Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
К вопросу о поликультурном и этнокультурном развитии учащихся
  МОУ ТСШ №11
                                   
                                                                      
    Проблема многокультурного, или поликультурного, образования давно привлекает внимание как ученых России, так и Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко. Об этом свидетельствуют исследования А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой Ю, О. В. Гукаленко, В. Н. Руденко ,Н.Н.Руденко и др., в которых рассматриваются различные аспекты поликультурного образования.    Развитие поликультурного образования обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации  общества.    Эффективной формой реализации этой возможности могут выступать экспериментальные школы, что позволит проанализировать УВП в таких учебных заведениях как целостную систему.
 Школа №11г.Тирасполя работает в режиме эксперимента по теме:"Воспитание человека культуры как личности, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры и других культур Приднестровья» с 01.2002года , является муниципальной экспериментальной площадкой.
    Целью исследования является: разработка и научное обоснование модели общеобразовательной школы с русским этнокультурным компонентом, развивающейся в личностно-ориентированной парадигме и направленной на возрождение традиций нравственности, духовности в многокультурном обществе. Важным является  и
  • ориентирование УВП на развитие учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самообразованию;
  •  подготовка выпускника школы к жизни в поликультурной среде в мире ненасилия, уважения к другим народам.
        В рамках образовательного проекта заключён договор с ПГУ им. Т. Г.Шевченко, разработана план-программа сотрудничества МОУ ТСШ №11с ПНОЦ ЮО РАО, возглавляет который профессор, доктор педагогических наук О. В. Гукаленко.
       Совместная деятельность педагогов с представителями научного мира должна позволить ,в первую очередь, разработать и научно обосновать концепцию системы поликультурного и этнокультурного воспитания и образования в общеобразовательной школе как программу межкультурного ориентирования и коммуникации.
Основные    цели осуществления исследования заключаются, на наш взгляд, в следующем:
  • Педагогическая: оказывать педагогическую поддержку и создавать условия для личного роста ученика.
  • Воспитательная: формировать нормы и эталоны поликультурной коммуникации.
  • Психологическая: развивать эмоциональную культуру общения (чувство симпатии, сопереживания, солидарности, терпимости, толерантности к другим народам).
  • Методическая: разработать систему инновационных технологий и форм для реализации программы поликультурного и русского этнокультурного воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
    Основные ступени и цели поликультурного и этнокультурного развития учащихся в общеобразовательной школе такого типа в обобщенном виде могут быть сведены к следующему:
I ступень - национальная самоидентификация личности (1 - 4 классы);
II ступень - гражданская самоидентификация личности (5 - 9 классы);
III ступень - планетарная самоидентификация (10 - 11 классы).
    Критерии отбора содержания программ:
Содержание должно отражать
  • гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия;
  •  характеризовать уникальные этнические, национальные, самобытные черты в культуре собственного народа, а также в культурах народов региона и мира;
  • раскрывать общие элементы традиций, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
  • приобщить учащихся к мировой культуре, раскрывать процесс взаимозависимости стран и народов в современном мире;
  •  выражать безусловную веру в доброе начало, заложенное в природу ребенка - гуманистическая традиция;
  • учить толерантности, терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;
  •  формировать особые способности учащегося по овладению знаниями, т. е. воспитывать интеллектуальную личность, способную решать творческие задачи в поликультурном обществе.
    Таким образом, содержание поликультурного образования должно носить характер ценностно-культурологического и личностно-ориентированного подхода и опираться на принципы сочетания и последовательности изучения культур.
    Разрабатывая экспериментальный проект, мы ставили одной из своих целей - создание воспитательно-образовательной системы подготовки ребенка к жизни в поликультурной среде, так как мы видим истинное и наиболее важное предназначение образования в превращении школы в культурообразующий институт, ориентированный на сохранение, трансляцию, развитие, обновление и взаимодействие культуры этносов - диалог культур.
    Поскольку нам приходится решать эту проблему педагогическими средствами, в начальной школе ведущим методологическим и дидактическим принципом становится этнокультурность образовательного процесса. Именно с этой позиции должно отбираться его содержание и происходить процесс обучения. А поликультурность как методологический и дидактический принцип является основой для всех предметов регионального компонента.
    Учебно-воспитательный процесс в МОУ ТСШ №11 строится на принципах поли- и этнокультурности. На разных этапах, в зависимости от психо-физиологических особенностей ребенка, тот или иной принцип становится ведущим.
    Таким образом, поликультурное образование - это интеграция человека в культуру, возможность его самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой России и других народов, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.
Подводя сегодня первые итоги этого учебного исследовательского года, хотелось бы отметить, что
  • в определённой степени выросло понимание группы педагогов школы тех задач, которые поставлены в ходе эксперимента;
  •  сформировалась группа учителей-экспериментаторов, занимающихся разработкой как программ ,спецкурсов, так и внедряющих в практику УВП элементы этнокультурного развития и воспитания школьников;
  • проведёние методического семинара с педагогами школы по теме: «Личностно-ориетированное образование как основа формирования толерантности в образовательном пространстве школы с русским этнокультурным компонентом», позволило проанализировать ,обсудить ,оценить всю многогранность и важность поднимаемой проблемы;
  • важным и своевременным, на наш взгляд, явился и « круглый стол»,за которым рассматривались проблемы «Проведение и перспективы культурологической парадигмы современного образования»,позволившего принять в нём активное участие не только нашим уважаемым учёным, но и руководителям всех методобъединений, и отдельным творчески работающим педагогам;
  • систематическое консультирование по теме эксперимента руководителей школьных М/О позволило прежде всего довести суть проводимых исследований до каждого педагога, всколыхнуло творческий потенциал как педагогов- мастеров, так и начинающих ,но работающих уже в творческом режиме молодых учителей;
  • в течение этого учебного года происходил сбор, изучение и анализ литературы, необходимой для более полного представления возможного решения возникающих проблем, повышения образовательного уровня;
  • значительным событием для коллектива школы явилось его участие во II Славянском педагогическом соборе, ряд педагогов школы сумели выступить со своим виденьем проблем как на заседаниях секций, так и в сборнике ,опубликовав свои работы;
  • проведённый мониторинг образовательной среды дал возможность всем участникам педагогического процесса увидеть истинное положение дел в школе, наметить шаги по устранению возникших проблем;
  • разработка педагогического инструментария тоже явилась необходимой процедурой;
  • сформированные творческие проблемные группы по вопросам личностно-ориентированного образования и воспитания имели возможность в течение этого учебного года выступить на педагогических советах, посвященных изучению проблем развития творчества учителя и учащихся, внедрению здоровьесберегающих технологий  .Впереди предстоит еще решить ряд важнейших задач...Желаю всем успеха!