Набенюк Марина Васильевна
23 октября 2016
Материально-техническое оснащение
процесса обучения русскому языку и литературе
Набенюк М.В.,
директор МОУ «ТСШ №11»,
учитель русского языка
и литературы 1 категории,
педстаж-20 лет,
Отличник народного образования ПМР,
руководитель-новатор
адрес МОУ ТСШ №11:
ул.К.Либкнехта №185,
тел.93582
Труд учителя многообразен, и его эффективность зависит от многих факторов. Конечно, решающее значение имеет личность педагога: его эрудиция, научные знания, обаяние, воля, педагогический такт и многое другое. Естественно большое влияние на эффективность труда оказывают и объект воспитания - учащиеся, а также особенности взаимоотношений учителя и ученика. Но, разумеется, нельзя не учитывать и условия, в которых идёт процесс обучения и воспитания. Учитель, готовясь к проведению каждого урока, всегда задумывается над тем, какой метод, приём, какие средства применить, чтобы результат был наиболее эффективным.
И каждый раз он учитывает не только цели, содержание материала, но и средства обучения, имеющие отношение к данной теме, а также условия проведения урока.
В понятие условий включается целый комплекс взаимосвязанных составных частей:
- помещение, в котором проходят учебные занятия;
- оборудование рабочих мест учителя и учащихся;
- средства оргтехники;
- специальная аппаратура ТСО для подачи информации;
- качество современных средств и учебного оборудования.
Социальный и научно-технический прогресс, многогранные потребности современного производства, изменившаяся социально-экономическая обстановка в обществе предъявляют высокие требования к народному образованию.
Наши дальнейшие успехи в повышении качества знаний тех, кто в 21 веке сидит за школьной партой, зависят от темпов НТГ, быстроты внедрения в производство его достижений и резкого повышения на этой основе качества преподавания.
Современная общеобразовательная школа призвана вооружать подрастающее поколение глубокими и прочными знаниями основ наук и умением самостоятельно пополнять их, воспитывать высокое чувство патриотизма, активную жизненную позицию, формировать культуру. Школа должна активно проводить работу по профориентации, готовить учащихся к сознательному выбору профессии. Модернизация содержания школьного образования и воспитания ныне включает не только систему знаний, умений и навыков, но и вооружает учащихся умением самостоятельно с наименьшими затратами сил и времени добывать знания, овладевать рациональными методами и приемами самостоятельной учёбы и умственной деятельности. Научно-техническая революция позволила и процесс преподавания в школе перевести на совершенно иной уровень. Оснащение современной школы даёт возможность быстро и качественно добиваться результата. Во многих общеобразовательных учебных заведениях лингафонные устройства, разнообразные проекторы, радиоузлы, музыкальная аппаратура, Интернет помогают внедрять новые технологии обучения и воспитания. Так, например, в МОУ «Тираспольская средняя школа №11»,которая является республиканской экспериментальной площадкой по проблеме «Поликультурность как средство инновационного развития общеобразовательной школы», новое содержание образования, применение новых методов и современных средств обучения выдвинули на первое место. Новые требования к труду учителя и к учебному труду школьников вызвало к жизни новые требования к условиям их труда и материально-техническому оснащению учебно-воспитательного процесса.
Учебный труд школьника - сложный и многогранный процесс. В настоящее время с каждым днём количество информации возрастает. Ученик должен не только освоить материал, предусмотренный программой, но и научиться работать, самостоятельно пополнять знания. Из всего многообразия информации он должен уметь выбирать главное. Новые программы, ориентированные на российские стандарты, которые используются педагогами Приднестровья, имеют большую практическую направленность. Следовательно, изменилась и деятельность ученика на уроке. Если ранее он в основном пассивно воспринимал изложение учителя, то в настоящее время он - активное действующее лицо, подчас даже соавтор учителя в учебном процессе.
Значительно изменился и труд учителя. Так, в МОУ «ТСШ №11» от обучения, рассчитанного больше на запоминание, учителя начальных классов одними из первых перешли к развивающему, дифференцированному, личностно-ориентированному обучению. В их распоряжении в настоящий момент находится достаточный арсенал современных средств обучения и учебного оборудования. Многолетний опыт неопровержимо доказал эффективность комплексного применения учебных средств. Но для производительного труда педагога нужны определённые условия и благоприятная среда. Такие оптимальные условия создаются сегодня и в учебных кабинетах нового поколения в данной школе. В течение уже многих лет учащиеся начального звена (1-4 классы) школы занимаются в специально оборудованных учебных помещениях, а учащиеся 5-11 классов - в учебных кабинетах. Выделенные помещения для занятий учащихся начального звена (1-4 классов) оборудуются под многопредметные кабинеты для каждого класса. При оборудовании такого кабинета для 1-4 классов, прежде всего, учитывается то, что занятия по всем учебным дисциплинам будут проводиться в одном кабинете. Для занятий учащихся 1-4 классов по труду должны создаваться отдельные рабочие кабинеты, а уроки музыки и изобразительного искусства, физического воспитания проводятся в специальных помещениях.
Многолетний опыт работы школ и результаты научных исследований позволили сформулировать основные требования к материально-техническому оснащению учебных кабинетов.
Современное оснащение учебно-воспитательного процесса должно обеспечить такие условия, которые позволят осуществить:
- научность преподавания;
- тесную связь преподавания с практикой и современной действительностью;
- наглядность;
- единство теории и практики;
- всестороннее развитие личности учащегося;
- повышение воспитывающей функции общеобразовательной школы.
- создавать учителю и учащимся оптимальные условия для повышения качества увп;
- позволить учителю применять наиболее эффективные методы и приёмы работы на уроке и во внеклассной работе;
- способствовать эффективному использованию учебного оборудования и ТСО.
- оптимально организовать рабочее место учителя и учащихся;
- обеспечить возможность всех функциональных действий во время урока;
- создать благоприятные условия для учебного процесса по данному предмету с целью применения разнообразных методов и приёмов;
- создать оптимальные условия для использования средств обучения учителем и учащимися;
- обеспечить здоровую среду для занятий;
- обеспечить надёжность и долговечность используемого оборудования;
- добиться рационального использования учебной площади школы.
В состав средств обучения и учебного оборудования, которые должны способствовать повышению качества знаний по русскому языку и литературе в начальной школе, должны входить:
- схемы, альбомы, дидактический материал, портреты, таблицы, карты;
- аудиовизуальные средства: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, грамзаписи, магнитозаписи ;
- компьютерное обеспечение ( например, коллекция дисков по русскому языку и литературе для получения информации через компьютер);
- аппаратура технических средств обучения.
Поэтому, создавая и совершенствуя систему материальных средств, разработчикам подобных перечней нужно помнить, что жизнь меняется ежедневно. Школа должна постоянно идти в ногу со временем, выпускать из своих стен юношей и девушек, усвоивших научные знания, получивших достойное воспитание, способных творчески мыслить, сознательно применять свои знания в практической работе.
Состав современных средств обучения определяется целями, содержанием обучения и воспитания и дидактическими возможностями. Поэтому при создании современной системы средств обучения и учебного оборудования для приобретения знаний по русскому языку и литературе в начальном звене общеобразовательной школы исходят из таких основных положений: соответствие средств обучения новому содержанию образования; новым дидактическим требованиям организации учебно-воспитательного процесса; новейшим достижениям в области науки, техники
В основе новой системы средств обучения для средней общеобразовательной школы лежит основополагающий принцип комплексного применения средств обучения. Это вытекает из важного принципа дидактики, заключающегося в том, что в учебном процессе в начальной школе, по мере возможности, должны принимать участие как можно больше органов чувств; не только зрение, но и слух, осязание.
Новая система средств обучения учитывает специфические, дидактические свойства каждого из видов средств. В настоящий момент нужно отметить, что новое содержание характеризуется не только введением новых, ранее не изучавшихся вопросов, но и новым подходом в изложении и трактовке традиционного материала.
Поэтому на первый план было выдвинуто создание новых комплексов материально-технического оснащения для изучения новых разделов и тем.
В обобщённом виде основные требования к каждому новому средству обучения и учебному оборудованию заключаются в следующем:
- Дидактические. Соответствие объема и глубины передаваемой информации новым учебным программам и учебникам. Средства обучения должны стимулировать познавательные действия учащихся, развивать мышление, формировать логику ученика; содействовать изучению наиболее сложных тем учебной программы.
- Методические. Средства обучения должны помогать учителю применять эффективные методы и приемы работы.
- Эргономические. Приспособленность средств обучения и учебного оборудования к труду учителя и учащихся (доступность, наглядность, комплектность, простота, удобство пользования, надежность функционирования).
- Эстетические. Красота конструкции, отделки, цветового решения и т.д.
- Технические. Применение современных материалов и технологических процессов производства, соблюдение заданных научных и научно-педагогических параметров; обеспечение надежности, долговечности и безопасности использования.
- Экономические. Низкая себестоимость и отпускная цена.
- оборудование кабинета должно соответствовать специфике деятельности учителя и учащихся по овладению программами начальной школы по русскому языку и литературе.
- кабинет должен быть комплектным, т. е. в него должно включаться общее и специальное оборудование.
- все оборудование кабинета должно быть простым в обращении, безотказным в работе, экономически доступным школе, приятным в эстетическом отношении.
- в кабинете необходимо создать оптимальные условия для применения современных методов и использования всех средств обучения.
- каждый кабинет оборудуется специальным гарнитуром школьной мебели. При этом следует исходить из расчета принятого в настоящее время числа учащихся в классе (25 чел.).
- все оборудование кабинета должно быть в постоянной готовности к работе.
- при условии, когда аппаратура технических средств устанавливается стационарно, электрооборудование монтируется в соответствии с требованиями техники безопасности, надежно, с учетом возможности дополнительного расширения технической базы.
- оборудование кабинета должно отвечать требованиям школьной гигиены и техники безопасности.
— мебелью, досками и предметами оргтехники;
— полным комплектом учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по данному учебному предмету в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования
— комплектом аппаратуры технических средств обучения, соответствующим специфике преподавания данного учебного предмета (в частности, русского языка и литературы), приспособлениями для их использования (экраном, системой зашторивания, подставками под аппаратуру, пультами дистанционного управления); картотеками аудиовизуальных средств, программами учебных телепередач и устройствами для их приема.
— общественно-политической, справочно-информационной, научно-популярной и художественной литературой, журналами и газетами, учебниками, сборниками задач и упражнений, руководствами для практических заданий и прочим, в соответствии со спецификой русского языка и литературы;
— картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы;
— картотекой с заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведения контрольных работ и т. д.
— комплектом учебно-методических пособий;
— краеведческими материалами;
— набором лучших письменных и других работ, выполненных учениками;
— инструментами и материалами для ремонта и изготовления пособий;
— пособиями, изготовленными учащимися, родителями;
— противопожарным инвентарем и аптечкой
— инструкциями по технике безопасности;
— инвентарной книгой с указанием всего имеющегося в кабинетах учебного оборудования.
Учебные помещения начальных классов оснащаются обязательно играми и игрушками.
В учебном кабинете необходимо иметь разнообразный дидактический материал по русскому языку и литературе:
а) карточки для самостоятельных и групповых занятий;
б) набор текстов контрольных работ по темам в нескольких вариантах;
в) карточки индивидуальных занятий для устных и письменных ответов;
г) письменные работы учащихся (сочинения, рисунки и пр.).
В кабинете все учебные пособия и литература должны быть каталогизированы. Картотека учебных пособий и литературы может состоять из разделов:
1. Учителю к программам.
2. Что читать учащимся по программам.
3. Методическая литература (общая).
4. Общественно-политическая литература (общая).
5. Архив.
Картотека позволяет организовать:
— НОТ в работе учителя и учащихся (при подготовке к уроку, мероприятию);
— систематизацию средств обучения (правильное тематическое планирование, пополнение учебно-материальной базы кабинета в соответствии с программой, выбор эффективного дидактического материала к уроку и т. д.);
— развитие навыков и умений учащихся (составление и оформление библиографии, умение работать с картотекой и вести личную картотеку дома с помощью родителей).