Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
Работа с детьми в поликультурном образовательном пространстве: диагностика трудностей.
Набенюк М.В., директор МОУ «ТСШ №11»,                  
      Отличник народного образования ПМР
 
 В многонациональном коллективе действуют носители различных культур и традиций, и не все его члены способны проявлять терпимость и тактичность, правильно воспринимать ценности культур других народов. Совместная учеба, труд, общеполезная деятельность, общение способствуют формированию у молодежи уважения к нациям и народностям, к их культурам. Задача школ поликультурной направленности нашего региона состоит в том, чтобы целенаправленно формировать нормы и эталоны общения, отражающие специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих на территории Приднестровья.                                                                             Большая работа в этом направлении проводится в рамках экспериментальной деятельности в Тираспольской средней школе №11. Педагогический коллектив нацелен на то, чтобы научить учащихся узнавать и понимать окружающий мир, воспитать у них чувства симпатии, сопереживания, солидарности, терпимости, толерантности. С этой целью содержание и формы работы наполняются современными технологиями поликультурного образования и личностно-ориентированного взаимодействия. В основу диагностики трудностей в работе с учащимися в  процессе создания поликультурного пространства в МОУ «Тираспольская средняя школа №11» положены: характеристика особенностей и возможностей поликультурного образовательного пространства школы и Приднестровья; учет результатов воспитания, уровня воспитанности учащихся, их адаптивные способности; осуществление взаимодействий семьи, школы, социума; осуществление педагогического руководства процессом адаптации и поддержки учащегося в «новом возрасте». При определении результативности работы используются единые критерии: изменения в отношении различных социальных групп населения к учащимся и к их защите и поддержке; динамика включенности всех служб поликультурного образовательного пространства в различные виды социально-педагогической деятельности; оценка морально-психологического состояния учащихся; включенность родителей в деятельность по улучшению адаптивных условий жизни в семье, школе и микрорайоне; педагогическое обеспечение адаптационного поликультурного образовательного пространства. Диагностика проблем учащихся, их личностного развития проходит   несколько этапов. На начальном этапе она осуществляется с помощью хорошо известных методов - опросов, анкет,  рейтинговых оценок, анализа результатов деятельности, наблюдений. Именно эти методики направлены на изучение системы воспитания ребенка, они позволяют констатировать формы, средства и условия педагогического воздействия на ребенка в условиях поликультурного образования.  На следующем этапе происходит углубление знаний о проблемах учащегося методом наблюдений, тестирования, проигрывания проблемных ситуаций. В дальнейшем особое внимание уделяется изучению личности учащегося посредством методов самооценки, анализа продуктов деятельности, творчества учеников. На заключительном  этапе выделяются конкретные показатели развития определенных качеств личности учащегося. Благодаря таким диагностическим процедурам  можно сделать вывод, что определение и использование критериев социально-педагогической адаптации есть сложный процесс, который во многом зависит от характера осуществляемой деятельности, а также содержания проектируемой поликультурной образовательной системы.  Объективные и субъективные противоречия обусловливают ряд трудностей социального, психологического и педагогического характера в работе с учащимися. Трудности социального характера требуют разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие учащихся, формирование их индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим реалиям, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания. Трудности психологического характера также требуют специальной кропотливой работы с ребёнком. Наблюдения,  промежуточные результаты эксперимента в МОУ «ТСШ №11» подтверждают, что многие учащиеся конфликтует со сверстниками, более половины опрошенных указывают на низкие материальные возможности семьи, особый дискомфорт испытывают учащиеся подросткового возраста в проявлении "Я"-концепции, чувстве одиночества. Трудности психологического характера определяют разработку оптимальных способов адаптации для каждого ребенка; требуют создания условий для самоидентификации каждого учащегося как представителя той или иной национальной культуры и традиций; необходимость обеспечения возможностей для равноправного диалога с этнокультурным окружением и оказания индивидуально-ориентированной психологической помощи детям в поликультурном образовательном пространстве. Основными причинами, вызывающими трудности педагогического обеспечения, поддержки и защиты учащихся в поликультурной школе являются: отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в поликультурном образовании; неумение профессионально вступать в диалог с позиции равенства культур; непрофессионализм в проведении индивидуальной диагностики, отсутствие доступных для учителей современных технологий и методов диагностики; отсутствие необходимой координации деятельности между администрацией школы, классным руководителем, учителями-предметниками и родителями учащихся в рамках интегрированного взаимодействия по оказанию поддержки и помощи ребенку.