Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
К вопросу о военно-патриотическом воспитании учащихся на уроках русского языка.
 
 
                                                                                                             Набенюк М.В.,
                                                                                     директор МОУ «ТСШ №11»,
                                                                                     учитель русского языка и литературы
                                                                                    1 квалификационной  категории,
                                                                                    Отличник народного образования ПМР 
         
         В наступившем ХХI веке образование, направленное лишь на подготовку школьника в той или иной предметной области, уже не отвечает требованиям времени. Образование становится элементом общей культуры.
        По мнению профессора Е.В.Бондаревской выпускник школы должен быть ориентирован на культуру, он должен быть свободной, гуманной, духовной личностью. В образе такого человека его социальное свойство быть гражданином занимает особое значение.
         Учителя  нашего региона с особой ответственностью решают задачи, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодого поколения приднестровских граждан. Поистине неограниченные возможности для воспитания будущих патриотов имеет история этого края. Легендарные страницы революционной истории, ратной славы и трудовых подвигов, культурно-исторических традиций хранит в себе эта земля. Страницы истории родины дороги каждому, кто живёт на этой древней и в то же время молодой земле.
    В Приднестровье накоплен немалый опыт военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе всестороннего изучения родного края, широкого знакомства с фактами его героической военной истории. Но, к сожалению, на уроках русского языка сведения по краеведению, а также материалы по ознакомлению учащихся с государственной символикой ПМР используются  в большинстве случаев эпизодически. Между тем их целесообразно использовать более регулярно, конечно, с учётом грамматического материала. Это может быть и словарная работа, и работа над связной речью,  и упражнения по словообразованию, грамматике, орфографии, пунктуации.
      Такая целенаправленная работа проводится в Тираспольской средней школе №11,являющейся республиканской экспериментальной площадкой. Школа работает над темой: «Поликультурность как средство инновационного развития общеобразовательной школы». Внедряя на практике технологии личностно-ориентированного образования, особое место филологи уделяют подбору дидактического материала и методик, позволяющих естественно формировать в ребёнке гражданина.
       Военно-патриотическое воспитание школьников - это часть той работы, которая осуществляется в течение всего учебного года, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях (учащиеся ведут краеведческую работу, изучают и обобщают материал, проводят конференции, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Приднестровье в 1992 году, проводят различные экскурсии по местам боевой славы, создают музыкально-литературные композиции, выпускают стенгазеты).
       Готовясь к очередному уроку по русскому языку, автор данной работы, учитывая возраст школьников, подбирает и составляет, связные тексты, ориентируясь и опираясь на программы по литературе, истории, географии. Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках русского языка осуществляется через содержание дидактического материала. Использование местного материала на уроках русского языка расширяет кругозор школьников, углубляет и закрепляет знания, полученные на уроках истории, литературы, географии, помогает связать приобретённые знания с жизнью, создает у учащихся цельную картину истории своего края. Целесообразно данный материал группировать по темам  для более успешного включения его в различные этапы урока.
      Предлагаемая автором данной статьи методика работы не является единственно возможной, но представленный фактический материал поможет  творчески работающему учителю эффективно провести занятия, например, по ознакомлению с государственной символикой ПМР.
1.Примерный материал для вступительного слова учителя.
-Особое место среди государственной символики  нашего государства отводится  Государственному гимну ПМР. Познакомимся  сначала с лексическим значением слов символ, символика. В словарных статьях толкового словаря русского языка мы находим:
Символ. Предмет, действие и т.п., служащие обозначением какого-либо понятия, идеи. Белый голубь-символ мира. Волга-символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства.  
Символика. Совокупность каких-либо символов. Пионерская символика.
Запишем в тетрадях эти определения и иллюстрации-примеры использования слова.
Слово гимн пришло в русский язык из греческого, в котором гимн означало «торжественная песнь». Государственный гимн-это торжественная песнь, принятая как символ государственного единства.
Запишем также и это определение:
Государственный гимн ПМР - один из официальных символов (наряду с Государственным гербом и Государственным флагом) государства, торжественно-музыкальное произведение, исполняемое во время официальных церемоний, в праздничные дни и в других случаях, определяемых законодательными актами.
В Основной Закон ПМР - Конституцию ПМР - включена статья о Государственном гимне ПМР:
«Статья 13. Приднестровская Молдавская Республика имеет государственный флаг, герб и гимн, которые являются символами республики и утверждаются законом».
Авторами Гимна ПМР являются Б.Александров (музыка), Н.Божко, Б.Пармёнов, В.Пищенко (слова).
В процессе беседы учитель может записать на доске (а учащиеся в тетрадях) слова
церемония, официальный, обращая внимание на их правописание, предлагает учащимся-консультантам сообщить лексическое значение этих слов:
   Церемония - установленный порядок свершения какого-либо обряда, акта, торжества. Торжественная церемония вручения наград. Церемония встречи высоких гостей.
Официальный - исходящий от правомочных, авторитетных (компетентных) организаций или лиц. Официальное заявления. Официальное указание.
Интересным может быть включение исторических справок (о гимнах разных государств в различные периоды истории, об известных авторах), этот материал могут путём опережающих домашних заданий подготовить учащиеся.
2. Свободный диктант «Символ нашего единения»
В хорошо подготовленном классе работа может быть проведена в форме изложения.
В любом случае нужно, чтобы текст Гимна ПМР имели и знали все учащиеся наизусть.
Подготовке школьников к работе следует уделить самое серьёзное внимание, так как основное значение имеет воспитательный аспект, а не только проверка уровня грамотности.
Интересным  может быть составление кроссвордов на основе следующих слов и словосочетаний, а затем иллюстрирование лексических значений (словарные статьи и иллюстрации могут быть записаны в тетрадь). Уместным на данном уроке может быть использование следующих слов:
Знаменательный - важный, выдающийся, имеющий особое значение. Знаменательное событие, знаменательная дата.
Гармоничный - стройный, соразмеренный; исполненный гармонии, мелодичный. Мир представлялся мне удивительно стройным, гармоничным.
Оптимистический - жизнерадостный, уверенный в счастливом будущем. Оптимистический взгляд на жизнь. Оптимистическое мироощущение.
Суверенность (суверенитет) - полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. Суверенное государство, суверенная воля народа.
Традиция - исторически сложившееся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы; установившийся порядок, неписанный закон в поведении; обычай, обыкновение. Революционные традиции пролетариата. Стало традицией.
Гражданственность-сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству. Высокая гражданственность является главной особенностью лирики Н.А.Некрасова.
Идея- убеждение; определяющее положение в системе взглядов, воззрений; мысль, замысел; основная мысль какого-то произведения. Идея сохранения и упрочения мира на земле.
В период подготовки должна обязательно проводиться работа над орфографией, пунктуацией. Особое внимание обращается на содержательную сторону диктанта.
Текст  для свободного диктанта.
1. В дни торжеств и знаменательных событий в жизни нашего народа  гордо и величественно звучит Государственный гимн Приднестровской Молдавской Республики. Его исполнение  гармонично сливается с оптимистическим настроем богатой событиями и свершениями жизни приднестровцев, надеждами на независимость, признание прав людей, живущих на этой благодатной земле, уверенностью, что они  всё преодолеют.
2.Спокоен и величав, прост и мудр наш Государственный гимн, как прост и мудр, тверд и уверен народ, отстоявший  в 1992 независимость и свободу, мир и счастье  на этой цветущей земле. Гимн ПМР отличает высокая степень обобщенности, но в то же время его лаконичные строки говорят об удивительных судьбах приднестровцев.
3. В точных и метких словах гимна воплощены общественно-политическое лицо  ПМР, его основные устои, принципы и суверенность. Историческая память, миролюбие, дружба всех народов, проживающих на этой земле, свободолюбие - вот к чему призывает нас гимн. Он говорит нам о красоте земли, о долге перед памятью павших.
4.Гордые, чеканные строки гимна, исполненные высокой гражданственности, достойно отражают суть нашего времени. В них передана  беззаветная любовь к своей стране, верность идеалам:
Пронесём через годы
Имя гордой страны,
И республике свободы,
Как правде, мы будем верны.
5.За нашей государственной символикой стоит тонкая полоска земли, окаймленная голубой лентой Днестра, стоит гордый народ, освободивший её в грозные сороковые от коричневой чумы. За ней стоят достижения в экономике и науке, культуре и производстве. Сегодня за нашими символами  стоит государство, где дружба и уважение, добрососедство и помощь являются ориентирами для молодого поколения приднестровских граждан.
 На выполнение работы потребуется сдвоенный урок. Предварительная подготовка может быть проведена рассредоточено на нескольких уроках русского языка.
        Интересной может быть и работа, связанная с пропагандой подвига в период Бендерской трагедии. Знакомясь с подвигами воинов, ополченцев, мирных граждан, учащиеся как бы переживают те события, становятся их участниками, проникаются чувством гордости за эту славную недавнюю историю. Здесь может учитель использовать различные виды работ:
  1. подобрать примеры из поэтических произведений приднестровских авторов на заданную тему;
  2. задание «закидай меня вопросами»;
  3.  написать письмо участнику боевых действий, используя определенные орфограммы и синтаксические конструкции;
  4. словесное рисование «Мои приднестровцы»;
  5. проиллюстрировать  поэтическим текстом исторические события недавней поры;
  6. написать сочинение на заданную тему, включив в него, например, следующий цитатный материал:
Григорий Воловой                                                               Григорий Воловой
        Ополченец                                                                              Снайпер
           Я лежу, упавший,                                                 ...И палец плавно давил на курок,
Руки по земле,                                                    Бендеры - огромный тир,
До конца отдавший                                           Выстрел-щелчок, выстрел- щелчок-
Долг своей стране,                                            Так он расстреливал мир.
           Ведь нависли скошено                                              Василий Маслов
Тучи над Днестром,                                                  За околицей Бендер…
И беда непрошено постучалась в дом…         Я за околицей Бендер
                                                                            Иду тропой в огонь заката.
Олег Юзифович                                                Моя Отчизна - ПМР
Бендерский бал                                                  Багрянцем осени объята
Для этой войны -                                                  Людмила Денисова                                                  
слишком мало в истории места.                     Взорванное лето                                                    
У этой войны -                                                   Наемные убийцы-мастера.                                      
ни начала, ни даже конца…                            Нам солнце улыбалось,                                           
На бал выпускной                                            А пули всё впивались                                              
не летите сегодня, невесты,-                          В стволы деревьев, в берега Днестра.                   
по страшным дорогам,
хранящим так много свинца…
                                                                    
  1. произвести комплексный лингвистический анализ текста (например, произведения О. Юзифовича «Здравствуй, столица!», П.Шпаков «Сердец людских связующая нить», И.Ткаченко «На рассвете 1992г.»)
При изучении числительного может быть использована и информация, отражающая демографическую картину региона.
Задание: найти  имена числительные, определить их разряд, просклонять, объяснить правописание.
 
    Второго сентября тысяча девятьсот девяностого года Приднестровская Молдавская Республика была провозглашена как новое государство. На первое января  тысяча девятьсот девяносто третьего года  численность населения ПМР составляла семьсот семнадцать и четыре десятых тысячи человек. Столицей независимого Приднестровья стал город Тирасполь. Население столицы на первое января тысяча девятьсот девяносто третьего года - сто восемьдесят три тысячи человек. ПМР относится к регионам с высокой плотностью населения - около двести человек на один квадратный километр. До тысяча девятьсот девяносто первого года происходил устойчивый рост численности населения, затем оно сократилось. Основным населенными пунктами являются города: Тирасполь, Бендеры, Дубоссары, Рыбница, Каменка, Григориополь.
 
При изучении  таких тем,  как «Однородные члены предложения», «Обобщающие слова при однородных членах предложения» может с успехом применяться такой дидактический материал:
  1. Внешнеэкономические связи ПМР играют важную роль в социально-экономическом развитии региона, росте технического уровня производства, улучшении  обеспечения населения предметами потребления.
  2. В Приднестровье существуют такие виды внешнеэкономической деятельности: торговля, создание совместных предприятий, заключение межрегиональных экономических соглашений, обмен технической документацией.
  3. За счет импорта регион полностью удовлетворяет свои потребности в первичных энергоносителях, минеральных удобрениях, ценных металлах, бумаге, сельскохозяйственной технике, металлорежущих станках, автомобильном и железнодорожном транспорте, радио- и телеаппаратуре, вычислительной технике, электробытовых приборах, хлопчатобумажном сырье.
  4. В значительной степени за счёт импорта в ПМР обеспечиваются потребности в деловой древесине, технологическом оборудовании, прокате чёрных металлов, химических продуктах, товарах лёгкой промышленности, зерне.
  5. В Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, Дубоссары и Каменке функционирует внутригородское автобусное движение, широко развита сеть таксопарка.                                                           
Интересным может быть урок закрепления пунктуационных навыков по вышеназванным темам, если основным лейтмотивом станут слова из песни Б.Пармёнова «Парень взял автомат»:
   Приднестровцем зовут-
   Это честь, это званье-награда!
   Парень взял автомат
   Потому, что так родине надо!
Учащимся могут быть предложены схемы, которые написаны на доске:
  1. О: О, О и  О;  
  2. О: О, О, О, О, и О-…;
  3. О: О и О, О и О, О и О;
  4. О: и О, и О, и О, и О.
При выполнении этого задания они должны найти соответствие, объяснить орфографию, подобрать аналогичные примеры.
  1. Мы помним всё: и слезы матерей, и детский плач, и забинтованные раны, и мужество шагнувших в бессмертие.
  2. Черные отметины молдавской агрессии в населённых пунктах: Дубоссарах, Кошнице, Кочиерах, Бендерах, Григориополе - до сих пор бередят души тех, кто пережил события той поры.                                                         
  3. Узы дружбы связывают в Приднестровье людей разных национальностей: русских, украинцев и молдаван.
  4. В июне 1992 года все граждане республики  встали на защиту своей свободы: казаки и ополченцы, гвардейцы и милиционеры, бойцы ТСО и мирные граждане.
Можно предложить учащимся, работающим в паре, самостоятельно составить схемы, затем поменяться ими, при подборе соответствия  обязательно учесть логическую последовательность.                                                                               
При изучении темы «Приложение» после экскурсии на Мемориал Славы учащиеся могут написать статью в стенгазету и городскую молодёжную печать. Впоследствии отдельные учащиеся могут  написать отзыв, рецензию  на эту статью.
Закрепляя грамматическую тему «Образование действительных и страдательных причастий», учащиеся с удовольствием выполнят и следующее задание: составить предложения по опорным словам, преобразуя глаголы в нужные по смыслу действительные и страдательные причастия; действительные причастия подчеркнуть одной чертой, страдательные - двумя, объяснить их образование.
  1. Песня, волновать, «Парень взял автомат», бард, Тирасполь.
  2. Доблестный, защитить, казаки, не забудут, от смерти.
  3. Варварский, акция, захват, начать,19 июня, Бендеры, заставила содрогнуться всех.
Закрепляя грамматическую тему, работая над программным материалом, можно таким образом построить работу, чтобы учащиеся гордились своими земляками, продолжали их славные традиции.
     Методика подобной работы может быть чрезвычайно широка и разнообразна.
Проблема использования краеведческого материала в целях военно-патриотического воспитания в учебной работе по русскому языку имеет огромное значение: она содержит богатейший познавательный материал, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, приближает изучаемый материал к действительности, прививает навык самостоятельной работы с материалами находок, расширяет кругозор по истории родного края, обогащает их яркими волнующими впечатлениями, воспитывает чувство гордости и патриотизма. Всё это способствует реализации двух основных идей школьного образования-идеи высокого качества знаний и формирования личности с ярко выраженным нравственным, гражданским началом.