или игры (только в этом случае подвижная перемена оправдывает свое назначение). Руководит подвижной переменой - учитель при активной помощи старшеклассников. На перемене не следует копировать организационную форму построения урока физической культуры. Перемена - это прежде всего отдых для учеников - исключаются команды, высокая степень заорганизованности.
При проведении подвижных игр и физических упражнений на перемене надо следить за правильным распределением физической нагрузки на организм учащихся, для чего соблюдается определенная последовательность упражнений: в начале мало интенсивные (разминочные) упражнения и игры, затем - более динамичная нагрузка и к концу перемены - постепенное снижение нагрузки.
            Лучше проводить данные занятия на свежем воздухе, в случае неблагоприятных условий (дождь, мороз, ветер и т.п.) занятия переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветренных коридорах и рекреациях.
Ежедневные физкультурные занятия на воздухе в группе продленного дня [спортивный час]
Проводятся учителем воспитателем группы продленного дня, и рекомендуются для проведения на 1 ступени обучения.
На таких занятиях решаются следующие задачи:
  • создать условия для развлечения и физической разрядки детей;
  • добиться оздоровительного эффекта;
  • совершенствовать двигательные навыки, изучаемые на уроках физической культуры;
  • вызвать и закрепить у детей интерес к физкультурным и спортивным занятиям.
В содержание спортивного часа включаются упражнения и игры, ранее разученные детьми на уроках физической культуры:
  • упражнения с большими и малыми мячами;
  • разновидности бега;
  • разновидности прыжков;
  • метания;
  • игры (не более 2-3);
  • простейшие соревнования, проводимые в игровой форме;
  • спортивные развлечения ,проводимые в игровой форме.
Спортивный час проводится в свободной, непринужденной обстановке и во многом носит игровой характер, тем не менее он требует определенной организации. В настоящее время в практике школы спортивный час обычно проводят в форме урока.
 Внеклассная работа по физическому воспитанию
К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является:
  • удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию;
  •  дать возможность проявить им свой физический потенциал в различного рода соревнованиях.
Основные формы организации самостоятельной и физкультурно-оздоровительной работы:
Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружки работают на протяжении всего учебного года. Занятия проводят 1-2 раза в неделю под руководством инструкторов-общественников из числа учителей, старшеклассников, родителей и т.п. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Днях здоровья, показательных выступлениях.
Кружки по подготовке к сдаче нормативов. Задача - подготовить учащихся к сдаче тех или иных конкретных нормативов комплекса (например, бегу). Такой кружок организуется за 1-1,5 месяца до проведения соревнований. После проведения соревнований кружок прекращает свою работу, а вместо него открывается кружок по другому виду программы Комплекса (например, гимнастика). Кружок работает 2-3 раза в неделю, занятия носят тренировочный характер. Содержание занятий составляют в основном упражнения и нормативы Комплекса.
Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШ по виду спорта.
Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований. Для участия в соревнованиях от каждой команды подается заявка на участие, в которой так же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям
Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.
Непосредственное руководство по проведению мероприятий осуществляют учителя физкультуры, кл.руководители, координирует их работу и несет ответственность за нее - директор школы. В организации и проведении таких мероприятий обязательно участвует родительский комитет, учащиеся старших классов, члены ШУСа.