Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
 
Материально-техническое оснащение
процесса обучения русскому языку и литературе
 
                                                                                       Набенюк М.В.,                                                                                                                         
                                                                                                     директор МОУ «ТСШ №11»,
                                                                                                     учитель русского языка
                                                                                                     и литературы 1 категории,
                                                                                                     педстаж-20 лет,
                                                                                             Отличник народного образования ПМР,
                                                                                             руководитель-новатор
                                                                                                                         адрес МОУ ТСШ №11:
                                                                                                                          ул.К.Либкнехта  №185,
                                                                                                                          тел.93582
 
  Труд учителя многообразен, и его эффективность зависит от многих факторов. Конечно, решающее значение имеет личность педагога: его эрудиция, научные знания, обаяние, воля, педагогический такт и многое другое. Естественно большое влияние на эффективность труда оказывают и объект воспитания - учащиеся, а также особенности взаимоотношений учителя и ученика. Но, разумеется, нельзя не учитывать и условия, в которых идёт процесс обучения и воспитания. Учитель, готовясь к проведению каждого урока, всегда задумывается над тем, какой метод, приём, какие средства применить, чтобы результат был наиболее эффективным.
     И каждый раз он учитывает не только цели, содержание материала, но и средства обучения, имеющие отношение к данной теме, а также условия проведения урока.
     В понятие условий включается целый комплекс взаимосвязанных составных частей:
  • помещение, в котором проходят учебные занятия;
  • оборудование рабочих мест учителя и учащихся;
  • средства оргтехники;
  • специальная аппаратура ТСО для подачи информации;
  • качество современных средств и учебного оборудования.
От правильной разработки и создания оптимальных условий в каждой школе каждому учителю и учащимся в определенной мере зависит результативность всего учебно-воспитательного процесса.
      Социальный и научно-технический прогресс, многогранные потребности современного производства, изменившаяся социально-экономическая обстановка  в обществе предъявляют высокие требования к народному образованию.
       Наши дальнейшие успехи в повышении качества знаний тех, кто в 21 веке сидит за школьной партой, зависят  от темпов НТГ, быстроты внедрения в производство его достижений и резкого повышения на этой основе качества преподавания.
       Современная общеобразовательная школа призвана вооружать подрастающее поколение глубокими и прочными знаниями основ наук и умением самостоятельно пополнять их, воспитывать высокое чувство патриотизма, активную жизненную позицию, формировать культуру. Школа должна активно проводить работу по профориентации, готовить учащихся к сознательному выбору профессии. Модернизация  содержания школьного образования  и воспитания ныне включает не только систему знаний, умений и навыков, но и вооружает учащихся умением самостоятельно с наименьшими затратами сил и времени добывать знания, овладевать рациональными методами и приемами самостоятельной учёбы и умственной деятельности. Научно-техническая революция позволила и процесс преподавания в школе перевести на совершенно иной уровень. Оснащение  современной школы даёт возможность быстро и качественно добиваться результата. Во многих общеобразовательных учебных заведениях лингафонные устройства, разнообразные проекторы, радиоузлы, музыкальная аппаратура, Интернет помогают внедрять новые технологии обучения и воспитания. Так, например, в МОУ «Тираспольская средняя школа №11»,которая является республиканской экспериментальной площадкой  по проблеме  «Поликультурность как средство инновационного развития общеобразовательной школы», новое содержание образования, применение новых методов и современных средств обучения выдвинули на первое место. Новые требования к труду учителя и к учебному труду школьников вызвало к жизни новые требования к условиям их труда и материально-техническому оснащению учебно-воспитательного процесса.
       Учебный труд школьника - сложный и многогранный процесс. В настоящее время с каждым днём количество информации возрастает. Ученик должен не только освоить материал, предусмотренный программой, но и научиться работать, самостоятельно пополнять знания. Из всего многообразия информации он должен уметь выбирать главное. Новые программы, ориентированные на российские стандарты, которые используются педагогами Приднестровья, имеют большую практическую направленность. Следовательно, изменилась  и деятельность ученика на уроке. Если ранее он в основном пассивно воспринимал изложение учителя, то в настоящее время он - активное действующее лицо, подчас даже соавтор учителя в учебном процессе.
      Значительно изменился и труд учителя. Так, в МОУ «ТСШ №11» от обучения, рассчитанного больше на запоминание, учителя начальных классов одними из первых перешли к развивающему, дифференцированному, личностно-ориентированному обучению. В их распоряжении  в настоящий момент находится достаточный арсенал современных средств обучения и учебного оборудования. Многолетний опыт неопровержимо доказал эффективность комплексного применения учебных средств. Но для производительного труда педагога нужны определённые условия и благоприятная среда. Такие  оптимальные условия создаются сегодня и в учебных кабинетах нового поколения в данной школе. В течение уже многих лет учащиеся начального звена (1-4 классы) школы занимаются в специально оборудованных учебных помещениях, а учащиеся 5-11 классов - в учебных кабинетах. Выделенные помещения для занятий учащихся начального звена (1-4 классов) оборудуются под многопредметные кабинеты для каждого класса. При оборудовании такого кабинета для 1-4 классов, прежде всего, учитывается то, что занятия по всем учебным дисциплинам будут проводиться в одном кабинете. Для занятий учащихся 1-4 классов по труду должны создаваться отдельные рабочие кабинеты, а уроки музыки и изобразительного искусства, физического воспитания проводятся в специальных помещениях.
            Многолетний опыт работы школ и результаты научных исследований позволили сформулировать основные требования к материально-техническому оснащению учебных кабинетов.
Современное оснащение учебно-воспитательного процесса должно обеспечить такие условия, которые позволят осуществить:
  • научность преподавания;
  • тесную связь преподавания с практикой и современной действительностью;
  • наглядность;
  • единство теории  и практики;
  • всестороннее развитие личности учащегося;
  • повышение воспитывающей функции общеобразовательной школы.
Эти дидактические принципы в целом должны:
  1. создавать учителю и учащимся оптимальные условия для повышения качества увп;
  2. позволить учителю применять наиболее эффективные методы и приёмы работы на уроке и во внеклассной работе;
  3. способствовать эффективному использованию учебного оборудования и ТСО.
Поэтому  при оборудовании кабинета в начальной школе необходимо учитывать педагогические требования, требования научной организации труда, обеспечить эргономический подход. В соответствии с этими требованиями необходимо при изучении русского языка и литературы:
  1. оптимально организовать рабочее место учителя и учащихся;
  2. обеспечить возможность всех функциональных действий во время урока;
  3. создать благоприятные условия для учебного процесса по данному предмету с целью применения разнообразных методов и приёмов;
  4. создать оптимальные условия для использования средств обучения учителем и учащимися;
  5. обеспечить здоровую среду для занятий;
  6. обеспечить надёжность и долговечность используемого оборудования;
  7. добиться рационального использования учебной площади школы.
Разумеется, обязательно должны учитываться и соблюдаться гигиенические и эстетические требования, а также требования техники безопасности.
В состав средств обучения и учебного оборудования, которые должны способствовать повышению качества знаний по русскому языку и литературе в начальной школе, должны  входить:
  1. схемы, альбомы, дидактический материал, портреты, таблицы, карты;
  2. аудиовизуальные средства: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, грамзаписи, магнитозаписи ;
  3. компьютерное обеспечение ( например, коллекция дисков по русскому языку и литературе для получения  информации через компьютер);
  4. аппаратура технических средств обучения.
Средства обучения, которые учитель использует для познавательной деятельности учащихся в урочной работе, определены «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательной школы». К сожалению, приходится констатировать, что он очень быстро  морально устаревает.
Поэтому, создавая и совершенствуя систему материальных средств, разработчикам подобных перечней нужно помнить, что жизнь меняется ежедневно. Школа должна постоянно идти в ногу со временем, выпускать из своих стен юношей и девушек, усвоивших научные знания, получивших достойное воспитание, способных творчески мыслить, сознательно применять свои знания в практической работе.
Состав современных средств обучения определяется целями, содержанием обучения и воспитания и дидактическими возможностями. Поэтому при создании современной системы средств обучения и учебного оборудования для приобретения знаний по русскому языку и литературе в начальном звене общеобразовательной школы исходят из таких основных положений: соответствие средств обучения новому содержанию образования; новым дидактическим требованиям организации учебно-воспитательного процесса; новейшим достижениям в области науки, техники
В основе новой системы средств обучения для средней общеобразовательной школы лежит основополагающий принцип комплексного применения средств обучения. Это вытекает из важного принципа дидактики, заключающегося в том, что в учебном процессе в начальной школе, по мере возможности, должны принимать участие как можно больше органов чувств; не только зрение, но и слух, осязание.
Новая система средств обучения учитывает специфические, дидактические свойства каждого из видов средств. В настоящий момент нужно отметить, что новое содержание характеризуется не только введением новых, ранее не изучавшихся вопросов, но и новым подходом в изложении и трактовке традиционного материала.
Поэтому на первый план было выдвинуто создание новых комплексов материально-технического оснащения для изучения новых разделов и тем.
В обобщённом виде основные требования к каждому новому средству обучения и учебному оборудованию заключаются в следующем:
  1. Дидактические. Соответствие объема и глубины передаваемой информации новым учебным программам и учебникам. Средства обучения должны стимулировать познавательные действия учащихся, развивать мышление, формировать логику ученика; содействовать изучению наиболее сложных тем учебной программы.
  2. Методические. Средства обучения должны помогать учителю применять эффективные методы и приемы работы.
  3. Эргономические. Приспособленность средств обучения и учебного оборудования к труду учителя и учащихся (доступность, наглядность, комплектность, простота, удобство пользования, надежность функционирования).
  4. Эстетические. Красота конструкции, отделки, цветового решения и т.д.
  5. Технические. Применение современных материалов и технологических процессов производства, соблюдение заданных научных и научно-педагогических параметров; обеспечение надежности, долговечности и безопасности использования. 
  6. Экономические. Низкая себестоимость и отпускная цена.
Немало интересных предложений  по материально- техническому оснащению вносится и учителя – практиками, которые указывают на то, что
  1. оборудование кабинета должно соответствовать специфике деятельности учителя и учащихся по овладению программами начальной школы по русскому языку и литературе.
  1. кабинет должен быть комплектным, т. е. в него должно включаться общее и специальное оборудование.
  2. все оборудование кабинета должно быть простым в обращении, безотказным в работе, экономически доступным школе, приятным в эстетическом отношении.
  3.  в кабинете  необходимо  создать  оптимальные  условия  для применения современных методов  и   использования   всех   средств обучения.
  4. каждый    кабинет    оборудуется    специальным    гарнитуром школьной мебели. При этом следует исходить из расчета принятого в настоящее время   числа   учащихся   в   классе  (25 чел.).
  5. все оборудование кабинета должно быть в постоянной готовности к работе.
  6. при условии, когда аппаратура технических средств устанавливается  стационарно, электрооборудование  монтируется  в соответствии с требованиями техники безопасности, надежно, с учетом возможности дополнительного расширения технической базы.
  7. оборудование    кабинета    должно    отвечать    требованиям школьной гигиены и техники безопасности.
Для создания оптимальных условий каждый учебный кабинет оснащается:
—  мебелью, досками и предметами оргтехники;
—  полным комплектом учебно-наглядных   пособий   и  учебного оборудования   по данному   учебному   предмету  в  соответствии   с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного  оборудования
—  комплектом аппаратуры технических средств обучения, соответствующим специфике преподавания данного учебного предмета (в частности, русского языка и литературы), приспособлениями для их  использования   (экраном, системой зашторивания, подставками  под аппаратуру, пультами дистанционного управления); картотеками аудиовизуальных средств, программами учебных телепередач и устройствами для их приема.
—  общественно-политической,  справочно-информационной,   научно-популярной и художественной литературой, журналами и газетами, учебниками, сборниками задач и упражнений, руководствами для практических заданий и прочим, в соответствии со спецификой русского языка и литературы;
—  картотекой учебного  оборудования   для   изучения   каждого вопроса программы;
—  картотекой с заданиями для осуществления индивидуального  подхода при обучении,  организации  самостоятельных работ   и упражнений учащихся, проведения контрольных работ и т. д.
—  комплектом учебно-методических пособий;
—  краеведческими материалами;
—  набором лучших письменных и других работ, выполненных учениками;
—  инструментами и материалами для ремонта и изготовления пособий;
—  пособиями, изготовленными учащимися, родителями;
—  противопожарным инвентарем  и аптечкой 
—  инструкциями по технике безопасности;
—  инвентарной   книгой  с  указанием   всего  имеющегося в кабинетах учебного оборудования.
Учебные помещения начальных классов оснащаются  обязательно играми и игрушками.
В учебном кабинете необходимо иметь разнообразный дидактический материал по  русскому языку и литературе:
а)   карточки для самостоятельных и групповых занятий;
б)   набор текстов контрольных работ по темам в нескольких вариантах;
в)   карточки  индивидуальных  занятий для  устных  и  письменных ответов;
г)   письменные  работы  учащихся (сочинения, рисунки и пр.).
В кабинете все учебные пособия и литература должны быть каталогизированы. Картотека учебных пособий и литературы может состоять из разделов:
1.  Учителю к программам.
2.  Что читать учащимся по программам.
3.  Методическая литература (общая).
4.  Общественно-политическая литература (общая).
5.  Архив.
Картотека позволяет организовать:
—  НОТ в работе учителя и учащихся  (при подготовке к уроку, мероприятию);
—  систематизацию средств обучения (правильное тематическое планирование, пополнение учебно-материальной базы кабинета  в соответствии  с  программой,  выбор эффективного дидактического материала к уроку и т. д.);
—  развитие навыков и умений учащихся (составление и оформление библиографии, умение работать с картотекой и вести личную картотеку дома с помощью родителей).