Бондарь Елена Андреевна 23 октября 2016
                                                                                            ноябрь 2004 года
 
          Педсовет
 
Тема:  Классный руководитель: современные технологии работы с учащимися и их родителями на основе глубоких знаний возрастной психологии и индивидуальной работы с целью создания комфортной образовательной среды.
                                      Не за мудрыми словами идут к Учителю,
                                       а для того, чтобы сопри­коснуться
                                       с его духовным миром. 
                                                                  Э.Фромм                                              
Современная педагогическая наука уже давно ввела в свою практику такое понятие как «технология».
Тема сегодняшнего нашего педагогического совета непосредственно связана с понятием технологии воспитания. В настоящий момент существует следующие общепедагогические технологии и воспитательные процессы, так называемые педагогические воспитательные системы:
1.Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Она имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил). Идеал воспитания – самовоспитание.
2.Система воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского.
3.Модель трудового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности, интерес и формирование личности, интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск; соединение обучение с производственным трудом в форме школы-хозяйства; педагогика параллельного действия; детское самоуправления и самоконтроль.
4.Школа как воспитательная система В. А. Караковского.
5.Авторская модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовного, трудолюбивого, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение обучающихся в этнокультурную традицию, освоение богатейшего культурного наследия России, пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера.
6.Воспитательная система Международного детского центра «Артек».
Известны и частно-методические воспитательные технологии.
1.Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
2.Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С. Д. Полякова.
3.Технология педагогической поддержки О. Г. Газмана.
4.Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика»
 А. И. Шемшуриной (1 – 9 класс).
Помимо вышеназванных технологий есть и так называемые
 локальные (модульные) воспитательные технологии.
         Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н. Е. Щурковой,  В. Ю. Питюковым,  Л. Д. Рогозиной,  А. П. Савченко и др.
 Например, в технологии педагогического общения могут быть специальные технологии:
- педагогического требования,
- информационного воздействия,
-создания воспитывающей среды,
-организации групповой деятельности
     (здесь модульные технологии  целеполагания,
                                                         анализа ситуации,
                                                          создание ситуаций успеха и преодаление
                                                          неуспеха)                                                         технология индивидуального и дифференцированного подхода,
- технология педагогической оценки и т. д.
    Итак, сегодня нам предстоит поговорить об удивительном человеке в школе - о классном руководителе и о  применяемых им технологиях воспитания.
         Классного руководителя во многих школах России все чаще называют классным воспитателем.
 Поскольку основная функция классного руководителя воспитательная, то с учетом этой доминирующей функции целесообразно называть его классным воспитателем. Мизерная доплата за классное руководство – отражение недооценки того, что должен и что реально делает классной руководитель как воспитатель.
Почему миссия классного руководителя исключительно важна?
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор УВР в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Дело в том, что, сколько бы мы ни говорили об усилении воспитывающих функций обучения, воспитательный процесс преимущественно осуществляется в конкретном классном коллективе как первичном объединении школьников, где складываются неповторимые взаимоотношения, которые активно (позитивно или негативно) влияют на процесс социализации личности, ее духовно-нравственное становление, требующее постоянной педагогической корректировки.
Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети, подростки могут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать.
Планирование и организация деятельности классного руководителя строится на основе закономерностей и принципов, базовыми среди которых можно назвать следующие:
- сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;
- социализация личности школьников осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию.
- педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.
Основным структурным элементом школы является класс.
 Именно здесь осуществляется
1.познавательная деятельность,
2. развивается личность обучающегося
3.формируются социальные отношения между учащимися.
 В классах должны
  • проявляться забота о социальном благополучии учащихся,
  •  решатся проблемы досуга детей и сплочения коллектива,
  •  формироваться соответствующая эмоциональная атмосфера.
 Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
  Однако до сих пор четко не определенны функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В различных документах по этому вопросу мы можем обнаружить разночтения. В связи с этим проблема оптимизации деятельности классного руководителя весьма актуальна.
    В практике современных школ сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель (классный воспитатель), куратор параллели.
В соответствии с Законом ПМР «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в современной школе принята в основном классно-урочная система организации деятельности. Такое построение школы вызывает необходимость существования института педагогов, осуществляющих организационно-педагогическое руководство классными коллективами учащихся. Должностные обязанности классного руководителя сформулированы в соответствующих квалификационных требованиях.
Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
- условиями работы образовательного учреждения,
-особенностями воспитательной системы;
- экономическими возможностями школы и родителей;
- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физическим состоянием учащихся;
- подготовленностью педагогов в организации внеучебной воспитательной работы.
Известно, что классный руководитель чаще всего работает на полной учительской ставке и совмещает классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной внеурочной работой должна обязательно согласовываться с администрацией. Особо роль классного руководителя повышается в тех классах, где большинство детей нуждается в особо индивидуальной педагогической поддержке.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы.
 Для классного руководителя открывается возможность проводить целенаправленную работу с каждым учеником, составлять индивидуальные программы развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяют запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
 Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:
- помощь в становлении личности обучающегося,
  создание   условий для проявления и обогащении
  его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;
- организация воспитывающей и развивающей деятельности;
- организация и развитие коллектива.
Исходя из задач,  можно обозначить основные функции классного руководителя, которые определяют содержание воспитательной деятельности и представлены в таблице: (анализ таблицы)
 
 
Функциональный анализ воспитательной деятельности
классного руководителя.
Функция Методы, процедуры воспитания Ожидаемые результаты.
Концептуальная Концептуализация: теоретический анализ и выбор соответствующей воспитательной теории или опора на совокупность воспитательных принципов. Выбор для себя приоритетных теорий и принципов воспитания.
Целевая Целеполагание: отбор, систематизация целей и задач воспитания. Конкретизация целей и задач воспитания.
Диагностическая Методы диагностики: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, прологированное изучение. Углубленное изучение личности и классного коллектива, эффективности воспитания.
Планирование Планирование: отбор и структурирование форм, методов воспитания, проектирование деятельности учащихся, проведение конкретных мероприятий. Оптимизация целей, задач и видов деятельности обучающихся.
Организаторская Организационные: организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности обучающихся. Формирование классного коллектива и развитие детского самоуправления.
Стимулирующая Стимулирование: активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творчества. Создание творческой атмосферы и готовности обучающихся к решению поставленных задач.
Коммуникативная Коммуникативные: беседы, дискуссии, обсуждение, ориентации на коммуникативное взаимодействие. Взаимопонимание, психологический контакт, сотрудничество.
Контрольно-оценочная Контроль и оценка: анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки. Оперативность и системность контроля и оценки.
Коррекция Коррекционные: коррекция взаимодействия и поведения обучающихся, методы разрешения конфликтов. Повышение эффективности воспитания на основе координации воспитательных взаимодействий.
Прогностическая Прогнозирование: моделирование возможных ситуаций воспитания, прогнозирование возможного хода воспитательного процесса. Предвосхищение и предвидение возможных ситуаций и ожидаемых результатов воспитания.

В рамках работы нашей экспериментальной площадки администрация неоднократно задавала себе вопрос: «Какова роль классного руководителя в развитии сущностных сфер ребенка?»

 Ведь, становление личностного в человеке предполагает усвое­ние системы гуманистических ценностей, составляющих осно­ву его гуманитарной культуры. Перенос общественных пред­ставлений в сознание отдельного человека — интериоризация — ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психологические функции.
Следовательно, основная задача педагога - классного руководителяпомочь ребенку в его развитии.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных цен­ностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гу­манность, любовь, представления о долге, самокритичности, ответственности за себя).
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованное отношение к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личностных и об­щественных интересов; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни и т.д. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, эмпатию, стыд и т.д.
 ­        Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость.
 
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравствен­ную правомерность выбора: совестливость, самооценку, само­критичность, самоконтроль, рефлексию и др.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки
В экзистенциональной сфере требуется формировать созна­тельное отношение к своим действиям, стремление к нравствен­ному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, понимание морали.
Таким образом, уровень интеллектуального развития и раз­витие других сфер определяет границы воспитательных воз­действий на повеление и деятельность личности.
В данном отношении индивидуальность является фунда­ментом воспитания личности.
 В последних нормативно-правовых и научно-методических документах МП ПМР со всей очевидностью проявилась тенденция усиления воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений. В кон­тексте данных тенденций основополагающий принцип содер­жания образования — принцип единства воспитания и обуче­ния.
 Организуя личностно-ориентированный образовательный процесс в нашей школе в соответствии с одним из основополагающих принци­пов обновления содержания образования, следует исходить из того, что школа призвана целостно решать задачи социальной адаптации и социальной автономизации личности («быть, как все» и «не быть как все»).
    В школе сегодня, без оглядки на поли­тическую конъюнктуру, мы призваны развивать культуру люб­ви, культуру созерцания, добрые мысли, добрые слова, доб­рые поступки во имя людей. Ведь только совершая добро для других людей, человек становится самим собой — вот истин­ное содержание образования.
В этом кон­тексте перед школой стоит цель: раскрыть сущность понятия «педаго­гическая поддержка» как средства повышения профессиональ­ной компетентности учителя, классного руководителя,  содействую­щего духовно-нравственному развитию и саморазвитию ребен­ка, решению его индивидуальных проблем, связанных со здо­ровьем, учением, коммуникацией, а также описать приемы, формы, методы и условия применения в практической деятель­ности.
Данная цель не случайна, она обусловлена противоречия­ми, сложившимися в современном обществе:
1. Снижается престиж школы как воспитательного институ­та, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требовани­ями, которые они предъявляют к гуманитарным функциям школы (помощь, поддержка, доброе отношение, теплая сре­да общения) и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции.
2.  Интеллектуальное расслоение детей (элитные классы, шко­лы, классы компенсирующего обучения), дискомфорт от­дельных учеников и необходимость формировать для всех
детей условия самоутверждения, самовыражения и само­
развития.

3.  Между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда.
4.  Между важностью роста воспитательного потенциала се­мьи и усилением «закрытости» семьи, ее нежеланием со­трудничать со школой.
5. Между реальным образованием в семье и новыми воспита­тельными проблемами для педагогов и родителей. Современные гуманитарные науки открывают все новые гра­ни индивидуально-личностной культуры человека. В то же вре­мя все большее значение приобретает идея его целостности.
Из ценностного отношения к ребенку как целостному саморазвивающемуся человеку культуры, как считает Е.В. Бондаревская, вырастает понимание задач личностно-ориентированного образования — не сформировать и даже не воспитать, а найти, и поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самоопределения, самореализации, самораз­вития, адаптации самовоспитания и др., необходимые для ста­новления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного общения и безопасного взаи­модействия с людьми, природой, культурой.
В рамках создания в образовательном пространстве различ­ных сред жизнедеятельности обучающихся можно использо­вать предлагаемые направления и формы работы:
I.  Создание имиджа класса, неповторимого, привлекатель­ного для детей и взрослых: оформление классной комна­ты, введение школьной символики, фирменных элементов одежды, общественный смотр знаний, интегрированные не­дели, составление классной летописи, фонотека, видеотека классных дел, сборники лучших творческих работ обу­чающихся, книга отзывов и др.
II. Создание в классе атмосферы познавательного комфорта: диагностика и учет реальных информационных потребнос­тей обучающихся, их актуального уровня готовности к по­знавательной деятельности, диагностика интеллектуальных способностей каждого обучающегося (тип памяти, внима­ние, умение обобщать, выражать свои мысли и др.) и при­оритетного способа получения информации из окружающего мира (логический, образно-эмоциональный, двигательно-сенсорный).
III.     Создание условий для формирования у обучающихся потреб­ности в учебе, опыта успешной познавательной деятель­ности, уважения к результатам умственного труда: каче­ственное содержание уроков, часы обучения, викторины, обсуждение прочитанных книг, познавательные игры, бе­седы, конкурсы фантазеров, школа вежливых паук, час ве­селых затей и развлечений, книжное обучение, математи­ческие часы, экономические викторины, встречи с интерес­ными людьми, час творческих заданий.
IV Построение личностно-ориентированного содержания об­разования, т.е. отбор такой системы знаний, где каждо­му обучающемуся найдется место в силу индивидуально-личностного смысла информации, которая ему дается: участие детей и родителей в создании пособий, дидакти­ческих материалов, участия родителей в проведении учеб­ных занятий, разработка пакета заданий по предметам, че­ствование педагогов в их памятные даты, дни именинни­ков, игровые часы, музыкальные часы, коллективные твор­ческие дела.
Признаками успешности становления ребенка как ученика являются:
—   потребность в знаниях, интерес к определенной области че­ловеческой культуры и готовность изучать ее углубленно,
культура информационного взаимодействия с миром;
—   гордость за свое образовательное учреждение, свой класс,
своего учителя; знание своих прав и обязанностей, зало­женных в уставе школы, стремление следовать им;
—   комфортное самочувствие обучающеюся в классе, в обра­зовательном учреждении, чувство своей защищенности в
нем;
—   преданность традициям своего класса, забота о нем;
умение быть учеником, уважающим опыт и знания старших.
 
Говоря о роли классного руководителя в современной школе, хотелось бы чётко выделить ряд проблем:
Первая из них может быть сформулирована таким образом:

«Что такое педагогическая поддержка младшего школьника в воспитательной практике начальной школы?»

В ходе практической работы нами выявлено следующее — нравственное воспитание в начальной школе очень актуально, ибо массовые учебники «Букварь», «Родное слово», учебники для внеклассного чтения не дают систематизированных представле­нии об основных моральных понятиях:
  1. о добре и зле,
  2.  совестливости,
  3.  милосердии,
  4. толерантности,
  5.  взаимоотношении, дружбе между народами,
  6.  о Родине,
  7. о любви к ближнему,
  8. уважении к родному дому.
 Книги эти не вызывают эмоциональных пере­живаний.
—   Поэтому уже в условиях начальной школы педагогу необ­ходимо создать среду для развития личности, способной реа­лизовать свой творческий потенциал в динамичных социаль­но-экономических условиях как в собственных интересах, так и в интересах общества
Переступая порог школы, первоклассник попадает на ог­ромную, новую для него планету — Планету людей. Ему пред­стоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.
Сегодня роль учителя и в особенности учителя начальных классов начинает существенно пересматри­ваться и переосмысливаться. Причина этого — развитие рынка новых педагогических технологий, электроники, социальная трансформация общества, потребность в его гуманизации и ду­ховном преобразовании.
Реализация концепции модернизации российского образо­вания неразрывно связана с поиском и освоением возможнос­тей практического воплощения положений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Отсюда повышенный ин­терес ученых, практических работников к феномену педагоги­ческой поддержки — приемлемому для современных условий средству, способствующему развитию личности. Инициатором, пропагандистом и разработчиком основ педагогической поддер­жки еще в 70-е годы был Олег Семенович Газман — известный педагог, крупнейший теоретик и практик в области воспита­ния, автор концепции педагогики свободы и педагогической под­держки.
Педагогический смысл поддержки отражается в двух под­ходах к ее определению — широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, бе­зопасной среды, необходимых для развития и саморазвития де­тей, раскрытия и реализации их внутренних сил, с формирова­нием способности к самостоятельным действиям и свободно­му выбору. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.
Педагогическая помощь трактуется как определенная система средств, обеспечивающих самореализацию детей в раз­личных видах деятельности, это неотъемлемая часть профес­сиональной деятельности и учителя-предметника, и классного руководителя, отражающей их гуманное отношение к детям, способствующей созданию комфортного школьного микрокли­мата и демократизации образовательного процесса в целом.
Поддержать учащихсязначит оказать им в той или иной форме помощь: прямую непосредственную или опо­средованную, педагогическую, психологическую или соци­альную, моральную или материальную, индивидуальную или групповую и т.д.
Хорошо известна педагогическая помощь в виде сотруд­ничества. Суть ее достаточно подробно отражена в публика­циях Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и других педагогов-новаторов 80-х годов.
Наиболее ценной для растущего человека оказывается пе­дагогическая помощь, которую М. Монтессори назвала иници­ирование. Его суть она сформулировала в одном из своих ди­дактических принципов: «Помоги мне это сделать самому, ни­чего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».
Мы знаем, что предмет обучения — знания о мире и спосо­бы умственной деятельности; предмет воспитания — соци­альные и культурные ценности, нравственные нормы поведе­ния и отношения. Предмет же педагогической поддержки — личностный выбор, обретение себя.
Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научил­ся владеть культурой, а для педподдержки важно, чтобы он научился владеть собой, становился хозяином собственной жизни (не потребителем, а распорядителем, т.е. умеющим за­ботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению).
Педагогическая поддержка дополняет воспитание и обуче­ние, усиливает их эффективность, поскольку служит «мости­ком» для возникновения самовоспитания и мотивированного обучения. В этой ситуации, как утверждают многие ученые, современной школе остро необходим не просто учитель, а учитель-фасилитатор*, учитель-психотерапевт, успешно развивающий «помогающие», поддерживающие отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, коллегами.
Учитель-фасилитатор полностью принимает ребенка таким, какой он есть, безо всяких условий может тепло относиться к ученику, что уменьшает страхи и беспокойство ребенка, сни­жает его деструктивные защитные реакции и обеспечивает развитие и самореализацию личности (как ребенка, так и педагога).
Учитель-фасилитатор может быть более свободным и от­крытым в общении с детьми, не закрываться педагогической маской, но быть самим собой. Такой педагог думает о детях, а не о поддержании своего авторитета. Сталкиваясь с проявле­ниями детской агрессии, упрямства, невнимательности, такой учитель не прибегает к авторитарным педагогическим сред­ствам, для него важнее внутреннее состояние ребенка. Поэто­му вместо заезженных безапелляционных требований, нота­ций, нравоучений он остается в контакте с ребенком для того, чтобы помочь ему справиться с затруднениями. В таких ситуа­циях он способен с сочувствием спросить, подбодрить, предло­жить свою помощь.
( НАБЛЮДЕНИЕ-ФРАГМЕНТ КЛАССНОГО ЧАСА  В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ)
 
 
Каковы особенности воспитания в основной школе ?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно, наверное, напомнить каковы же особенности именно этого возраста.
(Выступление …)
Важно иметь в виду, что если подростка не удовлетворяют   роли ( «надёжного друга» , «активиста», «увлеченного», «умного», «смелого, сильного, волевого», «талантливого»), носящие позитивный или даже со­мнительный характер, то он может пойти по пути негативного самоутверждения, играя роли «оппозиционера», «неподдающе­гося», «вожака» (неформального лидера). Эти школьники де­монстрируют свое негативное отношение к учителям, к нор­мам классной и школьной жизни, к учебе и т.п. Естественно, такие действия не могут оставаться без педагогического вни­мания и соответствующих санкции (обсуждения, осуждения, вызовов на педсоветы и т.д.). Возникает синдром «выталкива­ния из общих рядов», создающий дефицит полезного общения. Чтобы восполнить его, подростки ищут общения вне класса, школы, на улице, в сфере неформальных групп.
Создание ситуации успеха в наиболее значимых для подро­стков видах деятельности — самый эффективный путь предуп­реждения отрицательных тенденций в поведении и нравствен­ном развитии подростков.
Большую роль играет именно  умение педагога, классного руководителя находить бы­стрый выход в сложных педагогических ситуациях, когда воз­никает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Решить сложную педагогическую ситуацию — это значит снять конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов кол­лектива и личности.
Вера учителя в возможности ученика, настойчивость, тер­пение, умение вовремя прийти на помощь приумножают успе­хи каждого из его учеников на пути познания и развития.
В результате безусловного позитивного отношения со сто­роны педагога происходит рост самооценки ребенка, подрост­ка, а это способствует раскрытию творческого потенциала его личности. Убежденность ученика в собственной ценности для знающего учителя дает ему возможность реализовать себя наи­более полно. Нацеленность процесса воспитания на максималь­ное раскрытие способностей учеников необходима также потому, что трудно выделить однозначные критерии развития ребенка. Убедить учеников в их человеческой ценности — в этом состо­ит первоочередная задача учителя, так как самооценка ребенка, отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его успеваемость и поведение.
НАБЛЮДЕНИЕ-фрагмент родительского собрания, заседания ученического актива
 Каковы основные направления и технологии воспитательной
деятельности в старшей школе ?
Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, педагогами, тем более классному руководителю, важно исходить из трех важных позиций:
I.  Поддерживать представление старшеклассников о соб­ственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, имен­но поэтому ее нельзя считать проявлением собственного пре­восходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядить­ся, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в пер­вую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшекласс­ников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
II. Юношеский период порождает немало иллюзий: пред­ставления о своих безграничных силах и возможностях, о дли­тельности молодости. Помощь в преодолении иллюзий заклю­чается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на исто­рию собственной жизни. Известно, что в 15-17 лет даже двад­цатилетние кажутся пожилыми, чуть ли не стариками. В то же самое время 13-14-летние воспринимаются как «малолетки».
III.В работе со старшими школьниками необходимо рас­крыть перспективу их жизни. У детей разного возраста суще­ствуют разные представления о времени. Что касается, напри­мер, подростков, они живут настоящим. Они не задумываются всерьез о своем будущем, хотя мечтают о нем. Эта проекция
на будущее часто окрашена различного рода романтическими
образами. Лишь старшие школьники живут будущим. Его они связывают с основным видом труда, с профессией, со стату­сом Человека и Гражданина, будущего Мужа и Жены, буду­щего Отца и Матери. Те родители, учителя, взрослые люди,
которые сумели наиболее полно удовлетворить потребность
старших школьников в ориентировке на будущее, становятся
для них самыми близкими, авторитетными людьми как в се­мье, так и в школе.
Что касается отношений с родителями, то они противоре­чивы. С одной стороны, сохраняется потребность освобожде­ния от контроля и опеки родителей — актуальны процессы обо­собления. Многие родители, привыкнув распоряжаться деть­ми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты типа: у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы. Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только  в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных  качествах. Порой они стесняются своих родителей: им кажет­ся, что те слишком громко говорят, немодно одеваются, полны предрассудков. С другой стороны, в юности сильна тенденция к отождествлению себя со взрослыми.
Темы, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, в первую очередь с родителями, могут быть следующими: выбор будущей профессии, учебного дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы. Все, что связано с жизненным, само­определением, может быть предметом общения со взрослы­ми. Но это общение, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверитель­ности. Ведь физически и психологически старшие школьники вполне созревшие, практически взрослые люди. Однако по сво­ему социально-экономическому статусу они во многом зависят от родителей, нуждаются в их моральной поддержке. Несовпа­дение этих статусов делает юношей и девушек очень чуткими, ранимыми в общении с родителями, а стремление к самостоя­тельности вступает в конфликт с реальными возможностями ее обеспечения. Условно можно выделить несколько типов вза­имоотношений старшеклассников с родителями, которые по­могают ориентироваться в выборе путей педагогической помо­щи семье для достижения своеобразного «консенсуса»:
«Советчики»'. Велика заслуга родителей, если именно они становятся «доверенными лицами» своих детей, выступают в роли мудрых советчиков. И это очень важно, хотя юноши и девушки чаще обсуждают свои проблемы с посторонними людь­ми, чем с родителями, с которыми даже теплые отношения могут быть слишком эмоционально напряженными.
«Друзья». Налицо тип доверительных, дружеских отноше­ний на равных.
«Партнеры». Ориентировка на выбор самостоятельного пути.
«Чужой среди своих», «Неблагодарные дети» и т.п. Эти характеристики типов взаимоотношений составлены на осно­вании тех писем, которые в разное время получили редакции газет, журналов и были обобщены в книге А.В. Мудрика «Вре­мя поисков и решений, или Старшеклассники о них самих» (М., 1990). Из анализа материалов следует, что абсолютному большинству старшеклассников присуща любовь к родителям, которую можно считать генетически запрограммированной. Од­нако далеко не во всех случаях эта любовь сопровождается ува­жением. Генетическая любовь дается родителям как природ­ный дар за жизнь ребенка, а уважение надо завоевать. Это боль­шой и тяжелый труд. На базе уважения возникает и та боль­шая, настоящая любовь к родителям, которая порождает их духовную близость с детьми. Для этого нужна осмысленная родительская позиция, которая предусматривает несколько наи­более принципиальных условий:
1. Юноша или девушка вовлекаются в обсуждение всех сто­рон жизни семьи в качестве равноправного партнера, с мне­нием которого считаются. Он должен поверить родителям, что у него не только совещательный, но и решающий го­лос.
2. За старшеклассниками признается право на защиту от вме­шательства родителей в те сферы внутренней жизни, кото­рые они считают для себя наиболее интимными, сокровен­ными. За ними признается право на секреты от родителей,
которые не должны видеть в этом ущемление своего авто­ритета, своей родительской власти. По существу это суве­ренитет Личности. Тогда не будет конфликтов по поводу
«не той дружбы, не тех увлечений» и т.п.
3. От взрослеющих детей не следует скрывать свои ошибки, промахи, не следует идеализировать свой жизненный путь и предлагать его в качестве образца для подражания. Заме­чено, что старшеклассники особенно остро чувствуют свою значимость в те моменты, когда родители обращаются к ним за советом, помощью, т.е. дают понять, что нуждают­ся в них.
4. Необходимо создать условия, при которых взрослеющие дети должны приносить определенные «жертвы» (отказ от своих интересов) в пользу интересов родителей, семьи. Аб­солютному большинству родителей эта идея даже не при­ходит в голову. Они традиционно приучены к идее неизбежной, обязательной родительской «жертвы» На то и родители, чтобы жертвовать для блага ребенка», — такова не­мудреная житейская формула, имеющая далеко не безо­бидный педагогический смысл. Однако нельзя перегибать палку, постоянно требуя от детей отказа от своих интере­сов в пользу других, тем более в категорической, ультима­тивной форме.
Особого внимания (и родительского, и педагогического) за­служивает отношение к юношеским увлечениям, возникшему чувству любви. Педагогический подход к оценке этого сложно­го физиологического, психологического и социального фено­мена опирается на несколько отправных положений. Их учет позволит избежать серьезных ошибок.
1.  Классному руководителю необходимо оказывать помощь
старшеклассникам также и в формировании осознанной граж­данской позиции, т.е. в понимании своего личностного отно­шения к обществу. Осознанная гражданская позиция предпо­лагает развитие следующих качеств:
—   осознание своих прав и обязанностей перед обществом, го­сударством, коллективом, окружающими людьми;
—   готовность к их исполнению;
—      умение реализовать эти права и обязанности на практике.
Чем выше уровень этих качеств, тем выше уровень осозна­ния гражданской позиции, стержневой основы гражданствен­ности как одного из ведущих качеств личности. Формирование
гражданской позиции — процесс длительный, проходящий не­сколько стадий, соответствующих возрастным особенностям и
потребностям. Самым действенным в развитии гражданской позиции считается создание или использование  хорошо продуманных ситуаций выбора. Смысл педагогического влияния со стороны классного руководителя заключается в том, чтобы анализ ситуации, поиск путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию, сколько на осмысление собственного отношения к ней.