Козубенко Юлия Ивановна
1 июля 2016
Выступление на ГМО,2015 -2016 у.г.
Русский язык и литература в призме поликультурного воспитания на основе современных технологий |
Уважаемые коллеги! В настоящее время в Приднестровской Молдавской Республике,несмотря на сложности социально-экономического положения, продолжает совершенствоваться система образования. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям, технологиям творческого проблемного аналитического порядка. В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Особое значение приобретает формирование учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Муниципальное образовательное учреждение « Тираспольская средняя школа №11»как школа поликультурной направленности призвана отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности. Коллектив школы в соответствии с Концепцией и Программой развития « Школа, нацеленная на успех!» определяют главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. Однако нужно отметить, что наше образовательное учреждение конкретно занимается пропагандой знаний о России, исторической родине, тесными узами связанной с Приднестровьем. Поэтому вопросы формирования гражданского, патриотического самосознания находятся в самом центре процесса, организованного для учащихся.Эти вопросы напрямую связываются с духовным,нравственным ориентирами. Приднестровье – многонациональное государство, особую значимость,в связи с вызовами времени, приобретают предметы “русский язык”, «русская литература». Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимы среди них:
Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования и воспитания на уроках словесности в нашей школе:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. При этом перед учителем встают конкретные новые задачи:
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.Внедрение современных технологий в образовательную среду 11 школы позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Поликультурное воспитание средствами урока литературы является его приоритетной задачей. Общечеловеческое начало – фундамент творчества. «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считал академик Дмитрий Лихачев. Учителя словесности нашей школы стараются представить литературу как единый творческий процесс – от века к веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению и, конечно, от «народа к народу». Одним из источников и средств поликультурного воспитания на уроках, на различных ступенях обучения, является в 11 школе фольклор. Важное место в формировании высококультурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве». Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии невозможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности. В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности народов. Поэтому мы на уроках литературы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Кроме того литературные произведения помогают познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивают проблемы межнациональных отношений, гражданской позиции, патриотизма. Например:
- человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; - своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя; - не аргументы и факты, а открытия; - совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Способ введения ученика в структуру материала через “деталь” – “вопрос” – “проблему” (либо наоборот) универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в школе форме коллективного поиска. Наиболее эффективный путь включения детей в родную этнокультуру – это изучение русского языка, развитие речи учащихся. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляция ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура. Филолог И.И. Срезневский писал: “В языке народ выражает себя полнее и многостороннее, чем в чем – либо другом – не только в последнем своем положении, но и историческом. Все, что есть у народа в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. В высшем своем жизненном и важном историческом применении язык становится орудием и проводником всех потребностей образованности народа”. Уроки русского языка в школе поликультурного типа ( и наша здесь не исключение) имеют следующие признаки: - знания, информацию учащимся часто нужно добывать самостоятельно на основе опережающих домашних заданий и выполнения проектов; - учитель не только организует сообщение или изложение знаний, но поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; - учащиеся под руководством учителя учатся самостоятельно говорить на основе монолога, диалога, полилога, рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д. -уроки очень часто выстраиваются в нетрадиционной форме, либо включают в себя элементы нетрадиционных методик. Они хорошо известны и присутствующим. Назовем лишь некоторые из них, которые широко используются в нашей школе: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях - уроки в форме соревнований и игр - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала - уроки с имитацией публичных форм общения - уроки с использованием фантазии - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций - уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы -уроки- проекты Сегодня можно сказать о том, что в МОУ « ТСШ№11» активно используются разнообразные современные технологии преподавания русского языка и литературы, в частности: 1. Технология развивающего обучения 2. Технология речевого развития (работа с текстом) 3. Тестовые технологии на уроках русского и литературы 5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо(приемы «кластер», «инсерт», «таблицы» и др.). 6. Технология «Творческая мастерская» 7. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах 8. Технология обучения анализу поэтического текста 9. Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание “С”) 10. Технология подготовки к ЕГЭ по литературе 11. Технология «Дебаты» Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями ,технологиями нетрадиционной методики и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя МО учителей русского языка и литературы в настоящий момент претерпевает изменения как в кадровом, так и иных характеристиках. Но несмотря на это педагоги систематически развивают и повышают свой профессиональный уровень, приобретают новые знания. Так, например:
|