Бондарь Елена Андреевна
23 октября 2016
ноябрь 2004 года
Педсовет
Тема: Классный руководитель: современные технологии работы с учащимися и их родителями на основе глубоких знаний возрастной психологии и индивидуальной работы с целью создания комфортной образовательной среды.
Не за мудрыми словами идут к Учителю,
а для того, чтобы соприкоснуться
с его духовным миром.
Э.Фромм
Современная педагогическая наука уже давно ввела в свою практику такое понятие как «технология».
Тема сегодняшнего нашего педагогического совета непосредственно связана с понятием технологии воспитания. В настоящий момент существует следующие общепедагогические технологии и воспитательные процессы, так называемые педагогические воспитательные системы:
1.Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Она имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил). Идеал воспитания – самовоспитание.
2.Система воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского.
3.Модель трудового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности, интерес и формирование личности, интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск; соединение обучение с производственным трудом в форме школы-хозяйства; педагогика параллельного действия; детское самоуправления и самоконтроль.
4.Школа как воспитательная система В. А. Караковского.
5.Авторская модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовного, трудолюбивого, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение обучающихся в этнокультурную традицию, освоение богатейшего культурного наследия России, пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера.
6.Воспитательная система Международного детского центра «Артек».
Известны и частно-методические воспитательные технологии.
1.Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
2.Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С. Д. Полякова.
3.Технология педагогической поддержки О. Г. Газмана.
4.Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика»
А. И. Шемшуриной (1 – 9 класс).
Помимо вышеназванных технологий есть и так называемые
локальные (модульные) воспитательные технологии.
Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н. Е. Щурковой, В. Ю. Питюковым, Л. Д. Рогозиной, А. П. Савченко и др.
Например, в технологии педагогического общения могут быть специальные технологии:
- педагогического требования,
- информационного воздействия,
-создания воспитывающей среды,
-организации групповой деятельности
(здесь модульные технологии целеполагания,
анализа ситуации,
создание ситуаций успеха и преодаление
неуспеха) технология индивидуального и дифференцированного подхода,
- технология педагогической оценки и т. д.
Итак, сегодня нам предстоит поговорить об удивительном человеке в школе - о классном руководителе и о применяемых им технологиях воспитания.
Классного руководителя во многих школах России все чаще называют классным воспитателем.
Поскольку основная функция классного руководителя воспитательная, то с учетом этой доминирующей функции целесообразно называть его классным воспитателем. Мизерная доплата за классное руководство – отражение недооценки того, что должен и что реально делает классной руководитель как воспитатель.
Почему миссия классного руководителя исключительно важна?
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор УВР в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Дело в том, что, сколько бы мы ни говорили об усилении воспитывающих функций обучения, воспитательный процесс преимущественно осуществляется в конкретном классном коллективе как первичном объединении школьников, где складываются неповторимые взаимоотношения, которые активно (позитивно или негативно) влияют на процесс социализации личности, ее духовно-нравственное становление, требующее постоянной педагогической корректировки.
Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети, подростки могут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать.
Планирование и организация деятельности классного руководителя строится на основе закономерностей и принципов, базовыми среди которых можно назвать следующие:
- сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;
- социализация личности школьников осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию.
- педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.
Основным структурным элементом школы является класс.
Именно здесь осуществляется
1.познавательная деятельность,
2. развивается личность обучающегося
3.формируются социальные отношения между учащимися.
В классах должны
- проявляться забота о социальном благополучии учащихся,
- решатся проблемы досуга детей и сплочения коллектива,
- формироваться соответствующая эмоциональная атмосфера.
Однако до сих пор четко не определенны функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В различных документах по этому вопросу мы можем обнаружить разночтения. В связи с этим проблема оптимизации деятельности классного руководителя весьма актуальна.
В практике современных школ сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель (классный воспитатель), куратор параллели.
В соответствии с Законом ПМР «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в современной школе принята в основном классно-урочная система организации деятельности. Такое построение школы вызывает необходимость существования института педагогов, осуществляющих организационно-педагогическое руководство классными коллективами учащихся. Должностные обязанности классного руководителя сформулированы в соответствующих квалификационных требованиях.
Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
- условиями работы образовательного учреждения,
-особенностями воспитательной системы;
- экономическими возможностями школы и родителей;
- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физическим состоянием учащихся;
- подготовленностью педагогов в организации внеучебной воспитательной работы.
Известно, что классный руководитель чаще всего работает на полной учительской ставке и совмещает классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной внеурочной работой должна обязательно согласовываться с администрацией. Особо роль классного руководителя повышается в тех классах, где большинство детей нуждается в особо индивидуальной педагогической поддержке.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы.
Для классного руководителя открывается возможность проводить целенаправленную работу с каждым учеником, составлять индивидуальные программы развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяют запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:
- помощь в становлении личности обучающегося,
создание условий для проявления и обогащении
его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;
- организация воспитывающей и развивающей деятельности;
- организация и развитие коллектива.
Исходя из задач, можно обозначить основные функции классного руководителя, которые определяют содержание воспитательной деятельности и представлены в таблице: (анализ таблицы)
Функциональный анализ воспитательной деятельности
классного руководителя.
Функция | Методы, процедуры воспитания | Ожидаемые результаты. |
Концептуальная | Концептуализация: теоретический анализ и выбор соответствующей воспитательной теории или опора на совокупность воспитательных принципов. | Выбор для себя приоритетных теорий и принципов воспитания. |
Целевая | Целеполагание: отбор, систематизация целей и задач воспитания. | Конкретизация целей и задач воспитания. |
Диагностическая | Методы диагностики: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, прологированное изучение. | Углубленное изучение личности и классного коллектива, эффективности воспитания. |
Планирование | Планирование: отбор и структурирование форм, методов воспитания, проектирование деятельности учащихся, проведение конкретных мероприятий. | Оптимизация целей, задач и видов деятельности обучающихся. |
Организаторская | Организационные: организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности обучающихся. | Формирование классного коллектива и развитие детского самоуправления. |
Стимулирующая | Стимулирование: активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творчества. | Создание творческой атмосферы и готовности обучающихся к решению поставленных задач. |
Коммуникативная | Коммуникативные: беседы, дискуссии, обсуждение, ориентации на коммуникативное взаимодействие. | Взаимопонимание, психологический контакт, сотрудничество. |
Контрольно-оценочная | Контроль и оценка: анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки. | Оперативность и системность контроля и оценки. |
Коррекция | Коррекционные: коррекция взаимодействия и поведения обучающихся, методы разрешения конфликтов. | Повышение эффективности воспитания на основе координации воспитательных взаимодействий. |
Прогностическая | Прогнозирование: моделирование возможных ситуаций воспитания, прогнозирование возможного хода воспитательного процесса. | Предвосхищение и предвидение возможных ситуаций и ожидаемых результатов воспитания. |
В рамках работы нашей экспериментальной площадки администрация неоднократно задавала себе вопрос: «Какова роль классного руководителя в развитии сущностных сфер ребенка?»
Ведь, становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека — интериоризация — ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психологические функции.Следовательно, основная задача педагога - классного руководителя — помочь ребенку в его развитии.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, любовь, представления о долге, самокритичности, ответственности за себя).
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованное отношение к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личностных и общественных интересов; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни и т.д. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, эмпатию, стыд и т.д.
Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, рефлексию и др.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки
В экзистенциональной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, понимание морали.
Таким образом, уровень интеллектуального развития и развитие других сфер определяет границы воспитательных воздействий на повеление и деятельность личности.
В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности.
В последних нормативно-правовых и научно-методических документах МП ПМР со всей очевидностью проявилась тенденция усиления воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений. В контексте данных тенденций основополагающий принцип содержания образования — принцип единства воспитания и обучения.
Организуя личностно-ориентированный образовательный процесс в нашей школе в соответствии с одним из основополагающих принципов обновления содержания образования, следует исходить из того, что школа призвана целостно решать задачи социальной адаптации и социальной автономизации личности («быть, как все» и «не быть как все»).
В школе сегодня, без оглядки на политическую конъюнктуру, мы призваны развивать культуру любви, культуру созерцания, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки во имя людей. Ведь только совершая добро для других людей, человек становится самим собой — вот истинное содержание образования.
В этом контексте перед школой стоит цель: раскрыть сущность понятия «педагогическая поддержка» как средства повышения профессиональной компетентности учителя, классного руководителя, содействующего духовно-нравственному развитию и саморазвитию ребенка, решению его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, коммуникацией, а также описать приемы, формы, методы и условия применения в практической деятельности.
Данная цель не случайна, она обусловлена противоречиями, сложившимися в современном обществе:
1. Снижается престиж школы как воспитательного института, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требованиями, которые они предъявляют к гуманитарным функциям школы (помощь, поддержка, доброе отношение, теплая среда общения) и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции.
2. Интеллектуальное расслоение детей (элитные классы, школы, классы компенсирующего обучения), дискомфорт отдельных учеников и необходимость формировать для всех
детей условия самоутверждения, самовыражения и само
развития.
3. Между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда.
4. Между важностью роста воспитательного потенциала семьи и усилением «закрытости» семьи, ее нежеланием сотрудничать со школой.
5. Между реальным образованием в семье и новыми воспитательными проблемами для педагогов и родителей. Современные гуманитарные науки открывают все новые грани индивидуально-личностной культуры человека. В то же время все большее значение приобретает идея его целостности.
Из ценностного отношения к ребенку как целостному саморазвивающемуся человеку культуры, как считает Е.В. Бондаревская, вырастает понимание задач личностно-ориентированного образования — не сформировать и даже не воспитать, а найти, и поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самоопределения, самореализации, саморазвития, адаптации самовоспитания и др., необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного общения и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой.
В рамках создания в образовательном пространстве различных сред жизнедеятельности обучающихся можно использовать предлагаемые направления и формы работы:
I. Создание имиджа класса, неповторимого, привлекательного для детей и взрослых: оформление классной комнаты, введение школьной символики, фирменных элементов одежды, общественный смотр знаний, интегрированные недели, составление классной летописи, фонотека, видеотека классных дел, сборники лучших творческих работ обучающихся, книга отзывов и др.
II. Создание в классе атмосферы познавательного комфорта: диагностика и учет реальных информационных потребностей обучающихся, их актуального уровня готовности к познавательной деятельности, диагностика интеллектуальных способностей каждого обучающегося (тип памяти, внимание, умение обобщать, выражать свои мысли и др.) и приоритетного способа получения информации из окружающего мира (логический, образно-эмоциональный, двигательно-сенсорный).
III. Создание условий для формирования у обучающихся потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, уважения к результатам умственного труда: качественное содержание уроков, часы обучения, викторины, обсуждение прочитанных книг, познавательные игры, беседы, конкурсы фантазеров, школа вежливых паук, час веселых затей и развлечений, книжное обучение, математические часы, экономические викторины, встречи с интересными людьми, час творческих заданий.
IV Построение личностно-ориентированного содержания образования, т.е. отбор такой системы знаний, где каждому обучающемуся найдется место в силу индивидуально-личностного смысла информации, которая ему дается: участие детей и родителей в создании пособий, дидактических материалов, участия родителей в проведении учебных занятий, разработка пакета заданий по предметам, чествование педагогов в их памятные даты, дни именинников, игровые часы, музыкальные часы, коллективные творческие дела.
Признаками успешности становления ребенка как ученика являются:
— потребность в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовность изучать ее углубленно,
культура информационного взаимодействия с миром;
— гордость за свое образовательное учреждение, свой класс,
своего учителя; знание своих прав и обязанностей, заложенных в уставе школы, стремление следовать им;
— комфортное самочувствие обучающеюся в классе, в образовательном учреждении, чувство своей защищенности в
нем;
— преданность традициям своего класса, забота о нем;
умение быть учеником, уважающим опыт и знания старших.
Говоря о роли классного руководителя в современной школе, хотелось бы чётко выделить ряд проблем:
Первая из них может быть сформулирована таким образом:
«Что такое педагогическая поддержка младшего школьника в воспитательной практике начальной школы?»
В ходе практической работы нами выявлено следующее — нравственное воспитание в начальной школе очень актуально, ибо массовые учебники «Букварь», «Родное слово», учебники для внеклассного чтения не дают систематизированных представлении об основных моральных понятиях:- о добре и зле,
- совестливости,
- милосердии,
- толерантности,
- взаимоотношении, дружбе между народами,
- о Родине,
- о любви к ближнему,
- уважении к родному дому.
— Поэтому уже в условиях начальной школы педагогу необходимо создать среду для развития личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных интересах, так и в интересах общества
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету — Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.
Сегодня роль учителя и в особенности учителя начальных классов начинает существенно пересматриваться и переосмысливаться. Причина этого — развитие рынка новых педагогических технологий, электроники, социальная трансформация общества, потребность в его гуманизации и духовном преобразовании.
Реализация концепции модернизации российского образования неразрывно связана с поиском и освоением возможностей практического воплощения положений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Отсюда повышенный интерес ученых, практических работников к феномену педагогической поддержки — приемлемому для современных условий средству, способствующему развитию личности. Инициатором, пропагандистом и разработчиком основ педагогической поддержки еще в 70-е годы был Олег Семенович Газман — известный педагог, крупнейший теоретик и практик в области воспитания, автор концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.
Педагогический смысл поддержки отражается в двух подходах к ее определению — широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, с формированием способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.
Педагогическая помощь трактуется как определенная система средств, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности, это неотъемлемая часть профессиональной деятельности и учителя-предметника, и классного руководителя, отражающей их гуманное отношение к детям, способствующей созданию комфортного школьного микроклимата и демократизации образовательного процесса в целом.
Поддержать учащихся — значит оказать им в той или иной форме помощь: прямую непосредственную или опосредованную, педагогическую, психологическую или социальную, моральную или материальную, индивидуальную или групповую и т.д.
Хорошо известна педагогическая помощь в виде сотрудничества. Суть ее достаточно подробно отражена в публикациях Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и других педагогов-новаторов 80-х годов.
Наиболее ценной для растущего человека оказывается педагогическая помощь, которую М. Монтессори назвала инициирование. Его суть она сформулировала в одном из своих дидактических принципов: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».
Мы знаем, что предмет обучения — знания о мире и способы умственной деятельности; предмет воспитания — социальные и культурные ценности, нравственные нормы поведения и отношения. Предмет же педагогической поддержки — личностный выбор, обретение себя.
Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педподдержки важно, чтобы он научился владеть собой, становился хозяином собственной жизни (не потребителем, а распорядителем, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению).
Педагогическая поддержка дополняет воспитание и обучение, усиливает их эффективность, поскольку служит «мостиком» для возникновения самовоспитания и мотивированного обучения. В этой ситуации, как утверждают многие ученые, современной школе остро необходим не просто учитель, а учитель-фасилитатор*, учитель-психотерапевт, успешно развивающий «помогающие», поддерживающие отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, коллегами.
Учитель-фасилитатор полностью принимает ребенка таким, какой он есть, безо всяких условий может тепло относиться к ученику, что уменьшает страхи и беспокойство ребенка, снижает его деструктивные защитные реакции и обеспечивает развитие и самореализацию личности (как ребенка, так и педагога).
Учитель-фасилитатор может быть более свободным и открытым в общении с детьми, не закрываться педагогической маской, но быть самим собой. Такой педагог думает о детях, а не о поддержании своего авторитета. Сталкиваясь с проявлениями детской агрессии, упрямства, невнимательности, такой учитель не прибегает к авторитарным педагогическим средствам, для него важнее внутреннее состояние ребенка. Поэтому вместо заезженных безапелляционных требований, нотаций, нравоучений он остается в контакте с ребенком для того, чтобы помочь ему справиться с затруднениями. В таких ситуациях он способен с сочувствием спросить, подбодрить, предложить свою помощь.
( НАБЛЮДЕНИЕ-ФРАГМЕНТ КЛАССНОГО ЧАСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Каковы особенности воспитания в основной школе ?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно, наверное, напомнить каковы же особенности именно этого возраста.
(Выступление …)
Важно иметь в виду, что если подростка не удовлетворяют роли ( «надёжного друга» , «активиста», «увлеченного», «умного», «смелого, сильного, волевого», «талантливого»), носящие позитивный или даже сомнительный характер, то он может пойти по пути негативного самоутверждения, играя роли «оппозиционера», «неподдающегося», «вожака» (неформального лидера). Эти школьники демонстрируют свое негативное отношение к учителям, к нормам классной и школьной жизни, к учебе и т.п. Естественно, такие действия не могут оставаться без педагогического внимания и соответствующих санкции (обсуждения, осуждения, вызовов на педсоветы и т.д.). Возникает синдром «выталкивания из общих рядов», создающий дефицит полезного общения. Чтобы восполнить его, подростки ищут общения вне класса, школы, на улице, в сфере неформальных групп.
Создание ситуации успеха в наиболее значимых для подростков видах деятельности — самый эффективный путь предупреждения отрицательных тенденций в поведении и нравственном развитии подростков.
Большую роль играет именно умение педагога, классного руководителя находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях, когда возникает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Решить сложную педагогическую ситуацию — это значит снять конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.
Вера учителя в возможности ученика, настойчивость, терпение, умение вовремя прийти на помощь приумножают успехи каждого из его учеников на пути познания и развития.
В результате безусловного позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки ребенка, подростка, а это способствует раскрытию творческого потенциала его личности. Убежденность ученика в собственной ценности для знающего учителя дает ему возможность реализовать себя наиболее полно. Нацеленность процесса воспитания на максимальное раскрытие способностей учеников необходима также потому, что трудно выделить однозначные критерии развития ребенка. Убедить учеников в их человеческой ценности — в этом состоит первоочередная задача учителя, так как самооценка ребенка, отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его успеваемость и поведение.
НАБЛЮДЕНИЕ-фрагмент родительского собрания, заседания ученического актива
Каковы основные направления и технологии воспитательной
деятельности в старшей школе ?
Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, педагогами, тем более классному руководителю, важно исходить из трех важных позиций:
I. Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
II. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности молодости. Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни. Известно, что в 15-17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, чуть ли не стариками. В то же самое время 13-14-летние воспринимаются как «малолетки».
III.В работе со старшими школьниками необходимо раскрыть перспективу их жизни. У детей разного возраста существуют разные представления о времени. Что касается, например, подростков, они живут настоящим. Они не задумываются всерьез о своем будущем, хотя мечтают о нем. Эта проекция
на будущее часто окрашена различного рода романтическими
образами. Лишь старшие школьники живут будущим. Его они связывают с основным видом труда, с профессией, со статусом Человека и Гражданина, будущего Мужа и Жены, будущего Отца и Матери. Те родители, учителя, взрослые люди,
которые сумели наиболее полно удовлетворить потребность
старших школьников в ориентировке на будущее, становятся
для них самыми близкими, авторитетными людьми как в семье, так и в школе.
Что касается отношений с родителями, то они противоречивы. С одной стороны, сохраняется потребность освобождения от контроля и опеки родителей — актуальны процессы обособления. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты типа: у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы. Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных качествах. Порой они стесняются своих родителей: им кажется, что те слишком громко говорят, немодно одеваются, полны предрассудков. С другой стороны, в юности сильна тенденция к отождествлению себя со взрослыми.
Темы, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, в первую очередь с родителями, могут быть следующими: выбор будущей профессии, учебного дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы. Все, что связано с жизненным, самоопределением, может быть предметом общения со взрослыми. Но это общение, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности. Ведь физически и психологически старшие школьники вполне созревшие, практически взрослые люди. Однако по своему социально-экономическому статусу они во многом зависят от родителей, нуждаются в их моральной поддержке. Несовпадение этих статусов делает юношей и девушек очень чуткими, ранимыми в общении с родителями, а стремление к самостоятельности вступает в конфликт с реальными возможностями ее обеспечения. Условно можно выделить несколько типов взаимоотношений старшеклассников с родителями, которые помогают ориентироваться в выборе путей педагогической помощи семье для достижения своеобразного «консенсуса»:
«Советчики»'. Велика заслуга родителей, если именно они становятся «доверенными лицами» своих детей, выступают в роли мудрых советчиков. И это очень важно, хотя юноши и девушки чаще обсуждают свои проблемы с посторонними людьми, чем с родителями, с которыми даже теплые отношения могут быть слишком эмоционально напряженными.
«Друзья». Налицо тип доверительных, дружеских отношений на равных.
«Партнеры». Ориентировка на выбор самостоятельного пути.
«Чужой среди своих», «Неблагодарные дети» и т.п. Эти характеристики типов взаимоотношений составлены на основании тех писем, которые в разное время получили редакции газет, журналов и были обобщены в книге А.В. Мудрика «Время поисков и решений, или Старшеклассники о них самих» (М., 1990). Из анализа материалов следует, что абсолютному большинству старшеклассников присуща любовь к родителям, которую можно считать генетически запрограммированной. Однако далеко не во всех случаях эта любовь сопровождается уважением. Генетическая любовь дается родителям как природный дар за жизнь ребенка, а уважение надо завоевать. Это большой и тяжелый труд. На базе уважения возникает и та большая, настоящая любовь к родителям, которая порождает их духовную близость с детьми. Для этого нужна осмысленная родительская позиция, которая предусматривает несколько наиболее принципиальных условий:
1. Юноша или девушка вовлекаются в обсуждение всех сторон жизни семьи в качестве равноправного партнера, с мнением которого считаются. Он должен поверить родителям, что у него не только совещательный, но и решающий голос.
2. За старшеклассниками признается право на защиту от вмешательства родителей в те сферы внутренней жизни, которые они считают для себя наиболее интимными, сокровенными. За ними признается право на секреты от родителей,
которые не должны видеть в этом ущемление своего авторитета, своей родительской власти. По существу это суверенитет Личности. Тогда не будет конфликтов по поводу
«не той дружбы, не тех увлечений» и т.п.
3. От взрослеющих детей не следует скрывать свои ошибки, промахи, не следует идеализировать свой жизненный путь и предлагать его в качестве образца для подражания. Замечено, что старшеклассники особенно остро чувствуют свою значимость в те моменты, когда родители обращаются к ним за советом, помощью, т.е. дают понять, что нуждаются в них.
4. Необходимо создать условия, при которых взрослеющие дети должны приносить определенные «жертвы» (отказ от своих интересов) в пользу интересов родителей, семьи. Абсолютному большинству родителей эта идея даже не приходит в голову. Они традиционно приучены к идее неизбежной, обязательной родительской «жертвы» На то и родители, чтобы жертвовать для блага ребенка», — такова немудреная житейская формула, имеющая далеко не безобидный педагогический смысл. Однако нельзя перегибать палку, постоянно требуя от детей отказа от своих интересов в пользу других, тем более в категорической, ультимативной форме.
Особого внимания (и родительского, и педагогического) заслуживает отношение к юношеским увлечениям, возникшему чувству любви. Педагогический подход к оценке этого сложного физиологического, психологического и социального феномена опирается на несколько отправных положений. Их учет позволит избежать серьезных ошибок.
1. Классному руководителю необходимо оказывать помощь
старшеклассникам также и в формировании осознанной гражданской позиции, т.е. в понимании своего личностного отношения к обществу. Осознанная гражданская позиция предполагает развитие следующих качеств:
— осознание своих прав и обязанностей перед обществом, государством, коллективом, окружающими людьми;
— готовность к их исполнению;
— умение реализовать эти права и обязанности на практике.
Чем выше уровень этих качеств, тем выше уровень осознания гражданской позиции, стержневой основы гражданственности как одного из ведущих качеств личности. Формирование
гражданской позиции — процесс длительный, проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностям и
потребностям. Самым действенным в развитии гражданской позиции считается создание или использование хорошо продуманных ситуаций выбора. Смысл педагогического влияния со стороны классного руководителя заключается в том, чтобы анализ ситуации, поиск путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию, сколько на осмысление собственного отношения к ней.