Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
К вопросу о современности макаренковских идей в рамках
 русской этнокультурной школы.
                                     Набенюк М.В., директор МОУ «ТСШ №11»      
                                             Просянкина М.Р., заместитель директора по УВР
                                             МОУ «ТСШ № 11»
В последнее время все чаще ведется дискуссия о том, какой должна быть модель образовательной среды современной школы. В силу разного рода обстоятельств, многие русскоязычные школы на территории самой России, а также в ближнем зарубежье потеряли основу, фундамент своего образо-вательного пространства. Одной из причин этого явилось отсутствие  углубленного изучения родного языка, великой русской литературы и истории, русской географии и русского искусства. И как следствие этого произошло снижение качественных показателей обучения и воспитания.
         Так называемая «русская идея», понятие которой еще в XIX веке ввел Ф. М. Достоевский, в образовании, в большой степени  из-за пустозвонства или специального подогревания нездорового интереса в прессе, приобрело политический оттенок, хотя первоначально именно создание национальных школ с самобытным воспитанием и образованием, как говорил К. Д. Ушинский, с ориентацией на «преимущественное, усиленное изучение Родины», должно было стать тем краеугольным камнем, позволяющим на его основе развить личность учащегося, ориентированного на общечеловеческие ценности и представления.
В настоящее время многие школы Российской Федерации активно разрабатывают и внедряют модель русских национальных школ (о создании на территории бывших республик СССР национальных украинских, эстонских, узбекских и других школ уже давно известно и они активно функционируют), при этом отметая любой намек на шовинистические  начала подобного образования. В Приднестровье в этом смысле больше утвердилась идея реализации поликультурного подхода к содержанию образования, а также этнокультурного варианта обучения и воспитания, учащихся в условиях многонациональности. Именно такой подход на территории государства, в котором по конституции равно защищаются права всех проживающих граждан, позволяет органически и естественно воспитывать молодое поколение на славных традициях своего народа, на героических страницах его истории, расширяя знания до общемировых представлений.
         Формирование сознания учащихся на основе изучения исторических корней, гуманистических начал, воспитание гражданственности, широкое интегрированное изучение национальных культур и собственно самобытности  с учетом каждого сидящего за школьной скамьей ни в коей мере не должно стать поводом для какого-либо рода обвинений в «великодержавности» или национализме.
         Именно отсутствие единой цели, цементирующей общество, после распада СССР и привело к девальвации нравственных начал.
         В Приднестровье на базе МОУ «ТСШ № 11» в течение ряда лет ведется работа по созданию на основе системного и продуманного подхода этнокультурной русской школы, так как отсутствие углубленного изучения культуры, отрицательно сказывается на формировании у молодежи собственного достоинства, толерантности, ведет к агрессивности и безн-нравственности.
         Раздираемые этническими, религиозными, межнациональными конфликтами и распрями Югославия, Кавказ, Ближний и Средний Восток являются наглядной иллюстрацией того, что, человек, не постигший в полной мере родной духовный мир, не сможет уважать нравственные ценности соседнего народа, живущего рядом с ним многие века. Отрыв от своих корней, своих традиций, неведение того, чем живет родная земля, тебя взрастившая и взлелеявшая, лишает всех живущих чувства сопричастности, чувства ответственности за свою родину  и перед своим народом.
         Только бережное отношение к богатому опыту прошлого, к культуре своего народа, в которой есть извечные ценности, традиционные образы и символика, передающаяся из поколения в поколение, к мироощущению народа, проявляющего свои нравственные и эстетические идеалы, позволяет не разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Безусловно, в укреплении этой нити лежит залог успеха выбранного нами пути.
         И как не вспомнить сегодня слова В. Распутина! Стоит каждому вдуматься в строки, выстраданные болью русской души, страданиями истинно русского сердца: «Если земля – территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю – родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Кто же нам эта земля – земля – кормилица, земля – землица, Родина, вся земля? Или территория? Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли все, что могли, а там хоть потоп?» Какое потрясающее нравственно-философское обобщение проблемы! Вот на чем должна лежать идея нового воспитания ребенка! Готовность приумножить достояние богатство своей Родины – вот что должно в каждом еще с раннего детства.
         И как не процитировать в этой связи А. С. Макаренко, советского педагога, юбилей которого нынче широко и повсеместно отмечается общественной и педагогической наукой! Он писал: «Цели воспитательной работы могут быть выведены только из общественного требования, из его нужды… Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества».  На современном этапе  явно назрела необходимость в госзаказе интеллектуальной, развитой, духовно богатой, физически здоровой и социально активной личности с высокой гражданской позицией.
         На протяжении всей истории педагогической науки периодически появляются все новые и новые воспитательные системы, многие из которых вошли сегодня в ранг «классических». Эти модели являются одновременно как «прогрессивными», так и «регрессивными», ибо жизнь ежедневно диктует новые правила, она не стоит на месте. Спорное есть и в знаменитой системе А. С. Макаренко, ориентированной на абсолютный приоритет общественных ценностей. Как известно, педагог, создавший удивительную коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, был не только сторонником коллективного воспитания, но и идеологом и серьезным теоретиком, он писал: «Главнейшей формой воспитательной работы я считаю коллектив». Кто-то с этим не согласится, вспоминая все отрицательное, что нес «коллектив» в недавнем прошлом, но без отрицательного не было бы и того положительного, что так необходимо сегодня, того, что все мы в пути к свободе и демократии растеряли.
         Размышляя сегодня о работе по созданию этнокультурного образовательного пространства, не вспомнить о макареновском развитии инициативности воспитанников. Воспитание в каждом ребенке лидерских качеств, ответственности за порученное дело, поощрение любых социально значимых инициатив – обязательное звено в современном образовании. А как важна сейчас личностно-ориентированная работа с учащимися по развитию их способностей и одаренности. Об этом тоже говорил А. С. Макаренко, он четко понимал важность и необходимость организации самых разнообразных возможностей для развития творчества воспитанников, прежде всего связывая творчество с трудовым воспитанием. И разве не совпадают нынешние задачи школы с тем, что говорил известный педагог. Давайте вдумаемся, вернемся еще раз назад, чтобы легче идти было вперед: «Научить творческому труду – особая задача воспитателя… Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».
         Модель этнокультурной русской школы, о которой сегодня идет речь, обязательно предполагает воспитание у учащихся осмысленного отношения к познавательной и творческой деятельности как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей. Внедрение в учебно-воспитательный процесс этнокомпонента искусствоведческой, психологической, историко-культурной направленности, расширение сети кружков и спецкурсов как раз и позволяет проявить каждому ребенку в коллективе или индивидуально свою оригинальность и неповторимость. А ведь еще в коммуне А. С. Макаренко для воспитанников организовывались конструкторские бюро и бюро изобретательства. Творчество коммунаров, как известно, развивалось в клубе «Ребусник», который был специально создан для творчески активных воспитанников. Там составлялись и решались разнообразные задачи, головоломки по всем отраслям науки и техники.
         Близки современной школе, а, в особенности школе с этнокультурным наполнением, идеи А. С. Макаренко по периодической организации спектаклей, музыкальных вечеров, литературных конференций, выставок. конкурсов, олимпиад… Без подобной работы процессы приобщения учащихся к ценностям отечественной и мировой культуры невозможны.
         Важным звеном в этом направлении деятельности должна стать широкая и глубокая диагностика всего того, что представляет собой учащийся; информированность педагогов, что перед ними, например, сидит «учащийся – ученый», «учащийся – поет», «учащийся – музыкант», «учащийся – художник», «учащийся – изобретатель», позволит обучающим действовать строго дифференцированно и индивидуально в рамках единого классного коллектива.
         Этот фронт работы должен быть сконцентрирован в едином психологическом центре, возглавляемом профессионалом; подобная постановка решения проблемы дает возможность своевременно корректировать все нежелательные отклонения от парадигмы личностно-ориентированного образования.
         Работа, проводимая в МОУ «ТСШ № 11», как раз и направлена администрацией и научно-методическим советом по данному вектору развития.
         Сегодня время требует от школы раскрыть и развить личностный потенциал каждого ребенка, ведь он уже через несколько лет тем гражданином своей страны, от труда и собственного КПД которого будет зависеть насколько успешно решатся экономические, социальные задачи, насколько результативно внедрятся различные программы.
         Хотелось бы отметить  еще и следующее: доступная, современная, мобильная структура воспитательной модели МОУ «ТСШ № 11» основана на широком самоуправлении учителей, учащихся и родителей, а также на соуправлении последних процессами, протекающими в данной образовательной среде. Проектировка отдельных модулей воспитательной системы предполагает, прежде всего, целенаправленную, активную работу по основным воспитательным блокам:
-Я и Отечество
-Я и Общество
-Я и Культура
-Я и Здоровье
-Мир вокруг нас
-Планета знаний
-Информация и печать
-Этноразвитие школы.
Перевод воспитательной системы в такой режим функционирования требует создания оптимальных условий для совершенствования психолого-педагогического мастерства учителя, превращения его в яркую индивидуальность, обладающую собственным, неповторимым педагогическим стилем, превращение учителя в лидера, концентрирующего вокруг себя учащихся с разным образовательным уровнем, но ориентированных на общечеловеческие ценности и способных, пусть путем ступенчатого, а не мгновенного подъема, к максимальной самореализации собственного «Я», к самообразованию.
         Система и образовательная среда, спроектированная А. С. Макаренко, тоже предусматривала широкие полномочия детского самоуправления: общего собрания, собрания командиров, различных комиссий и т. д. К сожалению, нужно признать, что зачастую решение детского самоуправления являлись формально обязательными для педагогов. Железная воля учителя подчас подавляла волю самих воспитанников. Но уже то, что А. С. Макаренко, заговорил о защите прав учащихся, о возможности последних принимать решения, а не действовать по заранее известному циркуляру, делает эту модель актуальной и полезной.
         Принципиальные показатели высокого качества образовательной среды этнокультурной русской школы должна служить способность этой среды посредством представляемых возможностей обеспечивать удовлетворение всего комплекса  потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.
         Возможность проявить личную активность в рамках такой модели намного шире, чем в обычном образовательном учреждении. Учащиеся постепенно переводятся в разряд соавторов по отдельным вопросам при подготовке уроков нетрадиционного типа. Глубокое «погружение» в отдельные вопросы той или иной темы позволяет превратить нудное зазубривание учебного материала в увлекательный исследовательский процесс. Во внеурочной деятельности расширение уровня знаний должно проходить по основным аспектам:
          - формирование образовательного поля в разрезе расширения сведений по основным предметам и внедрение дополнительных учебных дисциплин, отвечающих интересам общества и личным интересам учащихся;
          - формирование образовательного поля в разрезе всестороннего развития личности на основе введения искусствоведческих курсов, функционирования кружков этнокультурного компонента;
          - формирование образовательного поля в разрезе восполнения пробелов в знаниях в рамках духовного наследия русского православия.
         В современных условиях развития многонационального и поликонфессионального Приднестровья, а также и самой России, на образовательные стандарты которой мы ориентированы ,необходимо обязательное формирование установок
         - толерантного сознания и поведения;
         - веротерпимости и миролюбия;
         -упрочения единства и дружбы народов ПМР, а также укрепление связей с Россией, Украиной, Молдовой;
         - укрепление семьи и преемственность поколений;
         - упрочение социального и межэтнического мира;
         -усиление солидарности и взаимопомощи в создании лучшего будущего для молодежи;
Следовательно, основными целями, которые преследует этнокультурное образование, и в частности коллектив МОУ «ТСШ № 11», являются:
         - восстановление преемственности в восприятии и освоении национальной русской культуры;
         - формирование установок толерантного сознания;
         - воспитание патриотизма;
         - профилактика экстремизма;
         - духовно-нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие;
         Подобный подход к решению острых проблем, стоящих сегодня перед образованием, позволяет путем привлечения лучшего опыта прошлого, к примеру, опыта А. С. Макаренко, построить школу, направленную на возрождение основных ценностных ориентиров, реализующую идею гуманитарной педагогики, позволяющую обеспечивать полную адаптацию выпускника школы в сложном и подчас противоречивом мире взрослой жизни.
         В последнее десятилетие общество утвердилось во мнении, что обученность не может гарантировать истинную воспитанность. Воспитание – это процесс, соединяющий, прежде всего словесное убеждение и трудовую практику. Слово и Дело должны соединиться, чтобы взрастить личность яркую, ответственную. Нельзя забывать и подменять когда-то сказанное И. Песталоцци: «Воспитание и только воспитание – цель школы». А. С. Макаренко предложил знаменитое «собственно воспитание» и «трудовое воспитание», затем уже появились понятия типа «воспитывающее обучение». Но, несмотря на современные различные трактовки, изыскания ученых, социальные исследования и опросы, мы должны признать, что основным инструментом воспитания должен стать труд, именно он позволит остановить духовную деградацию молодежи. Когда-то Демокрит сказал: «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель…» Ежедневный труд над самим собой, труд, позволяющий чувствовать себя свободным и независимым – вот что возвышает человека над суетностью, меркантильностью и бездуховностью. С этим нельзя не согласиться!
         В заключении хотелось бы заметить, что любое учебное заведение должно стать не придатком общества, поставляющего ему образованных людей, а явиться той базой, на которой становление человека как личности будет поставлено, безусловно, выше функциональной полезности.
         Русская традиционная школа (школа с этнокультурным наполнением), впитавшая все лучшее, что отшлифовано в течение веков педагогической наукой, как раз и призвана вырастить образованных и деятельных граждан с сформированной русской культурой  воли, мысли и организации всей жизни.
         Глядя же нынешнюю молодежь, потерявшую по вине взрослых интерес к творчеству и реальной практической работе, о которой говорил А. С. Макаренко, аттестованную и дипломированную, но совершенно забывшую о культуре своей Родины и своей собственной, молодежь, работающую на компьютерах в различных сетях, но не просвещенную в сердце, рождается убеждение в бесполезности существующего образования. Поэтому, размышляя сегодня о макаренковских традициях, о этнокультурности и поликультурности, нужно помнить главное, что любое знание приобретается не для себя лично, а для общественного блага, для увеличения Доброты, Правды и Красоты. Выпускник двадцать первого века должен знать, что он нужен жизни и что счастье и благополучие его личное и общее зависит от того, насколько он честно и ответственно относится к делу, к земле, к себе! Он должен помнить слова А. С. Макаренко, сказавшего, что «нельзя определить мои потребности, если не думать о потребностях всего общества».
         Общество  же должно верить, что школа коснется самых заветных струн в душе каждого ребенка, переступившего ее порог, пробудит добрые мысли и намерения, напомнит светлые образы подвижников славянской истории. Она просто обязана пробудить в душах юных искру интереса к блистательным страницам недавнего прошлого: своей земле, своим предкам, уникальным достижениям славянской цивилизации, к духовным богатствам народов-братьев.
         Мы не в праве забывать наше великое прошлое. Долг школы поддержать и понести далекие святые традиции отечества, веры, православия.