Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
 
 
     Сегодня являясь директором МОУ ТСШ № 11, я представляю к рассмотрению работу, посвящённую изучению вопросов актуальных, на мой взгляд, для всех школ, занимающихся поиском  путей своего нового развития. Школа находится сейчас на такой стадии своего существования, когда она должна постоянно учиться, соответствовать запросам общества, чтобы, изменяясь, сохраниться. Режим простого функционирования уже не приемлем для образовательных учреждений. Предлагаемый опыт работы по развитию МОУ ТСШ №11 является опытом реализаций системной стратегии инновационных изменений. Вопросам проектировки школ «нового поколения», школ саморазвивающегося типа в педагогической науке уделено достаточно много внимания (об этом писали и Лазарев, и Поташник, и Щуркова, и Зубов, и Ильенко). Представляемая работа-это пример деятельности по поиску собственного неповторимого стиля и лица школы.
                                     Нужно также отметить, что я руковожу педагогическим коллективом недавно, школа же имеет семидесятилетнюю историю. В течение последних двенадцати лет её возглавлял В.С.Веснин, имя которого хорошо известно всем представителям педагогической общественности ПМР, под его руководством коллектив и вступил на путь реформирования  всего учебно-воспитательного процесса. Так, в 2002, году школа получила статус экспериментальной площадки. В.С.Веснин стал инициатором создания первой государственной на территории Приднестровья русской национальной школы. Была начата работа по разработке концепции и программы развития данного образовательного учреждения.  
                                     Однако с приходом нового руководства, кадровыми перестановками в администрации, а также  с излишним ажиотажем в обществе вокруг понятия «национальная школа», изменением определённых реалий современной жизни, возникла необходимость в корректировке той самой темы эксперимента, а главное, той стратегической линии, позволяющей превратить обычное учебное заведение в школу с ярко выраженной традицией, в школу инновационного развития.
                Поэтому я сегодня представляю работу, основные элементы которой должны в скором времени лечь в основу новой концепции школы. Школа работает с этого учебного года в тесном сотрудничестве с учеными ПГУ им. Т. Г. Шевченко; научным руководителями эксперимента являются О.В.Гукаленко, Н.Н.Руденко. Данный проект основан на строгом следований методам модельного проектирования.
         Итак, рассматривая данную проблему, нужно отметить, что данная работа сводится к следующему:
1 . показать черты саморазвивающейся школы
  • приспосабливаемость к новым условиям;
  • сотрудничество, предотвращающее разрушение организации;
  • благоприятные условия для роста и самоусовершенствования;
  • вовлечённость всех участников процесса в планировании и управлении изменениями.
 
       Для МОУ ТСШ № 11стало важно сконструировать такую систему,
которая
- даст желаемый результат;
-позволит спланировать процесс перехода от фактической системы к  
желаемой;
-реализует решения.
 
Основная номенклатура функций решения проблем включает:
  • выявление проблемы;
  • оценку актуальности проблемы;
  • определение ограничений;
  • определение критериев для оценки степени приближения решения проблемы к желаемому состоянию;
  • анализ существующей системы, определение возможностей для решения проблемы;
  • разработку вариантов решения;
  • реализацию решения;
  • оценку результатов решения
      По масштабу этот проект предполагает перестройку всей школы под общую идею-«концепцию школы с русским этнокультурным компонентом».
      По глубине преобразований – это радикальный характер. Новая модель инновационных преобразований в школе, внедрявшей в течение ряда лет технологию 7 типов уроков Гузика, элементы «национальной русской школы»,включает на сегодняшний момент:
1.исходное состояние школы;
2.образ желаемого будущего;
3.состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Чтобы выполнить функции определения действий и целевых ориентиров, определения взаимосвязей между исполнителями и группами, контроля хода работ, предвидения возможных угроз, выработки решений при отклонении фактического хода от запланированного, разработанная программа определяет:
  • проблемы, на решение которых она ориентирована;
  • новшества,за счет внедрения которых достигается результат;
  • образ (модель) школы;
  • стратегию изменений;
  • цели программы (ожидаемые изменения);
  • план действий;
  • инновационные проекты осуществления частных изменений;
  • ресурсное обеспечение;
  • кадровое обеспечение.
Качество программы определяет
-актуальность;
- прогностичность;
- реалистичность;
- рациональность;
- целостность;
- контролируемость;
- чувствительность к сбоям.
При оформлении новой модели школы соблюдается последовательность разработки:
  • проблемно-ориентированный анализ педагогической системы школы;
  • формирование концептуального проекта;
  • разработка стратегии, основных направлений, задач перехода;
  • формирование целей первого этапа движения обновленной школы;
  • разработка операционного плана;
  • экспертиза.
 
Рассмотрим на практике  положения, приведенные выше.
     Анализ педагогической ситуации МОУ ТСШ № 11 проведён с использованием построения профилей по методике В.Ясвина и В.С.Лазарева.
      Концепция-первый шаг-определение миссии школы.
Миссия данной школы - это создание модели общеобразовательной школы с русским этнокультурным компонентом образования, обеспечивающей каждому её учащемуся оптимальные условия для гармонического развития личности и формирование культуры жизни в человеческом сообществе в новейший период цивилизации. Школа должна стать гарантом  возрождения русского самосознания, она должна быть пропитана духом гуманитарной педагогики и демократизма. Возрождение русского самосознания- это восстановление основных ценностных нормативов, оно должно основываться на преодолении разрыва связей с историческ5ой родиной, восстановлении способностей к восприятию, уважению культурного наследия других народов, внедрении широкой поликультурности и соблюдении толерантности. Мы видим школу как массовое средне общеобразовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся дети разных национальностей, разного вероисповедания.
Шаг второй - основная цель. Мы определяем её как
                                                 создание модели общеобразовательной школы, развивающейся в личностно-ориентированной парадигме и направленной на возрождение русской культуры, нравственности, духовности и строгом соблюдении толерантности ко всем живущим по соседству.
 Шаг третий – принципы. Наши принципы таковы:
  • постановка задач развития личности учащегося в центр образовательного процесса;
  • гуманизация образования;
  • непрерывность образования;
  • толерантность;
  • культуросообразность;
  • дифференциация и индивидуализация;
  • гуманитаризация.
Шаг третий – результат деятельности школы.                 
                                                                                Это выпускник, обладающий эрудицией, позитивной самооценкой, сориентированной мотивацией достижения и ориентировкой на следующие ценности:
-любовь;
-труд;
-семья;
-здоровье;
-духовность.
Шаг четвертый - основные задачи. Это задачи по разработке, апробации и внедрению в содержание образования русского этнокомнонента, задачи по определению и реализации оптимальных условий, форм и методов.
 

Далее  презентация по теме