Набенюк Марина Васильевна
23 октября 2016
Некоторые аспекты проектирования русского этнокультурного воспитательного модуля «Перекресток культур» в условиях многонациональной республики.
Жизнь современного общества, шагнувшего в XXI век, наглядно демонстрирует, что на нынешнем этапе его развития наблюдается явный его дефицит в исконных, универсальных ценностях, дефицит добра и веры, любви и созидательности. Идет стремительное снижение уровня нравственности моло-дого поколения. Во многом это объясняется тем, что на долгий период были забыты тысячелетние традиции великой русской культуры: соборной, державной, одновременно милосердной и мужественной, героической и кроткой. Общество утратило нравственную чуткость и связь с многовековыми святынями, предпочитая поклонятся золотому тельцу коммерческого успе-ха и идолу самообожествления, мнимой свободе слова и идеи вседозволенности. Налицо и то, что межнациональные отно-шения–одна из основных болевых проблем человечества, ко-торое ежедневно опасно балансирует между войной и миром. И поэтому очевидно, что эффективным методом лечения этих застарелых болезней является образование.
Любая образовательная система немыслима без понятия «воспитание», ведь еще В.Гюго подчеркивал: «Ребенок – это грядущее». Существующая система школьного воспитания нуждается в обновлении и развитии в соответствии с изменив-
шимися социально-экономическими, политическими условиями жизни. Важным фактором целостности, сохранения развития школ Приднестровского региона, безусловно, является ори-ентация на образовательную систему Российской Федерации, а также тесная интеграция в рамках славянского образователь-ного пространства.
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в этом разрезе, является вопрос: каким же должен быть дальнейший путь школы с этнокультурным компонентом, чтобы она смогла толерантную высокоадаптивную личность? Приоритет насилия и незнания у молодежи побуждает ученых и педагогов-прак-тиков создавать новые воспитательные модели, основанные на национально-духовном фундаменте.
Обязательными процессами в создании воспитательной модели должны быть также восстановление и развитие социально-педагогических функций семьи, интеграция семьи и школы, психологическая и информационная поддержка всех образовательно-воспитательных систем. Новые развивающие модели воспитания должны учитывать государственное трехъязычие в Приднестровье, ибо воспитание национального самосознания у подрастающего поколения, создание условий для овладения национальными культурами невозможно и без освоения культур народов-соседей, поскольку это диктуется смешенным составом учащихся, искоренением великорусского шовинизма и обязательным укреплением национальной гор-дости и самобытности. Проблемы толерантности, поликультурности должны решаться с учетом принципов открытости и демократичности.
Предлагаемое модульное проектирование позволит сформировать у учащихся убежденность, что жизнь – высшая ценность бытия, найти те моральные ориентиры, которые и составляют основу народной мудрости. Оно заставит ощутить причастность к своей Родине, приобщит к культурному наследию, сделает учащихся толерантными к иному образу жизни, повысит образовательный уровень.
Одним из примеров такого подхода к созданию воспитательной модели нового поколения может служить предлагаемый модуль «Перекресток культур», который по своей сути унифицированный, конструктивный и самостоятельный. Проектирование такого модуля опирается не только на существующую систему взаимосвязи отдельных звеньев внутри школы, но и связи за ее пределами. Модуль «Перекресток культур» обязательно учитывает, например, сотрудничество с русской, украинской, молдавской культуры Приднестровья. Деятельность в рамках модуля направлена и на сотрудничество с различными городскими учреждениями, занимающимися дополнительным художественно-эстетическим образованием и воспитанием школьников: художественными, музыкальными школами, студиями, краеведческим музеем, ДДЮТ, СЮН, СЮТ.
При подобном проектировании модулей любых направлений необходимо помнить, что они должны включать в себя следующие элементы:
-цели воспитания;
-обязательный минимум содержания воспитания;
-перечень учебно-воспитательных курсов, реализующих
содержание воспитания;
-содержание воспитания по каждому разделу;
-программно-методическое обеспечение;
-требования к уровню подготовки выпускников по дан-
ному модулю.
В условиях сохранения и вариативности воспитательных систем в рамках образовательного пространства следует создавать новую систему информационного обеспечения, а для этого построение информационного поля для выбора. Фундамент модуля «Перекресток культур» - это полибанк информации по ключевым направлениям русской национальной культуры, а также по существующим методам обучения и воспитания на основе четкой дифференциации и личностной ориентации. Для эффективного решения задачи в рамках модуля важную роль играет работа с родителями. Настоящий успех будет лишь тогда, когда большинство родителей проявят личную заинтересованность в развитии детей, начнут активно участвовать в обсуждении и практическом решении проблем, с этнокультурным наполнением содержания воспитания.
Особое место при создании проекта модуля должна занимать работа по дизайн оформлению «Русского клуба» или ино-го объединения, разработка символики учебного заведения, создание ученической редакции и т.д.
Широкое поле выбора форм внеурочной деятельности в рамках модульного узла позволит сделать это воспитание ин-тересным для всех участников. Основными формами работы могут явиться:
- инсценирование - соревнование
- викторина - диспут
- конференция - лекторий
- культпоход - деловая игра
- презентация - «круглый стол»
- конкурс - интегрированное вне-
классное мероприятие
- вечер - исследовательская
-экскурсия деятельность
- ктд - исследовательская
- выпуск газет деятельность
-ярмарка - праздники
- день «Открытых дверей» - «мастерская»
- приглашение гостей
В рамках изучения и поиска эффективных решений по-средством создания воспитательных модулей всех направлений активно проявляется единственно возможная и позитивная позиция по отношению к воспитаннику, которая основана на без-условном признании, что ребенок – индивидуальность, способная превратиться в настоящую личность, что он учит, развивает, воспитывает себя сам. Ведь еще в 30-е годы Л.С.Выготский утверждал что, «с научной точки зрения невозможно, чтоб один воспитывал другого… Ребенок, в сущности, воспитывает себя сам… Педагог есть организатор деятельности детей». По-этому учитель, занимающийся этнокультурным воспитанием, должен попытаться найти для ученика, сидящего перед ним за партой, «нишу успешности», заставить его поверить в себя, а к этому еще в XIX веке призывал молодежь великий Л.Толстой.
Подводя итоги, нужно сказать, что задачи перед образованием стоят нелегкие, но учительство с оптимизмом смотрит в завтрашний день. Важно лишь помнить, что система образования будет неуклонно развиваться, если надежным помощником в этом станет государство. И как прав был Аристотель, заявляя: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от этого ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание–предмет пер-вой необходимости».
М.В.Набенюк,
директор МОУ «ТСШ №11»,
г. Тирасполь.
Аристотель, Политика, М. 1911, стр.351
Система воспитательного этнокультурного модуля
«Перекресток культур».
Приложение
Жизнь современного общества, шагнувшего в XXI век, наглядно демонстрирует, что на нынешнем этапе его развития наблюдается явный его дефицит в исконных, универсальных ценностях, дефицит добра и веры, любви и созидательности. Идет стремительное снижение уровня нравственности моло-дого поколения. Во многом это объясняется тем, что на долгий период были забыты тысячелетние традиции великой русской культуры: соборной, державной, одновременно милосердной и мужественной, героической и кроткой. Общество утратило нравственную чуткость и связь с многовековыми святынями, предпочитая поклонятся золотому тельцу коммерческого успе-ха и идолу самообожествления, мнимой свободе слова и идеи вседозволенности. Налицо и то, что межнациональные отно-шения–одна из основных болевых проблем человечества, ко-торое ежедневно опасно балансирует между войной и миром. И поэтому очевидно, что эффективным методом лечения этих застарелых болезней является образование.
Любая образовательная система немыслима без понятия «воспитание», ведь еще В.Гюго подчеркивал: «Ребенок – это грядущее». Существующая система школьного воспитания нуждается в обновлении и развитии в соответствии с изменив-
шимися социально-экономическими, политическими условиями жизни. Важным фактором целостности, сохранения развития школ Приднестровского региона, безусловно, является ори-ентация на образовательную систему Российской Федерации, а также тесная интеграция в рамках славянского образователь-ного пространства.
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в этом разрезе, является вопрос: каким же должен быть дальнейший путь школы с этнокультурным компонентом, чтобы она смогла толерантную высокоадаптивную личность? Приоритет насилия и незнания у молодежи побуждает ученых и педагогов-прак-тиков создавать новые воспитательные модели, основанные на национально-духовном фундаменте.
Обязательными процессами в создании воспитательной модели должны быть также восстановление и развитие социально-педагогических функций семьи, интеграция семьи и школы, психологическая и информационная поддержка всех образовательно-воспитательных систем. Новые развивающие модели воспитания должны учитывать государственное трехъязычие в Приднестровье, ибо воспитание национального самосознания у подрастающего поколения, создание условий для овладения национальными культурами невозможно и без освоения культур народов-соседей, поскольку это диктуется смешенным составом учащихся, искоренением великорусского шовинизма и обязательным укреплением национальной гор-дости и самобытности. Проблемы толерантности, поликультурности должны решаться с учетом принципов открытости и демократичности.
Предлагаемое модульное проектирование позволит сформировать у учащихся убежденность, что жизнь – высшая ценность бытия, найти те моральные ориентиры, которые и составляют основу народной мудрости. Оно заставит ощутить причастность к своей Родине, приобщит к культурному наследию, сделает учащихся толерантными к иному образу жизни, повысит образовательный уровень.
Одним из примеров такого подхода к созданию воспитательной модели нового поколения может служить предлагаемый модуль «Перекресток культур», который по своей сути унифицированный, конструктивный и самостоятельный. Проектирование такого модуля опирается не только на существующую систему взаимосвязи отдельных звеньев внутри школы, но и связи за ее пределами. Модуль «Перекресток культур» обязательно учитывает, например, сотрудничество с русской, украинской, молдавской культуры Приднестровья. Деятельность в рамках модуля направлена и на сотрудничество с различными городскими учреждениями, занимающимися дополнительным художественно-эстетическим образованием и воспитанием школьников: художественными, музыкальными школами, студиями, краеведческим музеем, ДДЮТ, СЮН, СЮТ.
При подобном проектировании модулей любых направлений необходимо помнить, что они должны включать в себя следующие элементы:
-цели воспитания;
-обязательный минимум содержания воспитания;
-перечень учебно-воспитательных курсов, реализующих
содержание воспитания;
-содержание воспитания по каждому разделу;
-программно-методическое обеспечение;
-требования к уровню подготовки выпускников по дан-
ному модулю.
В условиях сохранения и вариативности воспитательных систем в рамках образовательного пространства следует создавать новую систему информационного обеспечения, а для этого построение информационного поля для выбора. Фундамент модуля «Перекресток культур» - это полибанк информации по ключевым направлениям русской национальной культуры, а также по существующим методам обучения и воспитания на основе четкой дифференциации и личностной ориентации. Для эффективного решения задачи в рамках модуля важную роль играет работа с родителями. Настоящий успех будет лишь тогда, когда большинство родителей проявят личную заинтересованность в развитии детей, начнут активно участвовать в обсуждении и практическом решении проблем, с этнокультурным наполнением содержания воспитания.
Особое место при создании проекта модуля должна занимать работа по дизайн оформлению «Русского клуба» или ино-го объединения, разработка символики учебного заведения, создание ученической редакции и т.д.
Широкое поле выбора форм внеурочной деятельности в рамках модульного узла позволит сделать это воспитание ин-тересным для всех участников. Основными формами работы могут явиться:
- инсценирование - соревнование
- викторина - диспут
- конференция - лекторий
- культпоход - деловая игра
- презентация - «круглый стол»
- конкурс - интегрированное вне-
классное мероприятие
- вечер - исследовательская
-экскурсия деятельность
- ктд - исследовательская
- выпуск газет деятельность
-ярмарка - праздники
- день «Открытых дверей» - «мастерская»
- приглашение гостей
В рамках изучения и поиска эффективных решений по-средством создания воспитательных модулей всех направлений активно проявляется единственно возможная и позитивная позиция по отношению к воспитаннику, которая основана на без-условном признании, что ребенок – индивидуальность, способная превратиться в настоящую личность, что он учит, развивает, воспитывает себя сам. Ведь еще в 30-е годы Л.С.Выготский утверждал что, «с научной точки зрения невозможно, чтоб один воспитывал другого… Ребенок, в сущности, воспитывает себя сам… Педагог есть организатор деятельности детей». По-этому учитель, занимающийся этнокультурным воспитанием, должен попытаться найти для ученика, сидящего перед ним за партой, «нишу успешности», заставить его поверить в себя, а к этому еще в XIX веке призывал молодежь великий Л.Толстой.
Подводя итоги, нужно сказать, что задачи перед образованием стоят нелегкие, но учительство с оптимизмом смотрит в завтрашний день. Важно лишь помнить, что система образования будет неуклонно развиваться, если надежным помощником в этом станет государство. И как прав был Аристотель, заявляя: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от этого ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание–предмет пер-вой необходимости».
М.В.Набенюк,
директор МОУ «ТСШ №11»,
г. Тирасполь.
Аристотель, Политика, М. 1911, стр.351
Система воспитательного этнокультурного модуля
«Перекресток культур».
Приложение