Козубенко Юлия Ивановна 1 июля 2016
Выступление на ГМО,2015 -2016 у.г.
Русский язык и литература в призме поликультурного воспитания
 на основе современных технологий
Уважаемые коллеги!
        В настоящее время в Приднестровской Молдавской Республике,несмотря на сложности социально-экономического положения, продолжает  совершенствоваться система образования. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям, технологиям  творческого проблемного аналитического порядка.
    В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
  Особое значение  приобретает формирование учебной деятельности,  обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений.
         Муниципальное образовательное учреждение « Тираспольская средняя школа №11»как школа поликультурной направленности призвана отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности. Коллектив школы в соответствии с Концепцией и Программой развития « Школа, нацеленная на успех!» определяют главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. Однако нужно отметить, что наше образовательное учреждение конкретно занимается пропагандой знаний о России, исторической родине, тесными узами связанной с Приднестровьем. Поэтому вопросы формирования гражданского, патриотического самосознания находятся в самом центре процесса, организованного для учащихся.Эти вопросы напрямую связываются с духовным,нравственным ориентирами.
Приднестровье – многонациональное государство, особую значимость,в связи с вызовами времени, приобретают предметы “русский язык”, «русская литература». Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимы среди них:
  • рост национального самосознания,
  • обострение национальных отношений,
  •  усиление миграционных процессов;
  •  стандарты образования, введение в практику школы регионального и школьного компонентов, единого государственного экзамена.
Этнокультурный  русский компонент предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным условием, как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень.
Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования и воспитания на уроках словесности в нашей школе:
  • глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
  • формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;
  • формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной приднестровской, российской культуре, поликультурной по своей природе;
  • формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире,в России, в ПМР, воспитание положительного отношения к культурным различиям, служащим условиям для самореализации личности;
  • формирование и развитие умения критически мыслить ;
  • формирование способности учащегося к личностному, культурному самоопределению
  • и другие.
Поликультурное образование в нашем образовательном учреждении базируется на следующих педагогических принципах:
  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • воспитание для сосуществования социальных групп различных религий, этносов;
  • воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
 Современное информационное общество ставит перед учителем  русского языка и литературы задачу подготовки выпускников, способных:
 - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
 - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При этом перед учителем встают  конкретные новые задачи:
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса на уроках русского языка и литературы.
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
  • Использование в ходе урока, внеклассного мероприятия материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения, творческим способностям, проявленным  в ходе выполнения опережающих заданий.
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
    При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями, с технологиями, напрямую связанными с развитием  мышления, познавательных способностей обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: эти  технологии способствуют активизации аналитической деятельности обучаемых.
        В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных  технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.Внедрение  современных технологий в образовательную среду 11 школы позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
          Поликультурное воспитание средствами урока литературы является его приоритетной задачей.
Общечеловеческое начало – фундамент  творчества. «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считал академик Дмитрий Лихачев.
Учителя словесности   нашей школы стараются представить литературу как единый творческий процесс – от века к  веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению  и, конечно, от «народа к народу».
Одним из источников и средств поликультурного воспитания  на уроках,  на различных ступенях обучения, является в 11 школе фольклор. Важное место в формировании  высококультурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве».  Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии невозможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.
В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности народов. Поэтому мы на уроках литературы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри.
                 Кроме того литературные произведения помогают познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивают проблемы межнациональных отношений, гражданской позиции, патриотизма.
Например:

  •  в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» прославляется  жизнь как таковая и ее дитя – человек.
  • в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник” изображены христианские праздники и традиции, помогающие понять характеры главных героев; 

  •   в повести Лескова «Очарованный странник» представлена широкая панорама жизни народов России; 

  • с традициями и обычаями народов Кавказа учащиеся знакомятся при изучении  романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”; 

  •   красочные картины быта и нравов  украинского народа  предстают перед читателями в произведениях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

  • проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине  решаются в повести «Тарас Бульба», 

  • проблемы межнациональных отношений - в произведении А. Приставкина "Ночевала тучка золотая”.
Урок литературы сегодня – это:
- человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;
- не аргументы и факты, а открытия;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него - к Книге.
  Способ введения ученика в структуру материала через “деталь” – “вопрос” – “проблему” (либо наоборот) универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в школе форме коллективного поиска.
          Наиболее эффективный путь включения детей в родную этнокультуру – это изучение  русского языка, развитие речи учащихся. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляция ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура. Филолог И.И. Срезневский писал: “В языке народ выражает себя полнее и многостороннее, чем в чем – либо другом – не только в последнем своем положении, но и историческом. Все, что есть у народа в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. В высшем своем жизненном и важном историческом применении язык становится орудием и проводником всех потребностей образованности народа”.
Уроки русского языка в школе поликультурного типа ( и наша здесь не исключение) имеют следующие признаки:
- знания, информацию учащимся часто нужно добывать самостоятельно на основе опережающих домашних заданий и выполнения проектов;
- учитель не  только организует сообщение или изложение знаний, но поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
- учащиеся под руководством учителя учатся самостоятельно говорить  на основе монолога, диалога, полилога, рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают  проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д.
-уроки  очень часто выстраиваются в нетрадиционной форме, либо включают в себя элементы нетрадиционных методик. Они хорошо известны и присутствующим.
Назовем лишь некоторые из них, которые широко используются в нашей школе:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях
- уроки в форме соревнований и игр
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала
- уроки с имитацией публичных форм общения
- уроки с использованием фантазии
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы
-уроки- проекты
Сегодня можно сказать о том, что в МОУ « ТСШ№11» активно используются разнообразные современные технологии преподавания русского языка и литературы, в частности:
1. Технология развивающего обучения
2. Технология речевого развития (работа с текстом)
3. Тестовые технологии на уроках русского и литературы
5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо(приемы «кластер», «инсерт», «таблицы» и др.).
6. Технология «Творческая мастерская»
7. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах
8. Технология обучения анализу поэтического текста
9. Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание “С”)
10. Технология подготовки к ЕГЭ по литературе
11. Технология «Дебаты»
 Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями ,технологиями нетрадиционной методики и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя
МО учителей русского языка и литературы в настоящий момент претерпевает изменения как в кадровом, так и иных характеристиках. Но несмотря на это педагоги систематически развивают и повышают свой профессиональный уровень, приобретают новые знания.
Так, например:
  1. Получили дополнительную квалификацию менеджера Козубенко Ю.И..
  2. Получает второе высшее образование Денисенко Е.И..
  3. Прошли  курсы  в рамках международного проекта Лайнс-клуба Козубенко Ю.И. и Захарова Т.Г.
  4. Руководитель МО Козубенко Ю.И. была направлена на  курсы повышения квалификации, организованные Российским Университетом Дружбы Народов  для учителей-филологов в Молдове и Приднестровье
  5. Набенюк М.В., Захарова Т.Г., Козубенко Ю.И. повысили свой уровень на курсах ,организованных РФ для своих соотечественников, проживающих за рубежом.
  6. Набенюк М.В. прошла курсы ПК учителей рус.языка при Российском Университете дружбы народов, РФ, г.Москва с 21.10.13 по 25.10.13
Опыт МО учителей русского языка и литературы получил высокую оценку в рамках:
  •  муниципальных и республиканских семинаров для педагогов и управленцев, проведенных на базе школы (с2009-6 раз)
  • презентация опыта на республиканском и международном уровнях, например:
  • Козубенко Ю.И. презентовала свой опыт работы на  республиканской конференции в ПГУ им. Т.Г. Шевченко по проблемам развития русского языка.
  • М.В.Набенюк участвовала в Конгрессе  по поддержке русского языка, культуры и образования под эгидой Правительства Москвы, ГКУ « Московский дом соотечественника», Департамента международных и внешнеэкономических связей. Набенюк М.В. представляла  опыт  по поликультурному воспитанию на международном уровне в Курске, Ростове-на-Дону, Воронеже
Результатами  работы нашего МО учителей русского языка и литературы за последние годы могут служить ,например:
  • успешная сдача ЕГЭ по русскому языку
  • призовые места на городской предметной олимпиаде ( с 2009 года-26 мест)
  • публикация опыта учителей- филологов по современным вопросам  преподавания на страницах педагогической  печати ПМР, ближнего и дальнего зарубежья ( с 2009 года-16 работ)
  • публикация  творческих работ учащихся в издания ПМР,РФ ( с 2009 года-8 работ)
  • получение  многочисленных благодарственных писем, грамот  на муниципальном ,республиканском, международном уровнях
  • победы и призовые места на различных уровнях:
  • МОУ «ТСШ№11» стало призером (3 место) и получило Грант в подпроекте « Русская школа-шаг в будущее» в рамках российско-приднестровского проекта « Лучшая русская школа за рубежом: Приднестровье».
  • Жулдыбина О.В., Немченко Т.Ф. ,Набенюк М.В.- призеры  международного проекта «Читаем Расула Гамзатова», проводимого по всему миру Хасавюртовской центральной городской библиотекой Республики Дагестана РФ.
  • Выход в финал Международного конкурса « Слово за нами…»( Пелымская Т.,Мазур Е., 10 класс, учитель Набенюк М.В.)
  • 4  учащихся стали дипломантами Международного конкурс сочинений «Россия – Родина моя!» в рамках культурно-просветительского проекта российского Фонда содействия гуманитарно-экономическому развитию «Созидание» и Тираспольской школы политических исследований
  • Участие и  победа    в Российско - Приднестровском проекте  «Мы часть истории твоей России». Призовые места в конкурсе сочинений-эссе на тему: «История моей семьи в истории России»:(  Козубенко Е. 2-В класс - 1 место, Черней А. 7-А класс, - 1 место,  Голованова О. 11-А класс, - 2 место, учитель Козубенко Ю.И.)
  • Участие и победа в международном конкурсе сочинений, приуроченному к 1150-летию Славянской письменности в номинации «Великое русское слово»  (  учителя Жулдыбина О.В., Набенюк М.В.)
  • Победа в Первым открытом конкурсе поэтов и чтецов г. Тирасполь «Поэзии прекрасная страна»  ( Лунгу Д. 9 класс, учитель Денисенко Е.И.)
  • Победа и призовые места в международном конкурсе  и направление трех учениц школы в ВДЦ « Орленок»( Жекова А., Новикова А., Мунтян В., учителя Набенюк М.В., Жулдыбина О.В.),2014 год
  • Победа в международном конкурсе, посвященном 100 летию 1 мировой войны (Пелымская Т.10 класс-1 место  учитель Набенюк М.В.)
  • Участие  и победы в Республиканском конкурсе исторических сочинений «Защитники Приднестровья»: - Лопушанская Татьяна 7-Б класс - 2 место( учитель Захарова Т.Г.),- Шпиль Д. 6-А класс – 1 место (учитель Набенюк М.В.)
  • Участие и призовые места в Республиканском конкурсе сочинений, посвящённом 70-летию Освобождения Тирасполя:- Бодрова Анна 11-А класс - 1 место (учитель Жулдыбина О.В.)         
  • Козубенко Ю.И. стали лауреатом городского конкурса, объявленного РП « Обновление», на лучшую методическую разработку урока, внеклассного мероприятия, посвященного герою России, основателю города Тирасполь А.В.Суворову.
  • Козубенко Ю.И. ,Денисенко Е.И., Набенюк М.В. награждены Грамотой за активное участие в Республиканском конкурсе методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в учебных заведениях ПМР по теме: «Растим патриотов Приднестровья».
  • Захарова Т.Г., Денисенко Е.И., Жулдыбина О.В., Набенюк М.В. награждены Грамотой за подготовку победителей и призеров в международного конкурса (4 учащихся) исторических сочинений «В начале было Слово…», приуроченного к 1150-летию создания просветителями Кириллом и Мефодием азбуки славянской письменности.
В заключении хотелось бы заметить, что успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.