Козубенко Юлия Ивановна
23 октября 2016
Муниципальное образовательное учреждение
«ТСШ № 11»
Урок русского языка.
Тема: Культура и развитие речи.
Текст. Анализ текста.
г. Тирасполь
Тема: Урок развития речи. Анализ текста.
Цели урока:
Ход урока:
(скоро мы будем отмечать день рождения нашего города)
-А сколько лет исполняется Тирасполю?
-А знаете ли вы, кем и когда был основан наш город? (ответы учащихся)
3 Индивидуальные задания
Учащиеся вашего класса подготовили для нас сообщение по этой теме.
Слушаем сообщение 2-х учеников об основании Тирасполя. (Индивидуальное задание №1. Сообщение сопровождается слайдовой презентацией. Приложение №1)
4. Беседа.
- Что вы узнали нового об основании нашего города? (ответы учащихся)
- В каком году он был основан?
- Под чьим руководством закладывалась крепость?
Ребята, вот мы много раз слышали имя А.В. Суворова. А кто это? Что вы знаете об этой исторической личности? ( ответы учащихся)
4.Индивидуальное задание.
Давайте более подробно познакомимся с А.В. Суворовым и узнаем, почему его называют героем России?
Слушаем сообщение о Суворове. (Индивидуальное задание №2. Сообщение сопровождается слайдовой презентацией. Приложение №2)
Итак, мы с вами познакомились с величайшей исторической личностью, человеком, который внёс огромный вклад и историю России и является основателем нашего города.
О Суворове, не смотря на то, что он личность историческая, можно говорить не только на уроках истории. Его вклад огромен и в развитие военной науки. А в 1986 году были изданы письма Суворова, которые являются «литературным памятником» эпохи 18 века.
О нём слагали стихи, о нём писали его современники и потомки, ему воздвигали памятники, причём не только в России, но и за её пределами.
6. Анализ текста.
К сегодняшнему уроку я подготовила для вас отрывок из статьи о Суворове, который предлагаю вам прочитать и проанализировать. Тексты находятся у вас на партах. Но прежде чем мы приступим к анализу, давайте вспомним теоретический материал.
Фронтальный опрос:
-Что такое текст?
-Каковы отличительные его особенности?
-Какие типы текста вам известны?
-Какие стили текста вы знаете?
-Чем отличаются различные типы и стили текста друг от друга?
-Вспомните алгоритм анализа текста.
Теперь мы можем приступить к анализу текста. (Текст анализируется коллективно)
Текст №1
У каждого народа есть герои, которые вошли в историю одними фамилиями, без имён и отчеств. Они настолько тесно связаны с культурой народа, что стали как бы символами его высших достижений. Суворов, несомненно, символ. Вы спросите, символ чего? Непобедимости боевой славы и бескорыстного служения Отечеству.
Он сам говорил: «Истинная слава – служба Отечеству». Значение Суворова в истории России было осознано ещё при его жизни. И не случайно после смерти полководца на могильной плите вырезано всего 3 слова: «Здесь лежит Суворов».
Не граф А. В. Суворов, не князь Италийский, не великий маршал, не граф Священной Римской империи, не кавалер всех русских орденов, а просто Суворов. Потому что просто Суворов говорит русскому сердцу гораздо больше длинного перечисления титулов, званий, подвигов и побед.
Анализ текста. (запись в тетради)
1.Данный отрывок является текстом, так как все предложения связаны между собой по смыслу; расположены последовательно; отрывок можно озаглавить: « Настоящий герой России»
2. Основная мысль текста: значение Суворова было осознано ещё при его жизни, и оно настолько велико, а сам Суворов настолько известен каждому русскому человеку, что даже без своих званий и титулов он остаётся героем. Главная мысль высказана в предложении: « Просто Суворов говорит русскому человеку гораздо больше длинного перечисления всех титулов, званий, подвигов и побед».
3.Тип текста – рассуждение, т.к. есть тезис: « Суворов, несомненно, символ», есть аргументы и вывод. Также в тексте есть вопрос и ответ на него.
4. Стиль текста – публицистический, т.к. это отрывок из статьи, имеется авторская позиция, автор высказывает своё мнение.
7. Закрепление материала.
( учащимся даётся второй текст, который они анализируют самостоятельно)
Текст № 2
Русский чудо-богатырь Суворов остался загадкой для потомства. Быстрый, решительный, предприимчивый в военных действиях и своих поступках великий вождь. Он был разнообразным до бесконечности, как были разнообразны обстоятельства, окружавшие его. И в то же время странный старик, который, то шалит, как ребёнок, то решает в своём уме самые сложные вопросы, касавшиеся судеб миллионов людей. Человек, обладавший огромными средствами, но не пользовавшийся ими. Он презирал роскошь, мог спать на соломе и довольствовался солдатским сухарём. Истинные свои замыслы он прикрывал фарсами и лаконичными остротами, так как главными его качествами были честь, совесть, ум, добродетель и храбрость- все те качества, которые присущи только настоящему герою.
8. Развивающее задание.
В тексте, который мы анализировали, автор привёл нам высказывание Суворова, как вы его понимаете? ( ответы учащихся)
А знаете ли вы, что таких высказываний, так называемых суворовских афоризмов очень много, сейчас мы с вами познакомимся с ними.
(Индивидуальное задание №3. Учащиеся зачитывают найденные дома афоризмы Суворова, коллективно комментируем их)
А давай те мы с вами сейчас поиграем в игру «Продолжи афоризм». Я буду давать начало высказывания, а вы постараетесь его закончить.
- Тяжело в учении…….( легко в бою)
-Где меньше войска, там……( больше храбрых)
-Три главных достоинства вождя: мужество, ум и ……( здоровье)
-С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего, но никогда не прощай……( своих собственных)
-Готовься в войне к миру, а в………( мире к войне)
-Истинный герой равнодушен к ……..(славе)
-Война закончена лишь тогда, когда……..(похоронен последний солдат)
( каждому из афоризмов даём пояснение и толкование)
9. Итоги урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-С какой исторической личностью познакомились?
-Почему А.В. Суворова называют героем России?
-Каков его вклад в наш регион?
-Что вы можете сказать об отношении к Суворову его современников?
-Что вы узнали о памятнике этому герою, установленном в нашем городе?
- Почему на его могильной плите всего 3 слова? Какие?
Всё, что вы сегодня узнали на уроке, все выводы которые сделали, можно подытожить одним стихотворением, которое для нас подготовила ваша одноклассница.
( Ученица выразительно читает стихотворение наизусть)
Тирасполь-Москва.
Из синего неба, из конского храпа ль,
Двуглавых орлов ли, штыков-киверов
Восстроилась крепость с названьем Тирасполь,
На стыке величия русских веков.
Теперь и не помнят, как всё это было:
Султан получил от Великой привет!
И русская удаль, и русская сила-
Тираспольский Дух и Тираспольский Свет!
Не замысел чей-то, не чья-то удача,
Был миг озаренья суворовский прост:
гуляла здесь вольно ватага казачья,
а будет Империи храм и форпост!
И град послужил.
Не царям, не генсекам,
России служил он, Россией мужал.
И даже исполненным морока веком
Град тихо стона,
Но Россию – держал!
Его не скрутили лихие бессии
Тугие на ум кишиневские мглы.
Он верил в Россию и верит России,
От райского света до адской смолы:
На том мы стояли, на том мы держались,
На том – Бог не выдаст – ещё постоим!
В чужую жилетку соплей не изжалясь,
Мы русские Духом, и мы – победим!
Та мгла не избила и не истерзала,
Да грянет надежда, которой живу!
Ведь Русское Слово навеки связало
Россию – Тирасполь, Тирасполь – Москву.
Домашнее задание:
* повышенной сложности – составить текст-рассуждение в публицистическом стиле
1. о Суворове-герое России и основателе Тирасполя;
2. общий уровень – составить текст – описание на туже тему.
Приложение
Текст №1
У каждого народа есть герои, которые вошли в историю одними фамилиями, без имён и отчеств. Они настолько тесно связаны с культурой народа, что стали как бы символами его высших достижений. Суворов, несомненно, символ. Вы спросите, символ чего? Непобедимости боевой славы и бескорыстного служения Отечеству.
Он сам говорил: «Истинная слава – служба Отечеству». Значение Суворова в истории России было осознано ещё при его жизни. Ине случайно после смерти полководца на могильной плите вырезано всего 3 слова: «Здесь лежит Суворов».
Не граф А. В. Суворов, не князь Италийский, не великий маршал, не граф Священной Римской империи, не кавалер всех русских орденов, а просто Суворов. Потому что просто Суворов говорит русскому сердцу гораздо больше длинного перечисления титулов, званий, подвигов и побед
Текст № 2
Русский чудо-богатырь Суворов остался загадкой для потомства. Быстрый, решительный, предприимчивый в военных действиях и своих поступках великий вождь. Он был разнообразным до бесконечности, как были разнообразны обстоятельства, окружения его. И в то же время странный старик, который, то шалит, как ребёнок, то решает в своём уме самые сложные вопросы, касавшиеся судеб миллионов людей. Человек, обладавший огромными средствами, но не пользовавшийся ими. Он презирал роскошь, мог спать на соломе и довольствовался солдатским сухарём. Истинные свои замыслы он прикрывал фарсами и лаконичными остротами, так как главными его качествами были честь, совесть, ум, добродетель и храбрость.
«ТСШ № 11»
Урок русского языка.
Тема: Культура и развитие речи.
Текст. Анализ текста.
Автор:
Козубенко Ю.И.
учитель русского
языка и литературы
2 категории
Козубенко Ю.И.
учитель русского
языка и литературы
2 категории
г. Тирасполь
Тема: Урок развития речи. Анализ текста.
Цели урока:
- Обучающая: научить учащихся анализировать текст; определять основную мысль текста; определять стили и типы текста.
- Развивающая: познакомить учащихся с историей основания родного города; познакомить с исторической личностью А.В. Суворова; развить навыки самостоятельной поисковой деятельности.
- Воспитательная: гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач урока.
- Беседа с учащимися (звучит песня «Тирасполь, Тирасполь - наш город родной»)
(скоро мы будем отмечать день рождения нашего города)
-А сколько лет исполняется Тирасполю?
-А знаете ли вы, кем и когда был основан наш город? (ответы учащихся)
3 Индивидуальные задания
Учащиеся вашего класса подготовили для нас сообщение по этой теме.
Слушаем сообщение 2-х учеников об основании Тирасполя. (Индивидуальное задание №1. Сообщение сопровождается слайдовой презентацией. Приложение №1)
4. Беседа.
- Что вы узнали нового об основании нашего города? (ответы учащихся)
- В каком году он был основан?
- Под чьим руководством закладывалась крепость?
Ребята, вот мы много раз слышали имя А.В. Суворова. А кто это? Что вы знаете об этой исторической личности? ( ответы учащихся)
4.Индивидуальное задание.
Давайте более подробно познакомимся с А.В. Суворовым и узнаем, почему его называют героем России?
Слушаем сообщение о Суворове. (Индивидуальное задание №2. Сообщение сопровождается слайдовой презентацией. Приложение №2)
Итак, мы с вами познакомились с величайшей исторической личностью, человеком, который внёс огромный вклад и историю России и является основателем нашего города.
О Суворове, не смотря на то, что он личность историческая, можно говорить не только на уроках истории. Его вклад огромен и в развитие военной науки. А в 1986 году были изданы письма Суворова, которые являются «литературным памятником» эпохи 18 века.
О нём слагали стихи, о нём писали его современники и потомки, ему воздвигали памятники, причём не только в России, но и за её пределами.
6. Анализ текста.
К сегодняшнему уроку я подготовила для вас отрывок из статьи о Суворове, который предлагаю вам прочитать и проанализировать. Тексты находятся у вас на партах. Но прежде чем мы приступим к анализу, давайте вспомним теоретический материал.
Фронтальный опрос:
-Что такое текст?
-Каковы отличительные его особенности?
-Какие типы текста вам известны?
-Какие стили текста вы знаете?
-Чем отличаются различные типы и стили текста друг от друга?
-Вспомните алгоритм анализа текста.
Теперь мы можем приступить к анализу текста. (Текст анализируется коллективно)
Текст №1
У каждого народа есть герои, которые вошли в историю одними фамилиями, без имён и отчеств. Они настолько тесно связаны с культурой народа, что стали как бы символами его высших достижений. Суворов, несомненно, символ. Вы спросите, символ чего? Непобедимости боевой славы и бескорыстного служения Отечеству.
Он сам говорил: «Истинная слава – служба Отечеству». Значение Суворова в истории России было осознано ещё при его жизни. И не случайно после смерти полководца на могильной плите вырезано всего 3 слова: «Здесь лежит Суворов».
Не граф А. В. Суворов, не князь Италийский, не великий маршал, не граф Священной Римской империи, не кавалер всех русских орденов, а просто Суворов. Потому что просто Суворов говорит русскому сердцу гораздо больше длинного перечисления титулов, званий, подвигов и побед.
Анализ текста. (запись в тетради)
1.Данный отрывок является текстом, так как все предложения связаны между собой по смыслу; расположены последовательно; отрывок можно озаглавить: « Настоящий герой России»
2. Основная мысль текста: значение Суворова было осознано ещё при его жизни, и оно настолько велико, а сам Суворов настолько известен каждому русскому человеку, что даже без своих званий и титулов он остаётся героем. Главная мысль высказана в предложении: « Просто Суворов говорит русскому человеку гораздо больше длинного перечисления всех титулов, званий, подвигов и побед».
3.Тип текста – рассуждение, т.к. есть тезис: « Суворов, несомненно, символ», есть аргументы и вывод. Также в тексте есть вопрос и ответ на него.
4. Стиль текста – публицистический, т.к. это отрывок из статьи, имеется авторская позиция, автор высказывает своё мнение.
7. Закрепление материала.
( учащимся даётся второй текст, который они анализируют самостоятельно)
Текст № 2
Русский чудо-богатырь Суворов остался загадкой для потомства. Быстрый, решительный, предприимчивый в военных действиях и своих поступках великий вождь. Он был разнообразным до бесконечности, как были разнообразны обстоятельства, окружавшие его. И в то же время странный старик, который, то шалит, как ребёнок, то решает в своём уме самые сложные вопросы, касавшиеся судеб миллионов людей. Человек, обладавший огромными средствами, но не пользовавшийся ими. Он презирал роскошь, мог спать на соломе и довольствовался солдатским сухарём. Истинные свои замыслы он прикрывал фарсами и лаконичными остротами, так как главными его качествами были честь, совесть, ум, добродетель и храбрость- все те качества, которые присущи только настоящему герою.
8. Развивающее задание.
В тексте, который мы анализировали, автор привёл нам высказывание Суворова, как вы его понимаете? ( ответы учащихся)
А знаете ли вы, что таких высказываний, так называемых суворовских афоризмов очень много, сейчас мы с вами познакомимся с ними.
(Индивидуальное задание №3. Учащиеся зачитывают найденные дома афоризмы Суворова, коллективно комментируем их)
А давай те мы с вами сейчас поиграем в игру «Продолжи афоризм». Я буду давать начало высказывания, а вы постараетесь его закончить.
- Тяжело в учении…….( легко в бою)
-Где меньше войска, там……( больше храбрых)
-Три главных достоинства вождя: мужество, ум и ……( здоровье)
-С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего, но никогда не прощай……( своих собственных)
-Готовься в войне к миру, а в………( мире к войне)
-Истинный герой равнодушен к ……..(славе)
-Война закончена лишь тогда, когда……..(похоронен последний солдат)
( каждому из афоризмов даём пояснение и толкование)
9. Итоги урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-С какой исторической личностью познакомились?
-Почему А.В. Суворова называют героем России?
-Каков его вклад в наш регион?
-Что вы можете сказать об отношении к Суворову его современников?
-Что вы узнали о памятнике этому герою, установленном в нашем городе?
- Почему на его могильной плите всего 3 слова? Какие?
Всё, что вы сегодня узнали на уроке, все выводы которые сделали, можно подытожить одним стихотворением, которое для нас подготовила ваша одноклассница.
( Ученица выразительно читает стихотворение наизусть)
Тирасполь-Москва.
Из синего неба, из конского храпа ль,
Двуглавых орлов ли, штыков-киверов
Восстроилась крепость с названьем Тирасполь,
На стыке величия русских веков.
Теперь и не помнят, как всё это было:
Султан получил от Великой привет!
И русская удаль, и русская сила-
Тираспольский Дух и Тираспольский Свет!
Не замысел чей-то, не чья-то удача,
Был миг озаренья суворовский прост:
гуляла здесь вольно ватага казачья,
а будет Империи храм и форпост!
И град послужил.
Не царям, не генсекам,
России служил он, Россией мужал.
И даже исполненным морока веком
Град тихо стона,
Но Россию – держал!
Его не скрутили лихие бессии
Тугие на ум кишиневские мглы.
Он верил в Россию и верит России,
От райского света до адской смолы:
На том мы стояли, на том мы держались,
На том – Бог не выдаст – ещё постоим!
В чужую жилетку соплей не изжалясь,
Мы русские Духом, и мы – победим!
Та мгла не избила и не истерзала,
Да грянет надежда, которой живу!
Ведь Русское Слово навеки связало
Россию – Тирасполь, Тирасполь – Москву.
Домашнее задание:
* повышенной сложности – составить текст-рассуждение в публицистическом стиле
1. о Суворове-герое России и основателе Тирасполя;
2. общий уровень – составить текст – описание на туже тему.
Приложение
Текст №1
У каждого народа есть герои, которые вошли в историю одними фамилиями, без имён и отчеств. Они настолько тесно связаны с культурой народа, что стали как бы символами его высших достижений. Суворов, несомненно, символ. Вы спросите, символ чего? Непобедимости боевой славы и бескорыстного служения Отечеству.
Он сам говорил: «Истинная слава – служба Отечеству». Значение Суворова в истории России было осознано ещё при его жизни. Ине случайно после смерти полководца на могильной плите вырезано всего 3 слова: «Здесь лежит Суворов».
Не граф А. В. Суворов, не князь Италийский, не великий маршал, не граф Священной Римской империи, не кавалер всех русских орденов, а просто Суворов. Потому что просто Суворов говорит русскому сердцу гораздо больше длинного перечисления титулов, званий, подвигов и побед
Текст № 2
Русский чудо-богатырь Суворов остался загадкой для потомства. Быстрый, решительный, предприимчивый в военных действиях и своих поступках великий вождь. Он был разнообразным до бесконечности, как были разнообразны обстоятельства, окружения его. И в то же время странный старик, который, то шалит, как ребёнок, то решает в своём уме самые сложные вопросы, касавшиеся судеб миллионов людей. Человек, обладавший огромными средствами, но не пользовавшийся ими. Он презирал роскошь, мог спать на соломе и довольствовался солдатским сухарём. Истинные свои замыслы он прикрывал фарсами и лаконичными остротами, так как главными его качествами были честь, совесть, ум, добродетель и храбрость.