Набенюк Марина Васильевна
23 октября 2016
К вопросу о поликультурном и этнокультурном развитии учащихся
МОУ ТСШ №11
Проблема многокультурного, или поликультурного, образования давно привлекает внимание как ученых России, так и Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко. Об этом свидетельствуют исследования А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой Ю, О. В. Гукаленко, В. Н. Руденко ,Н.Н.Руденко и др., в которых рассматриваются различные аспекты поликультурного образования. Развитие поликультурного образования обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации общества. Эффективной формой реализации этой возможности могут выступать экспериментальные школы, что позволит проанализировать УВП в таких учебных заведениях как целостную систему.
Школа №11г.Тирасполя работает в режиме эксперимента по теме:"Воспитание человека культуры как личности, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры и других культур Приднестровья» с 01.2002года , является муниципальной экспериментальной площадкой.
Целью исследования является: разработка и научное обоснование модели общеобразовательной школы с русским этнокультурным компонентом, развивающейся в личностно-ориентированной парадигме и направленной на возрождение традиций нравственности, духовности в многокультурном обществе. Важным является и
I ступень - национальная самоидентификация личности (1 - 4 классы);
II ступень - гражданская самоидентификация личности (5 - 9 классы);
III ступень - планетарная самоидентификация (10 - 11 классы).
Критерии отбора содержания программ:
Содержание должно отражать
Разрабатывая экспериментальный проект, мы ставили одной из своих целей - создание воспитательно-образовательной системы подготовки ребенка к жизни в поликультурной среде, так как мы видим истинное и наиболее важное предназначение образования в превращении школы в культурообразующий институт, ориентированный на сохранение, трансляцию, развитие, обновление и взаимодействие культуры этносов - диалог культур.
Поскольку нам приходится решать эту проблему педагогическими средствами, в начальной школе ведущим методологическим и дидактическим принципом становится этнокультурность образовательного процесса. Именно с этой позиции должно отбираться его содержание и происходить процесс обучения. А поликультурность как методологический и дидактический принцип является основой для всех предметов регионального компонента.
Учебно-воспитательный процесс в МОУ ТСШ №11 строится на принципах поли- и этнокультурности. На разных этапах, в зависимости от психо-физиологических особенностей ребенка, тот или иной принцип становится ведущим.
Таким образом, поликультурное образование - это интеграция человека в культуру, возможность его самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой России и других народов, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.
Подводя сегодня первые итоги этого учебного исследовательского года, хотелось бы отметить, что
МОУ ТСШ №11
Проблема многокультурного, или поликультурного, образования давно привлекает внимание как ученых России, так и Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко. Об этом свидетельствуют исследования А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой Ю, О. В. Гукаленко, В. Н. Руденко ,Н.Н.Руденко и др., в которых рассматриваются различные аспекты поликультурного образования. Развитие поликультурного образования обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации общества. Эффективной формой реализации этой возможности могут выступать экспериментальные школы, что позволит проанализировать УВП в таких учебных заведениях как целостную систему.
Школа №11г.Тирасполя работает в режиме эксперимента по теме:"Воспитание человека культуры как личности, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры и других культур Приднестровья» с 01.2002года , является муниципальной экспериментальной площадкой.
Целью исследования является: разработка и научное обоснование модели общеобразовательной школы с русским этнокультурным компонентом, развивающейся в личностно-ориентированной парадигме и направленной на возрождение традиций нравственности, духовности в многокультурном обществе. Важным является и
- ориентирование УВП на развитие учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самообразованию;
- подготовка выпускника школы к жизни в поликультурной среде в мире ненасилия, уважения к другим народам.
В рамках образовательного проекта заключён договор с ПГУ им. Т. Г.Шевченко, разработана план-программа сотрудничества МОУ ТСШ №11с ПНОЦ ЮО РАО, возглавляет который профессор, доктор педагогических наук О. В. Гукаленко.
Совместная деятельность педагогов с представителями научного мира должна позволить ,в первую очередь, разработать и научно обосновать концепцию системы поликультурного и этнокультурного воспитания и образования в общеобразовательной школе как программу межкультурного ориентирования и коммуникации.
- Педагогическая: оказывать педагогическую поддержку и создавать условия для личного роста ученика.
- Воспитательная: формировать нормы и эталоны поликультурной коммуникации.
- Психологическая: развивать эмоциональную культуру общения (чувство симпатии, сопереживания, солидарности, терпимости, толерантности к другим народам).
- Методическая: разработать систему инновационных технологий и форм для реализации программы поликультурного и русского этнокультурного воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
I ступень - национальная самоидентификация личности (1 - 4 классы);
II ступень - гражданская самоидентификация личности (5 - 9 классы);
III ступень - планетарная самоидентификация (10 - 11 классы).
Критерии отбора содержания программ:
Содержание должно отражать
- гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия;
- характеризовать уникальные этнические, национальные, самобытные черты в культуре собственного народа, а также в культурах народов региона и мира;
- раскрывать общие элементы традиций, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
- приобщить учащихся к мировой культуре, раскрывать процесс взаимозависимости стран и народов в современном мире;
- выражать безусловную веру в доброе начало, заложенное в природу ребенка - гуманистическая традиция;
- учить толерантности, терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;
- формировать особые способности учащегося по овладению знаниями, т. е. воспитывать интеллектуальную личность, способную решать творческие задачи в поликультурном обществе.
Разрабатывая экспериментальный проект, мы ставили одной из своих целей - создание воспитательно-образовательной системы подготовки ребенка к жизни в поликультурной среде, так как мы видим истинное и наиболее важное предназначение образования в превращении школы в культурообразующий институт, ориентированный на сохранение, трансляцию, развитие, обновление и взаимодействие культуры этносов - диалог культур.
Поскольку нам приходится решать эту проблему педагогическими средствами, в начальной школе ведущим методологическим и дидактическим принципом становится этнокультурность образовательного процесса. Именно с этой позиции должно отбираться его содержание и происходить процесс обучения. А поликультурность как методологический и дидактический принцип является основой для всех предметов регионального компонента.
Учебно-воспитательный процесс в МОУ ТСШ №11 строится на принципах поли- и этнокультурности. На разных этапах, в зависимости от психо-физиологических особенностей ребенка, тот или иной принцип становится ведущим.
Таким образом, поликультурное образование - это интеграция человека в культуру, возможность его самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой России и других народов, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.
Подводя сегодня первые итоги этого учебного исследовательского года, хотелось бы отметить, что
- в определённой степени выросло понимание группы педагогов школы тех задач, которые поставлены в ходе эксперимента;
- сформировалась группа учителей-экспериментаторов, занимающихся разработкой как программ ,спецкурсов, так и внедряющих в практику УВП элементы этнокультурного развития и воспитания школьников;
- проведёние методического семинара с педагогами школы по теме: «Личностно-ориетированное образование как основа формирования толерантности в образовательном пространстве школы с русским этнокультурным компонентом», позволило проанализировать ,обсудить ,оценить всю многогранность и важность поднимаемой проблемы;
- важным и своевременным, на наш взгляд, явился и « круглый стол»,за которым рассматривались проблемы «Проведение и перспективы культурологической парадигмы современного образования»,позволившего принять в нём активное участие не только нашим уважаемым учёным, но и руководителям всех методобъединений, и отдельным творчески работающим педагогам;
- систематическое консультирование по теме эксперимента руководителей школьных М/О позволило прежде всего довести суть проводимых исследований до каждого педагога, всколыхнуло творческий потенциал как педагогов- мастеров, так и начинающих ,но работающих уже в творческом режиме молодых учителей;
- в течение этого учебного года происходил сбор, изучение и анализ литературы, необходимой для более полного представления возможного решения возникающих проблем, повышения образовательного уровня;
- значительным событием для коллектива школы явилось его участие во II Славянском педагогическом соборе, ряд педагогов школы сумели выступить со своим виденьем проблем как на заседаниях секций, так и в сборнике ,опубликовав свои работы;
- проведённый мониторинг образовательной среды дал возможность всем участникам педагогического процесса увидеть истинное положение дел в школе, наметить шаги по устранению возникших проблем;
- разработка педагогического инструментария тоже явилась необходимой процедурой;
- сформированные творческие проблемные группы по вопросам личностно-ориентированного образования и воспитания имели возможность в течение этого учебного года выступить на педагогических советах, посвященных изучению проблем развития творчества учителя и учащихся, внедрению здоровьесберегающих технологий .Впереди предстоит еще решить ряд важнейших задач...Желаю всем успеха!