Набенюк Марина Васильевна 23 октября 2016
 
Общественная организация «Союз русских общин Приднестровья»
 
 
Республиканский молодежный конкурс
творческих работ
« России верные сыны»
 
 
 
КОНКУРСНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
 
 
 
 
«Первая Мировая война в истории России»
 
  
 
 
 
автор:
Пелымская Татьяна,
11-а класс МОУ
 « Тираспольская
 средняя школа №11»
руководитель: Набенюк М.В.,
учитель русского языка ВК
 МОУ « ТСШ№11»
 
 
 
 
 
 
 
 
Тирасполь -2014
 
Долгие годы мне приходилось слышать о  том, что наступит момент, когда нужно будет задуматься о профессии, которую предстоит выбрать, выбрать так, чтобы она стала делом жизни. Сейчас точно знаю, что хотела бы в будущем заниматься историей. Индейская мудрость гласит: «В истинном смысле живет только тот, кто распространяет вокруг себя жизнь; начинять собственное брюхо – заслуга не велика: на это способна и ворона».
По-моему, история стоит того, чтобы ее изучать. Что может дать эта профессия людям? Какие цели должен перед собой ставить историк, живущий в XXI столетии? Какими чертами характера нужно обладать, выбирая этот путь? Вопросов много, но я убеждена, что со временем  найду на них правильные ответы.
Сегодня же мой профессиональный выбор – это осуществление мечты, и еще я точно знаю, что самой прекрасной целью любой работы является необходимость оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы.
Многие мои сверстники выбирают сейчас профессию юриста, банкира, экономиста, а специальности историков, филологов, педагогов стали не очень популярными. Многие хотят заработать сразу большое количество денег, я тоже хочу быть состоятельным человеком, однако выбираю иной путь, потому что уверена: не зная прошлого, нельзя построить будущее.
Ошибка многих наших политиков состоит как раз в том, что они не развивают  в достаточной мере науку, не финансируют экспедиции, помогающие разгадать неизведанное. Многие считают, что история – наука скучная, даже мертвая. Но это не так! Это, по-моему, не только прошлое, это настоящее. Мне, наверное, повезло в том, что я живу именно сейчас, когда мир коренным образом меняется. Совсем недавно был СССР, а теперь формируется новая политическая карта мира, и огромную роль в этом процессе должны сыграть не только политики, но и люди моей  будущей профессии. Ведь до сих пор у нас не было подлинной истории Отечества, такой, например, как   изучал Н.М.Карамзин.
Наши учебники – сплошные белые листы, и задача новых исследователей состоит в том, чтобы на этих листах был написан правдивый и честный рассказ, чтобы не искажались цифры, не умалчивались имена, а главное, чтобы не лгали. Эта работа, безусловно, требует терпения и времени, мужества и ясности ума, нравственной чистоты и широты взглядов.
Глядя в историю, словно в зеркало, мы должны стараться изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях она рассказывает. Великие Геродот, Плутарх, Ливий  были людьми глубоко нравственными, они служили Истине. Я тоже хочу быть достойной и заслужить уважение своих потомков. Мне очень нравится читать исторические труды Е.В.Тарле. Сколько чувств вызывают его «Наполеон», «Крымская война», «1812 год», «Нашествие Наполеона на Россию»! Да, о своей  будущей профессии я задумалась, когда читала различные удивительные исторические романы Е.Федорова «Каменный пояс», В.Яна «Чингисхан». Погружаясь мысленно в события минувших веков, я задумалась о том, как это здорово – знать историю своего народа, ведь еще Цицерон говорил: «История – наставница жизни».
Я не могу понять, почему происходит сейчас деградация личности? По–моему, просто люди перестали читать, а, следовательно, и  мыслить?!
Великие Спартак, Батый, Македонский, Наполеон, Суворов, Кутузов должны служить нам путеводной звездой. Изучая их деяния, мы должны решить, кем нам быть: Спартаком-освободителем или Батыем-завоевателем? Осуществить правильный нравственный выбор должна помочь нам совесть.
Я надеюсь, что моя профессия поможет мне сделать нашу жизнь достаточной, поможет преодолевать житейские невзгоды, научит не быть равнодушной к людям!
Н.М.Карамзин писал: «Историк напоминает деяния… Картины его полезны для всех веков, для всех народов, для всех состояний; злодей трепещет от его пера, и нередко обращается на путь добродетели».
Давайте же совместно напишем историю Отечества, за которую нам не будет стыдно, которой наши потомки будут гордиться!
В этом году  отмечается 100-летие со времени начала  1 мировой войны.100 лет! Это много или мало? Для истории - миг, для  людей, чьи предки принимали в ней участие,- огромный жизненный отрезок, для участников - трагедия, ибо миллионы  из них погибли…
Сейчас  некоторые из нас уже не помнят  точные события Великой Отечественной, забывая какие-то конкретные факты, цифры, фамилии. Хотя все мы понимаем, что это была самая кровопролитная из всех войн на планете, забыть нам её нельзя, но… время неумолимо бежит вперед…Первая мировая война - «забытая война»… Но разве можно забыть?
 
слайд слайд
слайд слайд
 
После окончания 1 мировой войны (28 июля 1914 — 11 ноября 1918)стерлись же навсегда многие её страницы из памяти людской? Поэтому сейчас  мне и хочется вспомнить и напомнить, как это было…
Поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство. В результате войны прекратили своё существование четыре империиРоссийскаяАвстро-Венгерская, Османская  и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли более 10 миллионов человек убитыми солдат, около 12 миллионов убитыми мирных жителей, около 55 миллионов были ранены.
Сначала война охватила 8 государств Европы: Германию и Австро-Венгрию, с одной стороны, Великобританию, Францию, Россию, Бельгию, Сербию и Черногорию — с другой. Позднее в неё было вовлечено большинство стран мира. Всего в войне участвовали на стороне австро-германского блока 4 государства, на стороне Антанты 34 государства (включая 4 британских доминиона и колонию Индию, подписавших Версальский мирный договор 1919). По своему характеру война была захватнической и несправедливой с обеих сторон; лишь в Бельгии, Сербии, Черногории она включала элементы национально-освободительной войны. В развязывании войны участвовали империалисты всех стран, но главным виновником её являлась буржуазия Германии, начавшая эту войну, как писал В.Ленин, в  "... наиболее удобный, с ее точки зрения, момент для войны, используя свои последние усовершенствования в военной технике и предупреждая новые вооружения, уже намеченные и предрешенные Россией и Францией"
       
Размышляя об итогах первой мировой, позволю напомнить некоторые из них. Она закончилась поражением Германии и её союзников. После заключения Компьенского перемирия державы-победительницы приступили к разработке планов послевоенного "урегулирования". Парижская мирная конференция 1919—20 подготовила договоры с побежденными странами. Были подписаны: Версальский мирный договор 1919 с Германией (28 июня), Сен-Жерменский мирный договор 1919 с Австрией (10 сентября), Нёйиский мирный договор 1919 с Болгарией (27 ноября), Трианонский мирный договор 1920 с Венгрией (4 июня), Севрский мирный договор 1920 с Турцией (10 августа). Конференция приняла решение об учреждении Лиги Наций и одобрила её устав, который вошёл составной частью в мирные договоры. Германия и её бывшие союзники были лишены значительных территорий, принуждены платить большие репарации, существенно ограничить свои вооруженные силы. Послевоенное мирное "урегулирование" в интересах империалистических держав-победительниц завершила Вашингтонская конференция 1921—22. Договоры с Германией и её бывшими союзниками и соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции, составили так называемую Версальско-Вашингтонскую систему устройства мира. Являясь результатом компромиссов и сделок, она не только не устранила противоречий между империалистическими державами, но значительно усилила их. "Теперь, после этой „мирной" эпохи мы получили чудовищное обострение гнета, мы видим возвращение к гнету колониальному и военному еще более худшему, чем прежде" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 217). Между империалистическими державами началась борьба за новый передел мира; империалисты готовились к новой мировой войне.
 В результате участия в военных действиях в России было мобилизовано в вооруженные силы около 16 млн. чел., т. е. свыше 1/3 всех мобилизованных Антантой и её союзниками. В июне 1917 из 521 дивизии, которыми располагала Антанта, 288 (55,3%) были русскими.
Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, показав решающую роль экономики в ходе вооруженной борьбы. Русская армия, например, за 1914—17 потребила (в округлённых цифрах) 9,64 млн. т муки, 1,4 млн. т крупы, 8,74 млн. т мяса, 0,51 млн. т жиров, 11,27 млн. т фуражного овса и ячменя и 19,6 млн. т сена общей стоимостью (по ценам 1913) в 2 млрд. 473,7 млн. руб. На фронт было отправлено 5 млн. полушубков и бушлатов, 38,4 млн. фуфаек и телогреек, свыше 75 млн. пар нижнего белья, 86,1 млн. пар сапог и ботинок, 6,6 млн. валенок и т. д.
          Такого количества вооружения и предметов материального обеспечения не могли произвести только военные предприятия; происходила мобилизация промышленности — массовое переключение заводов и фабрик, выпускавших народно-хозяйственные товары, на производство военной продукции. В 1917 на нужды войны работало в России 76% рабочих. Россия вынуждена была заказывать вооружение, боеприпасы, обмундирование, промышленное оборудование, паровозы, уголь и некоторые виды стратегического сырья в США, Великобритании, Франции, Швеции, Японии и др. странах. Однако за годы войны русская армия получила от этих стран лишь незначительную долю от общей потребности в вооружении и боеприпасах: винтовок 30%, винтовочных патронов менее 1%, орудий разных калибров 23%, снарядов к ним 20%.Наибольшие потери понесли Германия, Россия, Франция и Австро-Венгрия (66,6% всех потерь). На долю США приходилось всего 1,2% общих потерь. От воздействия разных видов боевых средств погибло много мирного населения (обобщённых данных нет). Голод и другие бедствия, вызванные войной, привели к росту смертности и снижению рождаемости в России. Убыль населения по этим причинам только в 12 воевавших государствах составила свыше 20 млн. чел., в том числе в России 5 млн. чел., в Австро-Венгрии 4,4 млн. чел., в Германии 4,2 млн. чел. Безработица, инфляция, рост налогов, повышение цен — всё это обострило нужду, нищету, крайнюю необеспеченность подавляющего большинства населения России. В результате войны выиграли только капиталисты.        Не выдержала испытаний мировой войны и российская монархия. Она была сметена в течение нескольких дней бурей Февральской революции. Причинами падения монархии являются хаос в стране, кризис в экономике, политике, противоречия монархии с широкими слоями общества. Катализатором всех этих негативных процессов стало разорительное участие России в Первой мировой войне. Во многом из-за неспособности Временного правительства решения проблемы достижения мира для России произошёл Октябрьский переворот. Советская власть смогла вывести Россию из мировой войны, но лишь ценой значительных территориальных уступок. Таким образом, стоявшие в 1914 году перед Россией задачи расширения территории и сфер влияния Российской империи не были выполнены. Размышляя сегодня об итогах войны для России, безусловно, можно отметить, что она стала великим бедствием, изменившим некогда мощное государство. Мир изменился и в политическом отношении, и в социальном, изменились стиль и качество жизни. Все эти моменты, воздействовав на человеческое восприятие жизни, заставляли по- новому смотреть на мир. Война покончила с историческим оптимизмом 19 века. Это была первая война, в которой воевали не профессионалы, а люди, призванные в армию, "солдатская мacca", то есть те люди, которые еще вчера были рабочими, клерками, такого не было раньше. Изменился сам характер войны, способ ее ведения. Раньше войны велись "кампаниями", зимой отдыхали, летом воевали, причем воевали профессионалы. I мировая война- это первая и последняя позиционная война. В течение четырех лет Европа была перерезана линией фронта. Понятие "солдатская масса" становится очень значимым, знаковым, имеет под собой очень конкретные основания. Кончилось время парадных форм, введена была форма хаки, чтобы сливаться с землей. Масса- это "пушечное мясо", именно в эти годы появляется это определение. Кончается эпоха сражений "глаза в глаза", смерть приходит неизвестно откуда. Это был удар по гуманизму, по идее, что человек это мера всех вещей.
          Сейчас мало кто знает из моих сверстников о том, что тогда происходило, какую цену заплатило государство за участие в этой « забытой войне». Черпать информацию мы можем только из исторических документов и художественной литературы. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте писал: « Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас». Потомки  тех, кто шагнул в окопы первой мировой, написали немало книг, в частности мы можем узнать интересную  информацию из произведений A.Уткина "Забытая трагедия", Б. Такмана "Первый блицкриг",Н. Грекова "Русская контрразведка в 1905-1917 гг.", Т. Лоуренса "Семь столпов мудрости",Коленковского А.К. "Дарданелльская операция".Позволю сделать несколько замечаний и на этот счет.
          Тема I мировой войны получала отражение в романах как предмет исследования и оказала существенной воздействие на художников, стимулировала поиск иных художественных средств при разговоре о мире, о смысле жизни, о человеке. Писатели пытались дать ответы на вопросы, которые мучили их современников: почему эти ужасы возможны, что с ними можно делать. Одна часть произведений о войне пишется теми, кто на этой войне сам не воевал по возрасту, это Роллан, Т. Мани, Голсуорси, они создают достаточно отстраненные повествования. 
Вторая группа произведений это произведения писателей, чья жизнь писателя началась с войны, это ее непосредственные участники, люди, пришедшие в литературу, чтобы передать при помощи художественного произведения свой личный жизненный опыт, рассказать жизненном военном опыте своего поколения.
 Самые значительные произведения о войне написаны представителями второй группы. Война привела к возникновению целого ряда радикальных движений, радикальных идей, концепций, к общей радикализации общественного сознания. Самый зримый результат такой радикализации - это те самые революции, которыми эта война заканчивается. Б.Шоу обозначил не только возможности, но и необходимость этой радикализации еще в 1914 году, когда он написал статью "Здравый смысл и война": "Самым разумным делом для обеих воюющих армии было бы перестрелять своих офицеров, разойтись по домам и произвести революцию". Вторая часть участников этой войны вышли из нее, разуверившись во всем: в человеке, в возможности изменения к лучшему, они вьшли из войны травмированными ею. Эту часть молодых людей, которые соприкоснулись с войной, стали называть ''потерянное поколение". Литература отражает это разделение мировоззрений. В части произведений мы видим рассказы о радикализации, к которой приходит человеческое сознание, в другой — разочарование. Ремарк и Хемингуэй стали нравственными ориентирами для многих. Стоит только вспомнить « На западном фронте без перемен», « Три товарища», « Прощай, оружие!»  В их творчестве изображаются герои, которые прошли войну и вышли из неё физически не поврежденными, но на всю жизнь война остается в их душе. Писатели были участниками войны, и во время войны были по разные стороны, но в героях, которых они изображают, много общих черт. Наверно, это потому, что их личности формировались под влиянием войны и её ужасов. Поэтому нельзя называть всю литературу о 1 мировой войне литературой потерянного поколения,  она гораздо более многообразна.
В заключении хотелось бы сказать: «Война меняет человека, делая кого-то лучше, а кого-то много хуже, чем он был. С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел». Размышляя о том, чем явилась для России первая мировая, нужно, наверное, думать и  о том, что необходимо сделать, чтобы это зло никогда не повторялось! Первая мировая, вторая мировая…Давайте поставим точку! Человечеству это по силам! В  моей  душе возникли строки:
Первая мировая вас поглотила,
Да! Это было великое время,
Эта война многих сплотила,
Только не вынесли ужаса бремя!
Что для России война мировая,
Та, что в окопах заставила сгинуть?
Это история ! Право не знаю,
И  невозможно забыть или сдвинуть!
Голод, страдания, ужас теплушек,
Сотни от тифа где-то умерших …
Это трагедия всех тех погибших,
В душах сегодня  наших воскресших!
100 лет! Для истории это лишь малость,
                                                    Вновь оружейный слышится лязг…
Сколько страниц неоткрытых осталось…
Хватит для нашей планеты  всех дрязг!
Время! Безвозвратно прошедшее; еще минута - и моя творческая работа станет историей. Я благодарна тебе, время, потому что ты подарило мне заочную встречу с  героями той войны. В твои, время, короткие мгновения я смогла задуматься о себе и о своих поступках, о людях и мире, в котором живу.